Эластичность, ее применение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Эластичность спроса 4
1.1. Измерение эластичности спроса 7
1.2. Ценовая эластичность спроса 9
1.3. Формула центральной точки 12
1.4. Оценка по показателю общей выручки 14
1.5. Свойства эластичности 17
1.6. Факторы ценовой эластичности спроса 18
1.7. Эластичность спроса по цене 21
1.8. Эластичность спроса по доходам 23
2. Эластичность предложения 26
2.1. Факторы ценовой эластичности предложения 27
2.2. Факторы времени и эластичность предложения 29
3. Применение теории эластичности 30
Заключение 47
Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

       Неэластичный спрос. Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Небольшое расширение продаж, которое произойдет в этом случае, окажется недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счете общая выручка уменьшится. Такая ситуация имеет место в ценовом интервале от 2 до 1-дол. нашей кривой спроса, изображенной на рисунке 3. Первоначальная общая выручка представлена на нем площадью фигуры OP4FQ4 (22 000 дол.) при цене Р4 (2 дол.) и количестве спрашиваемой продукции Q4 (11 000 бушелей). Снизив уровень цены до Р5 (1 дол.), мы увеличим количество спрашиваемой продукции до Q5 (16 000 дол.), что, очевидно, меньше площади OP4FQ4. Это уменьшение объясняется тем, что потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции (площадь P5P4FH), оказывается больше прироста выручки, полученного благодаря сопутствующему расширению продаж (площадь Q4HGQ5). Например, падение цены на 1 дол. применительно к первоначальному количеству зерна, равному 11 000 бушелей (Q4), ведет к потере 11 000 дол. Рост объема продаж, сопровождающий это снижение цены, составит 5000 бушелей (от Q4 до Q5) и в результате даст дополнительную выручку, равную 5000 дол. (5000 х 1 дол.). В конечном счете чистая потеря общей выручки составит 6000 дол. (5000 дол. - 11 000 дол.). Как и в предыдущем случае, наши рассуждения носят обратимый характер: если спрос неэластичен, рост цены приведет к увеличению общей выручки.

     Рассуждения будут правомерны также и в обратном случае: если спрос неэластичен, увеличение цены приведет к увеличению общей выручки.

 Вывод: если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

      Единичная эластичность. В специальном случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки, вызванная снижением цены единицы продукции, будет в точности компенсирована сопутствующим расширением продаж. И наоборот, прирост выручки, полученный благодаря росту цены единицы продукции, будет в точности компенсирован потерей выручки, вызванной сопутствующим сокращением количества спрашиваемой продукции. В колонках 3 и 4 таблицы 2 отмечено применение показателя общей выручки ко всей кривой спроса на зерно. Рисунок 3б подтверждает правильность наших заключений. На нем изображены пять точек, соответствующих пяти значениям общей выручки и количествам спрашиваемой продукции, приведенным в колонках 1 и 3 таблицы 2, а затем проведена кривая, позволяющая судить о динамике этих соотношений. Высота кривой общей выручки соответствует площади прямоугольника, расположенного под кривой спроса на рисунке За, при каждой заданной комбинации цены и количества. Мы видим, что на ценовом отрезке от 5 до 4 дол. величина общей выручки действительно растет по мере уменьшения цены. Мы обнаружим также, что общая выручка растет при падении цены с 4 до 3 дол. и с 3 до 2 дол. Обратите внимание: коэффициент эластичности в колонке 5 таблицы 2 показывает, что спрос действительно эластичен на всех этих ценовых интервалах (отрезках). Однако на отрезке от 2 до 1 дол. мы заметим, что общая выручка, изображенная на рисунке 36, будет понижаться.

       Это свидетельствует о неэластичности спроса, что подтверждается также и данными колонки 5 таблицы 2. На протяжении тех отрезков, в пределах которых снижение цены ведет к росту общей выручки, спрос является эластичным; на протяжении тех ценовых отрезков, в пределах которых снижение цены сопровождается снижением общей выручки, спрос неэластичен.

          Таблица 1.3

Спрос и предложение  на рынке зерна(гипотетические данные)

Количество

продукции

(ед.)

Цена

за 1 бушель

(дол.)

Количество

предлагаемой продуции(ед.)

Излишек(+)

или

дефицит(-)

2000

4000

7000

11000

16000

5

4

3

2

1

12000

10000

7000

4000

1000

+10000

+6000

0

-7000

-15000


 

 

       

 

    1. Свойства эластичности

         В описанных выше вариантах применения формулы эластичности и показателя суммарного дохода можно обнаружить два малоприметных, но значимых свойства эластичности.

         Эластичность и ценовые интервалы. Во-первых, эластичность, как правило, варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного в данной таблице или на кривой спроса. Для большинства кривых спроса, включая и использованный нами для иллюстрации спрос на зерно, описанный в таблице 2, эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. По сути дела, это - следствие арифметических свойств единиц измерения эластичности. Действительно, в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое процентное изменение количества продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливым будет обратное рассуждение. Тогда процентное изменение количества продукции будет, как правило, невелико, поскольку велико первоначальное количество, от которого ведется отсчет процентного изменения. Аналогичным образом процентное изменение цены будет, как правило, большим, поскольку мала первоначальная цена, относительно которой подсчитывается изменение цены. Небольшое процентное изменение количества, деленное на относительно большое процентное изменение цены, дает в результате неэластичный спрос.

       Эластичность и наклон кривой спроса. Второе свойство ценовой эластичности спроса заключается в том, что внешний вид графика, а именно наклон кривой спроса, не может служить надежным основанием для суждения об эластичности последнего. Например, из рисунка 3 видно, что, поскольку кривая спроса становится более крутой при относительно высоких ценах и более пологой при относительно низких ценах, постольку возникает искушение связать неэластичный спрос с высокими ценами и эластичный — с низкими. Однако это ошибочный вывод. Формула эластичности и показатель суммарного дохода свидетельствуют как раз об обратном? Хитрость заключается в том, что наклон кривой спроса — его пологость или крутизна — зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с относительными, или процентными, изменениями цены и количества. Различие между наклоном кривой спроса и его эластичностью можно также вполне уяснить себе, подсчитав показатель эластичности для различных комбинаций цены и количества продукции, расположенных на прямолинейной кривой спроса. Хотя наклон, очевидно, остается неизменным на всем протяжении кривой, спрос является эластичным на отрезке высоких цен и неэластичным — на отрезке низких цен.

 

 

    1. Факторы ценовой эластичности спроса

         Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует. Однако нижеследующие моменты обычно рассматриваются в качестве теоретически значимых и практически полезных.

      Таблица 1.4

Ценовая эластичность спроса

Величина

коэффициента эластичности

Терминология

Объяснение

терминов

Влияние цены на

общую

выручку

Увеличение цены

Уменьшение цены

Больше 

единицы

 

 

 

 

 

 

Равен

 Единицы

 

 

 

 

 

 

Меньше 

единицы

Эластичный

 

 

 

 

 

 

 

Единичный

 

 

 

 

 

 

 

Неэластичный

Процентное изменение  количества спрашиваемой продукции  превышает процентное изменение  цены

 

Процентное изменение  количества спрашиваемой продукции  равно процентному изменению  цены

 

Процентное изменение  количества спрашиваемой продукции  меньше, чем изменение цены

Общая

выручка

падает

 

 

 

 

 

Общая

выручка

изменена

 

 

 

 

 

Общая

выручка растет

Общая

выручка

растет

 

 

 

 

 

Общая

выручка

изменена

 

 

 

 

 

Общая

выручка

падает

 


 

 Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. На чисто конкурентном рынке, где, по определению, существует огромное количество идеальных заменителей продуктов, предлагаемых любым продавцом, кривая спроса на продукты каждого отдельного продавца окажется совершенно эластичной .Если один из конкурирующих продавцов пшеницы или кукурузы повысит цену, покупатели переориентируются на легкодоступные идеальные заменители, предлагаемые его многочисленными соперниками. Другим крайним случаем, о котором мы уже упоминали, является спрос диабетиков на инсулин, крайне неэластичный. Стоит заметить, что эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта. Спрос на машинное масло фирмы "Тексако" является более эластичным, чем спрос на машинное масло вообще. Целый ряд других сортов масла легко заменит масло "Тексако", но хорошего заменителя масла, как такового, не существует.

        Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку составит всего несколько центов и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс. или 15 тыс. дол. соответственно. Подобные повышения цен составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

       Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия обще признаны в качестве предметов необходимости; без них мы "не протянем". Повышение цен не приведет с существенному сокращению потребления хлеба или электричества для освещения и других бытовых нужд. Обратим внимание на очень низкую ценовую эластичность спроса на эти товары в таблице 5. Еще более яркий пример: никто не отказывается от операции по поводу острого аппендицита по той причине, что плата за медицинское обслуживание только что повысилась! С другой стороны, французский коньяк и изумруды являются предметами роскоши, которые, по определению, могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на коньяк и изумруды поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет необходимости; несоленая пища оставляет желать много лучшего. Хороших заменителей соли мало. И наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.

       Фактор времени. Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители — это люди привычки. Если цена на продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что "краткосрочный" спрос на бензин менее эластичен (0,2); чем долгосрочный" спрос (0,7). В долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.

Таблица 1.5

Коэффициенты ценовой  эластичности спроса на некоторые товары и услуги

Товары,

услуги

Ценовая

эластичность

  1. Хлеб
  2. Говядина
  3. Баранина
  4. Яйца
  5. Ресторанные блюда
  6. Электричество
  7. Медицинское обслуживание
  8. Табачные изделия
  9. Автомобильные покрышки
  10. Одежда и обувь

0,15

0,64

2,65

0,32

2,27

0,13

0,31

0,46

0,86

0,20


 

В таблице 1.4 приводятся оценки ценовой эластичности спроса на разнообразные товары и услуги.

Чем больше запаса, тем более эластичный спрос на данный товар.

В предпринятом недавно  прикладном исследовании, посвященном системе пригородного железнодорожного сообщения г. Филадельфии, утверждается, что "долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3 раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочная реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения цены билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция (определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. пассажиров, могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9% роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем на 19 тыс. дол. в день, поскольку спрос эластичен. Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Эластичность, ее применение в экономике