Эластичность, ее применение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Содержание работы

Введение 3
1. Эластичность спроса 4
1.1. Измерение эластичности спроса 7
1.2. Ценовая эластичность спроса 9
1.3. Формула центральной точки 12
1.4. Оценка по показателю общей выручки 14
1.5. Свойства эластичности 17
1.6. Факторы ценовой эластичности спроса 18
1.7. Эластичность спроса по цене 21
1.8. Эластичность спроса по доходам 23
2. Эластичность предложения 26
2.1. Факторы ценовой эластичности предложения 27
2.2. Факторы времени и эластичность предложения 29
3. Применение теории эластичности 30
Заключение 47
Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по микроэкономике.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)

По ряду товаров  и услуг предложение на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример. В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится.

Однако для  большинства товаров и услуг  фирмы могут найти способы, чтобы  увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен. Проблема заключается в том, что из-за ограничений, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличение выпуска связано со значительными расходами, и поэтому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен.

По ряду товаров  предложение более эластично  в короткие, а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т. е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов. Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше, чем эластичность кратковременная.

Мы видели, что эластичность спроса от цены измеряет чувствительность спроса к изменению цены на продукт. Фактически эластичность цены можно использовать для описания кривой как индивидуального, так и рыночного спроса.

Когда эластичность спроса от цены больше 1, мы говорим, что спрос эластичен, потому это процентное снижение требуемого количества больше, чем процентное увеличение цены. Если эластичность цены меньше единицы, это значит, что спрос неэластичен.

В целом эластичность спроса на некоторый товар зависит от доступности других товаров, которые могут заменить его. Когда имеются однородные товары или заменители, рост цены на какой-то товар заставит потребителя покупать его меньше и больше товаров-заменителей. Тогда спрос более эластичен от цены. Когда нет товаров-заменителей, у спроса появится тенденция быть неэластичным от цены.

Эластичность  спроса связана с общим количеством  денег, которое потребитель расходует  на тот или иной продукт. Когда  спрос неэластичен, требуемое количество относительно нечувствительно к изменениям цены. В итоге общие расходы на продукт растут, когда увеличивается цена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев  тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество  доступных товаров-заменителей, место  продукта в бюджете покупателя, его  принадлежность к предметам необходимости  или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между  альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность  ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое  значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.
  2. Бутакова М. М. Конспект лекций «Ценообразование в рыночной экономики»
  3. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 384 с.
  4. Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: изд-во «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.
  5. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 1992. Т. 2. - 400 с.
  6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./Науч. ред.: В. T. Борисович, В. M. Полтерович, В. И. Данилов и др. — M.: «Экономика», «Дело», 1992. - 510 с.
  7. Серяков С.П. Курс лекций «Микроэкономика». – М.: 2000. – 200 с.
  8. Современная экономика.  Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов: изд-во «Феникс», 1999. – 352 с.
  9. Тимирясова В.Г. Учебное пособие,  «Микроэкономика». – М.: 2003. – 298 с.
  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.

Информация о работе Эластичность, ее применение в экономике