Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точк

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
1. Ценовая эластичность спроса..……………………………………..………..6
2. Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………...14
3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………………17
4. Эластичность спроса по доходу…………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Предложение и факторы его окружающие………………………………..22
2. Виды эластичности предложения………………………………………….25
ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
1. Его состав и характеристика важнейших элементов……………………...27
2. Особенности формирования предложения на потребительском рынке…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

курсовая раб по макро-3 курс.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический  университет                           им. И.И. Ползунова»

Институт интенсивного образования

Алейский ресурсный центр

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой _____________

Руководитель  работы _____________ Ю.П. Кожекин

«__» ____________ 2009 г

 

 

 

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Курсовая  работа по экономической теории

 

 

 

 

 

Студентка группы

                     Консультант -_

                                                                                                      Фамилия И.О. тьютора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алейск  2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

  ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

 1. Ценовая эластичность спроса..……………………………………..………..6

 2. Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………...14

3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………………17

4. Эластичность спроса по доходу…………………………………………….19

 ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 1. Предложение и факторы его окружающие………………………………..22

2. Виды эластичности предложения………………………………………….25

 ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

 1. Его состав и характеристика важнейших элементов……………………...27

 2. Особенности формирования предложения на потребительском рынке…30    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и  предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

 Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки,  важнейшая задача фирмы в

 

условиях конкуренции. Обладание как можно более  полной информацией о спросе позволяет  фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно  конкурировать на рынке.

В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию  фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится  величина спроса при повышении (понижении) цены продукции. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно

 

уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы  важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение  цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

 

1. Ценовая эластичность спроса

 

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Для определения чувствительности покупателей к изменению цен или доходов в экономике используется понятие эластичности. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Ценовая эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене (или доходе) и изменением объема спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:

   где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %;

 

 

 

“Р” в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой  эластичности спроса для всех товаров  является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак “минус” опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению  величины спроса.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1-1 Эластичный спрос

Источник: Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 

 

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1-2 Неэластичный спрос

Источник: Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1-3 Спрос с единичной эластичностью

Источник: Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 

Если изменение цены, не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1-4 Совершенно неэластичный спрос

Источник: Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

Если самое малое  снижение цены побуждает покупателей  увеличивать покупки от нуля до предела  своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1-5 Совершенно эластичный спрос

Источник: Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 

Существует два крайних  случая. Первый случай – существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является совершенно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Крайние случаи эластичности: а – спрос совершенно эластичен, б – спрос совершенно неэластичен.

Другой крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. Примером совершенно неэластичного спроса может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. Таким образом, совершенная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

- спрос эластичен;

- спрос неэластичен;

- спрос с единичной эластичностью.

 

Формула ценовой  эластичности

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed).


Ed =

 

Процентные изменения  вычисляются  путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции  на то количество

 

продукции, на которое  спрос предъявлялся первоначально.


      Ed =

 

Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании  произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент  эластичности всегда будет иметь  отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость  количества продукта от цены), поэтому  рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их. Показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при  определении эластичности. Какой  объем продукции, и какой уровень  цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Пример 1. Допустим, что  небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем  большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.

 

 

 

 

Таблица 1

Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса

Информация о работе Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики