Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точк

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
1. Ценовая эластичность спроса..……………………………………..………..6
2. Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………...14
3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………………17
4. Эластичность спроса по доходу…………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Предложение и факторы его окружающие………………………………..22
2. Виды эластичности предложения………………………………………….25
ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
1. Его состав и характеристика важнейших элементов……………………...27
2. Особенности формирования предложения на потребительском рынке…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

курсовая раб по макро-3 курс.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловливающихся  переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной  единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения - в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике 
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в 

результате; 1%-ного изменения другой.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

где Е - коэффициент эластичности предложения, S - предложение, P - цена.

Измерив, эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.

Измерив, эластичность предложения  по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

где Q0 и Q1 - предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 - цены до и после изменения; “s” в индексе означает эластичность предложения.

Рис.2-1 Эластичность предложения и ее изменения

Источник: Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория.

Фортуна-Пресс, 2000.

 

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются  три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления  каких-либо изменений в объеме выпускаемой  продукции. Например, садовод, вырастивший  яблоки и приехавший на рынок их  

продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в  отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее  при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Ценовая эластичность предложения  выступает как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров  вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен  единице.

В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен

 

вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении  увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды эластичности предложения

 

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос. Поэтому  фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются  три временных периода:

краткосрочный,

среднесрочный,

долгосрочный.

Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.

Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.

Эластичность предложения  служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

 

 

Эластичность предложения  равна нулю, когда кривая предложения  вертикальна. Здесь предложение  не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  РЫНОК

 

1. Его состав и характеристика важнейших элементов.

 

Рынок как экономическая  категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного  обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка:

· спроса,

· предложения,

· цены.

Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребления (РТНП).

Потребительский рынок - обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:

· по региональному признаку;

· по назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

· по каналам реализации товаров.

Это позволяет в составе  всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров  для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения  как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

 

Потребительский рынок  характеризуется, прежде всего, долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты, кондитерские изделия и т. д. Дальнейшая структура каждой группы представляет ассортимент товаров (например, хлеб украинский, хлеб бородинский, батон и т. д.)

Для рынка продовольственных  товаров характерны следующие специфические  черты:

· широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному  назначению, что обуславливает отсутствие отлаженного спроса;

· сезонность производства ряда продовольственных товаров, что  вызывает существенные колебания реализованного спроса;

· более широкие связи  между торговлей и производством;

· совпадение в основном срока производства товаров с их потреблением;

· ограниченность срока  хранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных  товаров отличается более широким  ассортиментом, высокой степенью обновления, существенным изменением спроса под  воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, более четким разграничением товаров по функциональному назначению, более высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.

Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:

· более длительные сроки  потребления;

· отложенный спрос населения  на отдельные изделия;

 

· ярко выраженное влияние  НТП и жилищных условий населения;

· общественный характер использования многих предметов;

· организация дополнительных услуг по эксплуатации многих изделий, торговля запасными частями.

Эти особенности обуславливаются  своеобразием подходов к прогнозированию  спроса и формирования структуры  товарооборота. Например, нельзя определять перспективы развития спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования населения.

В переходный период потребительский  рынок приобретает различные  формы, появляются новые каналы реализации товаров населению.

По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на: организованный и неорганизованный.

Организованный рынок - охватывает реализацию товаров через  официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий  общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.

Неорганизованный рынок - охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью, товаров как произведенных  в республике, так и привезенных  из стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и других местах.

 

 

 

2. Особенности  формирования предложения на  потребительском рынке

 

В современных условиях формирование товарного предложения на рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Данный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров в непродовольственной группе и постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны; в продовольственной группе на потребительском рынке главную роль играет отечественный товаропроизводитель.

Наблюдается определенное расширение товарного предложения  продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, йогурты, молоко и кисломолочные продукты, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, конфеты. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.

Региональный потребительский  рынок непродовольственных товаров  показал значительные масштабы проникновения  импортных товаров на данный рынок  по сравнению с рынком продовольственных  товаров. Из представленного к реализации ассортимента непродовольственных товаров импортные товары составляли по телевизорам цветного изображения - 96%, видеомагнитофонам - 100%, магнитофонам - 99%, стиральным машинам - 90%, холодильникам - 85%, игрушкам - 60% и т. д. Непродовольственные товары отечественного

 

производства были представлены в основном товарами легкой промышленности в ограниченном числе предприятий  розничной торговли (в среднем в 16-20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент отечественных непродовольственных товаров был представлен по таким товарным группам, как детская одежда, трикотажные изделия. Причем, более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в предприятиях розничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в основном импортные непродовольственные товары.

Проведенный опрос специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтения продаже товаров отечественного производства и только 29% - импортным продовольственным товарам, тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работники предпочитают работать с импортными товарами (76%). Там же.

Большая часть опрошенных специалистов торговли считает более  выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаров зарубежного производства (49%), более быструю реализацию (34,5%), более широкий ассортимент товаров и выбор поставщиков (24,1%).

Информация о работе Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики