Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Существует спрос эластичный, неэластичный и единичный. Спрос будет эластичным, если показатель эластичности больше единицы. Чем больше данный показатель - тем выше эластичность. Такие товары не играют особой роли для потребителя. Такие товары либо имеют замену, либо они не играют особой роли в жизни людей. Если величина спроса будет равна единице, то спрос будет называться единичным. Если товар имеет единичную эластичность, то изменение цены товара вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Когда показатель эластичности ниже единицы, спрос называется неэластичным. В таком случае объем спроса меняется на процент, меньший, чем цена. Такими товарами являются товары повседневного спроса, они не имеют замены.

Файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Эластичность спроса по доходу () определяется как соотношение процентного изменения количества продукции, на которую предъявлен спрос и процентного изменения дохода потребителя. Это соотношение можно записать с помощью следующей формулы:

 

(1.4.1)

 

где и - приращение и средняя величина спроса,

и - приращение и средняя величина дохода.

Если спрос на товары с увеличением доходов падает, то такими товарами являются товары низкого качества. В качестве примера можно взять продовольственные недиетические товары. На Западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т.п. [6, с. 112]

Для качественных товаров мы можем наблюдать следующий принцип: чем больше товар нужен потребителю, тем меньше его эластичность. Потребитель, привыкший к качественным товарам, не захочет отказываться от них даже при условии, что его доход сократился. В таком случае, он скорее всего будет вынужден либо отказаться от потребление других товаров, либо перейти на менее качественные другие товары, от которых он отказываться совсем не хочет, либо сократить количественное потребление тех товаров, от которых он отказаться не может и по каким-либо причинам не хочет переходить на аналогичные товары более низкого качества.

В таблице 2 в качестве примера можно показать эластичность различных товаров по доходу в США в 1990-е года [5, с. 72].

 

Группа товаровНаименование товаровЗначениеНизкокачественные товары с отрицательной эластичностьюЦельное молоко-0,5Свинина-0,2Картофель-0,2Неэластичные товарыКофе0,0Птица0,3Сыр0,4Говядина0,5Сигареты0,8Эластичные товарыБензин1,2Вино1,4Товары длительного пользования1,8Таблица 2 - Эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.)

 

Ряд исследований показал, что на эластичность товара по доходу влияет не только ценовая категория товара, но также и средний доход на душу населения. Например, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть высокой, если уровень доходов населения низкий, и наоборот, при повышении уровня доходов эластичность спроса по доходу может понижаться на те же самые товары первой необходимости. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей [10, с. 114].

Показатель эластичности также зависит от уровня доходов определенной социальной группы. Среди группы с низким доходом значение эластичности спроса по доходу таких товаров, как хлеб и картофель, достаточно высокое, и как следствие, доля расходов в семейном бюджете на такие товары возрастает, поэтому такие товары могут быть обозначены этими людьми как блага высшего порядка. Для социальных групп с более высоким уровнем доходов большее значение для семейного бюджета играют такие товары, как мясо, фрукты и некоторые виды овощей. Для таких социальных групп меньшую часть в бюджете занимают картофель и хлеб, рассматриваемые в предыдущем примере, хотя эти товары могут рассматриваться как нормальные. Если взять третью социальную группу, которая имеет еще более высокий уровень доходов, то здесь можно отметить то, что все большую часть семейного бюджета занимают расходы на электроэнергию, на бензин. Люди данного социального слоя предпочитают разнообразие в питании, они питаются более качественными и, отчасти, изысканными блюдами, которые не могут себе позволить люди более низкого социального положения. Разумеется, для такой социальной группы расходы на картофель и на хлеб будут занимать мизерную часть в бюджете, а это значит, что такие товары могут расцениваться потребителями данного социального слоя как блага низшего порядка.

По уровню затрат населения на продукты питания можно определить благосостояние страны. Было выявлено, что чем большую часть дохода население тратит на продовольственные товары, тем ниже уровень благосостояния страны. Такое положение характерно, в первую очередь, для стран с низким уровнем развития и для развивающихся стран. В развитых странах население тратит большую часть дохода на различные бытовые приборы, технику, электроэнергию, топливо и на различные виды услуг. В настоящее время можно заметить, что более 70% населения не могут полноценно удовлетворить свои физические нужды в продовольственном плане и большой процент людей оказывается за гранью нищеты, в чем эти люди не виноваты.

 

1.5 Эластичность предложения

 

Эластичность предложения - это степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Измерив эластичность предложения по цене, мы можем увидеть, как производитель реагирует на изменения цены на рынке, изменяя при этом объем произведенной продукции. Коэффициент ценовой эластичности предложения - числовой показатель, который отражает степень изменения количества предлагаемых товаров или услуг в соответствии с изменениями в цене на данные товары или услуги. Данный коэффициент рассчитывается по той же самой формуле, что и коэффициент эластичности спроса по цене. Различие состоит только в том, что при расчете коэффициента эластичности предложения вместо изменения величины спроса мы берем изменение эластичности предложения. Следовательно, формула выглядит следующим образом:

 

(1.5.1)

 

где и - предложение до и после изменения цены; и - цена до и после изменения; «s» в индексе показывает, что мы рассматриваем эластичность предложения.

Фактор эластичности предложения во многом зависит от времени. Нетрудно догадаться, что производители труднее реагируют на изменения цены, чем покупатели, так как им нужно время для того, чтобы изменить объем производимой продукции.

Обычно, рассматривая ценовую эластичность предложения, рассматривают три периода времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период - это такой период времени, за которое фирма не может изменить объем выпускаемой продукции, то есть среагировать на изменение цены. В качестве примера можно взять любую сельскохозяйственную продукцию. Например, садовод вырастил определенное количество черешни, и при резком изменении цены он не сможет изменить объем произведенной им продукции, вне зависимости от того, как сложилась рыночная цена. В таком случае, предложение является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для изменения объемов производства, но его не хватает для введения новых производственных мощностей. В таком случае, ценовая эластичность предложения повышается.

В долгосрочном периоде фирма может изменить свои производственные мощности в соответствии с изменением уровня цен, то есть фирма может сократить или расширить свои производственные мощности. Но в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции с правилом свободного входа и выхода из отрасли можно наблюдать либо приток новых фирм в отрасль, либо уход старых фирм из отрасли. Приток новых фирм будет происходить при расширении спроса на данный вид продукции, а уход старых - при сокращении спроса. В данном случае, эластичность предложения будет выше, чем в двух предшествующих временных периодах.

Говоря об эластичности предложения, можно отметить те факторы, которые на нее влияют:

1.Особенности производственного  процесса (это позволяет производителю  либо расширить объем производства  при повышении цены на данный  товар, либо уйти из существующей  отрасли в новую в условиях  снижения цены);

.Временной фактор (насколько быстро  производитель будет в состоянии  среагировать на изменения цены)

.Способность товара к длительному  хранению.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между различными экономическими переменными, которые отображают процентное изменение цен и объема товаров, выставленных на продажу. Эти зависимости влияют на положение кривых эластичности предложения, которые показаны на графике (рис. 1.5.1).

При единичной эластичности предложения увеличение цены товара на 1% предполагает увеличение объема предлагаемой продукции на 1%. В этом случае равное изменение цены и объема производимых товаров дает нам коэффициент эластичности, равный единице.

Если у нас предложение эластичное, то изменение цены на 1% вызывает изменение величины предложения более чем на 1%. В данном случае, коэффициент эластичности предложения будет выше единицы.

Теоретически можно предположить, что существует бесконечно эластичное предложение. На графике это будет иметь вид бесконечной горизонтальной линии. Такое предложение возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены, то есть даже при малом изменении цены величина предложения бесконечно изменяется.

Также существует совершенно неэластичное предложение. В таком случае величина предложения абсолютно не меняется при любом изменении цены. Такая форма эластичности свойственна текущему периоду. Графически эластичность такого предложения будет иметь вид строго вертикальной прямой.

эластичность спрос предложение

 

Рис. 1.5.1 Варианты эластичности предложения: A - единичная эластичность, B - эластичное предложение, C - неэластичное предложение.

 
 

2.Применение теории эластичности

 

Теория эластичности спроса и предложения имеет огромное значение и применима в практике. Покажем ее применение на конкретных примерах. Прежде всего, увеличение издержек на производство той или иной продукции заставляет производителей повышать цены на производимые ими товары. Но производителям нужно не забыть о том, что нужно спрогнозировать изменения сбыта продукции после изменения цены. Производителям стоит учесть, снизится ли сбыт продукции после повышения цены, или останется практически таким же. Также производителям следует просчитать, компенсирует ли повышение цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса.

Для того, чтобы за счет повышения цены на данный товар, доход производителя не сократился, фирме нужно знать эластичность спроса и предложения на данный товар. В качестве примера можно привести таблицу, в которой отображены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды товаров и услуг:

 

Хлеб0,15Говядина0,64Баранина2,65Яйца0,32Электричество в домах0,13Табачные изделия0,46Газеты и журналы0,42Одежда и обувь0,20Таблица 3 - коэффициенты ценовой эластичности различных товаров и услуг

 

Приведенные данные характерны для рыночной экономики США. Для стран постсоветского пространства коэффициенты ценовой эластичности спроса будут несколько иными. Важную роль будет играть наличие товаров-заменителей, а также наличие других факторов, которые влияют на эластичность спроса, которые были описаны в первой главе.

Производитель должен понимать, что эластичность товаров конкретно его продукции и тех же самых товаров на рынке часто не совпадают. Первая почти всегда выше второй. Исключение составляет монополия, в условиях которой фирма производит уникальный товар или услугу, который не имеет аналогов, и имеет право диктовать свою собственную цену. По этой причине в условиях рыночной конкуренции фирма-производитель должен следить за качеством своей продукции и за конкурентными фирмами, а также за ценами, которые они назначают. Производитель должен отслеживать реакцию конкурентных фирм на то или иное изменение цены. По этой причине рассчитать ценовую эластичность спроса для конкретной фирмы достаточно сложно, для этих целей используют различные математические модели или опыт руководителя фирмы.

Если руководители фирмы для расчетов будут принимать во внимание только значения коэффициентов рыночного спроса, то расходы могут стать более значительными, чем ожидается. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [10, с. 76].

Эластичность спроса очень сильно влияет на ценовую политику фирмы. В качестве примера можно привести фирму, которая построила дом, в котором 100 квартир. И фирме следует принять решение, какую цену следует установить за правило съема квартиры, чтобы при этом получить максимальную выручку. Расходы на строительство по сути не зависят от количества сданных квартир. Исключение составляют только расходы на текущий ремонт, которые занимают лишь самую малую часть от общих расходов.

Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса, как это показано на рис. 2.1. При арендной плате 1 тыс. руб. в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, как видно из рис. 2.1, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тыс. руб., она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится [1, с. 197].

В качестве следующего примера использования теории эластичности можно привести государственную налоговую политику. Вводя косвенные налоги, государство желает увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для того, чтобы можно было эффективно перераспределить ресурсы в экономике, а также перераспределить доходы населения, поддержать малоимущих. Такое мероприятие также необходимо для развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны государства и так далее. Но эластичность спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг определяет различное распределение налогов между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим распределение налогов при спросе эластичном и неэластичном. Эластичность предложения в данном случае будет являться величиной постоянной. На рис. 2.2 показано графически, как введение налога повлияет на цену и объем продаж товара.

График спроса на рис. 2.2, а показывает, что спрос имеет высокую эластичность, на рис. 2.2, б спрос относительно неэластичен. График предложения показывает, каким стало предложение товара до введения налога.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.1. а) эластичность спроса; б) изменение валовой выручки.

Р - плата за аренду квартиры; Q - количество квартир; R - доход фирмы от сдачи квартир в аренду.

 

Рис. 2.2 Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) спросе. D - спрос, и - предложение до и после введения налога

Информация о работе Эластичность спроса