Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Существует спрос эластичный, неэластичный и единичный. Спрос будет эластичным, если показатель эластичности больше единицы. Чем больше данный показатель - тем выше эластичность. Такие товары не играют особой роли для потребителя. Такие товары либо имеют замену, либо они не играют особой роли в жизни людей. Если величина спроса будет равна единице, то спрос будет называться единичным. Если товар имеет единичную эластичность, то изменение цены товара вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса. Когда показатель эластичности ниже единицы, спрос называется неэластичным. В таком случае объем спроса меняется на процент, меньший, чем цена. Такими товарами являются товары повседневного спроса, они не имеют замены.

Файлы: 1 файл

Беларусь.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Что произошло, когда государство ввело налог? Кривые предложения переместились влево вверх на величину введенного налога. В итоге возникла новая ситуация равновесия и .

Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Остается только определить, как сильно можно поднять цену товара без ущерба для выручки производителя. В условиях рыночной экономики, фирма может повысить цену товара на сумму налога. Если производитель установит цену товара выше равновесной. Таким образом, такой товар будет вытеснен с рынка в условиях конкуренции. Единственно правильным решением будет повышение цены до уровня равновесной, в результате чего, товар останется на рынке.

В том случае, когда спрос эластичен, потери производителя будут выше и бремя налога в основном ляжет на него. На рис. 2.2, а выделенный прямоугольник показывает величину налога, а его часть ниже пунктирной линии - потери производителя от налога. Кроме того, фирма будет вынуждена сократить объем производства до , и при этом потеряет часть покупателей своего товара за счет повышения цены на данный товар.

Если же спрос товара неэластичен, то налоговое бремя прежде всего ляжет на покупателя. Кроме того, абсолютный размер налога будет выше при неэластичном спросе. По этой причине государство облагает различными косвенными налогами товары, спрос на который неэластичен (алкоголь, сигареты и т.д.).

Также следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 2.2. Они показывают нам продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы налог не был введен государством. Это те покупатели, которые хотят приобрести данный товар, но не могут по причине высокой цены на него, и те производители, которые хотят, но не могут произвести данный товар, так как они не хотят работать себе в убыток. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Притом, что эта потеря будет выше, чем эластичность спроса на данный товар.

Сейчас рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения (при этом эластичность спроса понимаем как величину постоянную). На рис. 2.3 графически изображена ситуация на рынке до и после введения налога.

 

Рис. 2.3 Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D - спрос; So, S1, - предложение до и после введения налога

 

Если предложение является эластичным, то налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, так как рост цены и сокращение объема производства будут значительными, при этом сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении. Однако при этом потери общества будут выше. Обратную ситуацию можно наблюдать при неэластичном предложении.

 
 

Заключение

 

Изучив тему данной курсовой работы, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является одной из важнейших задач предприятия, функционирующего в условиях рынка. Пожалуй, одной из основных характеристик спроса является эластичность. Именно оценка эластичности спроса (по различным параметрам) является необходимой для того, чтобы фирма могла разработать правильную стратегию поведения на рынке. Показатели эластичности спроса и предложения позволяют нам определить положение кривых спроса и предложения, а также спрогнозировать изменение объема выпускаемой продукции в зависимости от изменения различных факторов, которые влияют на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Спрос будет эластичным в том случае, если потребители относительно чувствительны к любым изменениям цены, однако в другом случае, когда изменения в цене на конкретный товар или услугу не влияют на действия потребителей относительно данного товара или услуги, спрос будет неэластичным.

Эластичность спроса по цене можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на объем дохода от продажи продукции. Если цена и общий доход меняются в обратных направлениях, то спрос будет эластичным. Если стоимость и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, то спрос будет являться неэластичным. Также спрос может иметь единичную эластичность в том случае, когда изменение цены оставит общий доход неизменным.

Можно выделить такие факторы, которые влияют на эластичность спроса: количество доступных товаров-заменителей, доля товара в бюджете потребителя, принадлежность товара либо к предметам роскоши, либо к предметам первой необходимости, а также тот период времени, который подвергается анализу.

Эластичность предложения зависит от того, как быстро фирма может перераспределить ресурсы между альтернативными областями их использования для того, чтобы получить максимальную выручку и не работать себе в убыток. Для того, чтобы изменить выпуск продукции, фирме может понадобиться некоторое время для изменения производственной мощности. Таким образом, фирма приспосабливается к изменениям цены на данный товар в условиях рынка.

Применение теории эластичность на практике состоит в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие, возможно, в скором будущем придут в упадок. Если говорить с большей точностью, то можно сказать, что при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу показывает нам то, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее часть экономической сфере. Небольшой положительный или отрицательный показатель эластичности указывает на возможность сокращения производства в отрасли. В качестве примера можно привести фирму, занимающуюся производством автомобилей, а также сельскохозяйственную продукцию. Высокая положительная эластичность спроса на автомобили показывает нам, что автомобильная промышленность будет процветать в долгосрочной перспективе. В то же самое время, низкая подоходная эластичность спроса на сельскохозяйственные товары означает то, что фирма, занимающаяся выпуском и продажей сельскохозяйственной продукции, будет испытывать затруднения в данной отрасли.

 


Информация о работе Эластичность спроса