Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:30, контрольная работа
Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
1. Определение отрасли. Современное состояние. История развития. Исследование жизненного цикла отрасли……………………………….3
2. Исследование экономического потенциала отрасли…………………....7
3. Исследование особенностей формирования рыночной структуры…..11
4. Исследование отраслевых особенностей научно-
технологического развития………………………………………..……20
5. Список использованных источников…………..……………………….30
СОДЕРЖАНИЕ
технологического развития………………………………………..……20
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТРАСЛИ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОТРАСЛИ
Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Интенсивное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса в республике в 60 - 70-х годах (электростанций, электрических и тепловых сетей, газо- и нефтепроводов) способствовало созданию мощной энергетической базы экономики страны. В дальнейшем темпы обновления основных фондов в энергетике были ниже темпов старения, ранее созданных мощностей и в результате к 2005 году уровень износа достиг 60,7.
Сложившееся положение не способствовало обеспечению энергетической безопасности государства, а непринятие срочных мер по изменению динамики старения основных фондов могло привести к значительному народно-хозяйственному ущербу из-за перерывов в энергоснабжении отраслей экономики и населения.
Учитывая высокую капиталоемкость и относительно длительный период создания новых мощностей, большой срок окупаемости проектов, особую социальную значимость энергоносителей в обществе для обеспечения комфортных условий и материального благосостояния населения, требуется заблаговременно планировать пропорциональное и взаимоувязанное развитие всех звеньев этого процесса.
Производственный потенциал белорусской энергосистемы представлен 27 крупными электростанциями, 25 районными котельными, включает почти 7 тыс. км системообразующих линий электропередач высокого напряжения и около 5 тыс. км тепловых сетей. Установленная мощность в 2004 г. составляла 7847 МВт и возросла по сравнению с 1991 г. на 1,1 млн. МВт. В период после 1991 г. развитие отрасли замедлилось, что обусловлено общим экономическим спадом и снижением энергопотребления. Так, в 1995 г. электропотребление находилось на самом низком уровне — 32 млрд. кВт-ч, или на 34,5% ниже, чем в 1990 г. Имеющаяся мощность электростанций позволяет выработать около 45 млрд. кВт-ч электроэнергии. Динамика производства, импорта и потребления электроэнергии приведена на рис. 1.
Высокая степень импорта электроэнергии в объеме общего потребления свидетельствует об экономической целесообразности ее приобретения, что обусловлено отставанием цен на газообразное топливо по сравнению с мазутом, а также высокой степенью интегрированности белорусской и российской энергосистем.
В структуре генерирующих мощностей 52,5% приходится на тепло-электроцентрали (ТЭЦ), производящие комбинированную выработку электро- и теплоэнергии, и 43,8% — на конденсационные (ГРЭС), производящие электрическую энергию. Кроме тепловых электростанций в энергосистеме работают 25 малых гидроэлектростанций общей установленной мощностью 11,9 МВт и 19 блок-станций установленной мощностью 163,1 МВт. Наиболее крупными 1ЭС в стране являются Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на реке Свислочъ и Чигиринская (1,5 тыс. кВт) на реке Дуть.
Наиболее крупными тепловыми электростанциями являются Березовская ГРЭС (995 МВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 МВт), Минская ТЭЦ-4 (1030 МВт), Гомельская ТЭЦ (540 МВт).
Особое внимание в стране уделяется активизации внедрения нетрадиционных источников энергии. В рассматриваемом периоде был осуществлен пуск ветроэнергетической установки (ВЭУ) в деревне Дружная Мядельского района Минской области. Однако использование существующих способов преобразования энергии в электроэнергию с помощью традиционных лопастных ВЭУ в условиях Беларуси экономически не оправдано. Для эффективной работы ВЭУ необходима пусковая скорость ветра 4-5 м/с, а номинальная скорость — 15 м/с. В условиях слабых континентальных ветров (3-5 м/с), характерных для страны, массовое внедрение ВЭУ нецелесообразно. Областью применения могут быть только привод насосных установок небольшой мощности и подогрев воды в сельскохозяйственном производстве, что позволило повысить мощность энергоблока на 7 МВт и снизить удельный расход топлива на 7,5 г/кВт-ч. Дальнейшая модернизация и реконструкция оборудования станции позволит повысить конкурентоспособность вырабатываемой электроэнергии по цене, продлить парковый ресурс энергетического оборудования.
На Оршанской ТЭЦ принята в эксплуатацию парогазовая установка мощностью 67 МВт — первая не только в Республике Беларусь, но и в странах ближнего зарубежья, что позволило поднять коэффициент полезного действия станции почти до 60%.
Значительный прирост мощности белорусской энергосистемы и повышение эффективности функционирования произошел за счет ввода в эксплуатацию Минской ТЭЦ-5, новых турбоустановок взамен демонтированных на Пинской ТЭЦ (6 МВт), Могилевской ТЭЦ-1 (6 МВт) и Могилевской ТЭЦ-2 (60 МВт). Особое внимание было уделено полному переводу теплоэлектроцентралей с мазута на газ.
Активизация внедрения энергосберегающих мероприятий и своевременная замена энергооборудования позволили сократить удельные расходы топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию к
2005 г. до 276,4 г/кВтч и 169,62 кт/Гкал, что соответствует мировым аналогам.
Для транспортировки электроэнергии от производителей к потребителям предназначены электросети, которые состоят из линий электропередач напряжением 0,4—750 кВ протяженностью 260 тыс. км и трансформационных подстанций 35-750 кВ. Линии электропередач
220-750 кВ относятся к системообразующим, обеспечивают межсистемные связи с энергосистемами России, Украины, Литвы и Польши; их протяженность составляет около 6,8 тыс. км.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ
Главной задачей после приобретения суверенитета страны являлось повышение энергобезопасности и снижение энергозависимости. Для ее реализации была разработана и принята Программа по энергосбережению 2001—2005 гг., разработаны и выполняются областные и ведомственные программы по энергоэффективности. Приоритетами в программах являются увеличение доли местных видов топлива в общем объеме потребления энергоресурсов, повышение коэффициента полезного действия при создании и потреблении всех видов энергоносителей, прежде всего при использовании в жилищно-коммунально-бытовом секторе.
В объеме потребляемого в республике котельно-печного топлива (КПТ) доля местных его видов — 21,8%. Беларусь не располагает значительной собственной топливно-сырьевой базой, позволяющей полностью удовлетворять потребности экономики в первичных энергоносителях и вынуждена более 75% их ввозить из-за рубежа.
Основными используемыми местными видами энергоресурсов являются торф топливный, нефть и газовый конденсат, газ сухой, дрова и древесные отходы, имеются запасы горючих сланцев и бурых углей.
На протяжении 2000-2003 гг. суммарное использование местных видов топлива практически оставалось на одном уровне, как и доля местных энергоресурсов в общем объеме потребленных топливно-энергетических ресурсов (около 14,5-17%). Значительное изменение претерпела структура использованных местных видов топлива. Сократилась доля торфа топливного, нефти и газового конденсата, газа сухого, возросло использование дров и древесных отходов. Снижение использования топливного торфа в рассматриваемом периоде связано с сокращением объемов производства торфяных брикетов, что в свою очередь обусловлено выработкой эксплуатационных запасов на отведенных площадях сырьевых баз торфобрикетных заводов и несвоевременным решением областными и районными администрациями вопросов по отводу земель.
Уменьшается степень обеспечения нужд народного хозяйства республики в моторных видах топлива за счет собственного нефтяного сырья. Основной причиной данного процесса является снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, и вновь осваиваемые месторождения характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвлекаемым, и, следовательно, для добычи этой нефти потребуются новейшие технологические средства.
Учитывая, что происходит объективное сокращение торфа топливного, нефти и газового конденсата в структуре использования местных видов топлива, акцент делался на повышение уровня использования древесного топлива и дров. Согласно постановлению Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 1998 г. была разработана и реализуется «Программа по использованию древесного сырья для получения тепловой энергии». В структуре баланса котельнотечного топлива в настоящее время древесина и древесные отходы составляют 23,4%, или 5,1% от всего потребляемого в республике объема. Каждую четвертую тонну условного топлива (т у. т.), получаемо из местных видов, дает древесное топливо. В последние годы потребление дров и древесных отходов неуклонно растет, поскольку лес является основным возобновляемым топливным ресурсом. Доля древесного топлива во всем потребляемом республикой КПТ увеличилась с 1,3% в 1993 г. до 5,1% — в 2004 г. По данным Министерства лесного хозяйства, в 2005-2008 гг. страна может увеличив заготовки древесного топлива на 3 млн. м, или па 0,8 млн. г у. т.
Древесное топливо является вторым по экологичности после газа. При сжигании дрова выделяют в атмосферу незначительное количество углекислого газа. Кроме того, оставшаяся после сжигания зола может быть использована как органическое удобрение.
Несмотря на то, что на территории страны возле г. Житковичи имеется небольшое месторождение бурых углей объемом 150 млн. при существующей технологии экономически невыгодна.
В соответствии с действующим законодательством по государственному регулированию производственно-хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии (законами Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании», от 16 декабря 2002 г. «О естественных монополиях»), Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. «О некоторых мерах по стабилизации тарифов в Республике Беларусь» в республике осуществляется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от источников концерна «Белэнерго». Его осуществляет Министерство экономики — для потребителей реального сектора экономики, Совет Министров Республики Беларусь — для населения.
Электрическая энергия отпускается в республике по государственно регулируемым единым по Беларуси тарифам, дифференцированным по группам потребителей.
Для промышленных предприятий с присоединенной мощностью 750 кВт и выше применяются двухставочные тарифы:
•основная плата за заявленную потребителями максимальную мощность, участвующую в максимуме нагрузки энергосистемы;
•дополнительная плата за потребленную энергию.
Тепловая энергия опускается по тарифам, дифференцированным по:
•техническим характеристикам теплоносителя — отборный пар различного давления, острый и редуцированный пар, горячая вода.
Для всех остальных потребителей тепловой энергии применяется одноставочный тариф с платой за 1 Гкал потребленной теплоэнергии, учтенной приборами учета.
Государственное регулирование тарифов и объемов энергопотребления позволило добиться снижения энергоемкости ВВП по сравнению со странами СНГ. Однако мировые аналоги по данному показателю значительно ниже. Для ускоренного снижения энергоемкости ВВП и напряженности баланса, а также повышения энергонезависимости страны
25 августа 2005 г. Президентом Республики Беларусь подписаны Указ № 339 «Об утверждении концепции энергетической безопасности и повышении энергетической независимости Республики Беларусь» и «Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов».
В 2004 г. активизирована внешнеэкономическая деятельность, проведена серия встреч и переговоров по вопросам взаимовыгодного сотрудничества, чтобы увеличить собственную долю энергоресурсов в собственном энергобалансе, уменьшить долю природного газа.
В 2004 г. доля природного газа в топливном балансе концерна «Белэнерго» составила 95,4%. Происходит наращивание объемов потребления природного газа как в целом по республике, так и конкретно в электроэнергетике. Это обусловлено экономической целесообразностью: природный газ является наиболее экономически и экологически выгодным видом топлива. С учетом сравнительной цены и теплотворности газа и мазута, сжигание газа на электростанциях в полтора раза выгоднее.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ
После распада СССР экономическая система Республики Беларусь претерпела серьезные преобразования, которые качественно изменили ее тип. Сегодня она характеризуется как социально ориентированная рыночная экономика. При этом экономический механизм национальной электроэнергетики принципиально не изменился. Он сложился на протяжении нескольких десятилетий для условий плановой экономики и централизованного государственного управления. Целый ряд важнейших проблем не могут быть решены в рамках существующего организационно-экономического построения отрасли. Это тормозит повышение эффективности энергопроизводства, обновление производственных фондов и является источником непрерывного роста тарифов.