Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:30, контрольная работа
Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
1. Определение отрасли. Современное состояние. История развития. Исследование жизненного цикла отрасли……………………………….3
2. Исследование экономического потенциала отрасли…………………....7
3. Исследование особенностей формирования рыночной структуры…..11
4. Исследование отраслевых особенностей научно-
технологического развития………………………………………..……20
5. Список использованных источников…………..……………………….30
Конгресс организован с целью открытого обмена мнениями по широкому спектру проблем, поиска эффективных путей их решения. Энергетики заинтересованы в установлении деловых контактов с серьезными компаниями, поставщиками электротехнического и тепломеханического оборудования для модернизации и реконструкции объектов энергетики, обеспечения передовых экологических и энергосберегающих стандартов.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами. Важнейшими задачами ТЭК на 2006—2010 гг. являются: устойчивое, экологически безопасное функционирование предприятий комплекса на основе эффективного использования топлива и энергии; активизация процесса модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов за счет собственных средств, внешних инвестиций и других привлеченных средств; реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению; обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса, в том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива; совершенствование системы управления предприятиями комплекса. Решение этих задач позволит в 2006—2010 гг. снизить энергоемкость ВВП и приблизиться к уровню европейских стран.
С целью накопления необходимых инвестиций для обновления основных фондов концерном «Белэнерго» проводится активная политика по привлечению иностранных инвестиций. Часть кредита Правительства КНР для реализации проекта модернизации Минской ТЭЦ-2 будет осуществлена в рамках межгосударственной договоренности.
Концерн «Белэнерго» предпринимает усилия по развитию экспортного потенциала отрасли как в сфере экспорта электроэнергии, так и в сфере экспорта услуг строительных организаций и экспорта научно-технической продукции, сотрудничества в сфере развития межгосударственных электрических связей, реализации совместных энергетических проектов с Россией, Казахстаном, Прибалтикой, Украиной, Польшей, Китаем, Суданом, Ливией, Италией. Со странами Балтии и Россией изучается вопрос о целесообразности и возможности синхронного присоединения к сетям ОСТЕ.
Концерн «Белэнерго» принят в 2004 г. в качестве ассоциированного члена в состав «Евроэлектрик», что позволит создать синхронную (уже созданную на технической основе) сеть не только с Российской Федерацией, но п европейской системой в целом.
Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является активным участником международных энергетических организаций. Для привлечения иностранных инвестиций Беларусь в 1992 г. в числе 52 стран подписала Договор к Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ).
ЕЭХ — это декларация политического намерения стимулировать сотрудничество между Востоком и Западом в области энергетики, а договор является юридически обязательным многосторонним документом, конкретно посвященным межправительственному сотрудничеству в энергетическом секторе.
Также принята концепция реформирования Белорусской энергетической системы. Данный документ разработан в целях определения подходов по совершенствованию управления энергосистемой путем создания финансово устойчивых энергетических организаций. Он предполагает конкуренцию и рыночные отношения в области производства и продажи электрической и тепловой энергии, создание условий для привлечения инвестиций и адаптации системы к проводимым в соседних государствах реформам в области электроэнергетики.
Концепция разработана с учетом Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 433. В основе нового документа лежит также Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от
15 ноября 2007 года № 575).
Необходимость реформирования Белорусской энергетической системы вызвана также и внешними факторами, в числе которых международные договоры с участием Республики Беларусь.
Это, в частности, Концепция формирования общего электро-энергетического рынка государств СНГ (подписана 25 ноября 2006 года в Москве) и Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписано 25 мая 2007 года в Ялте).
Внешние факторы обязывают иметь в республике сформированный оптовый рынок электрической энергии (мощности).
Конечной целью реформирования Белорусской энергосистемы должно стать:
В результате реформирования Белорусской энергосистемы должны быть созданы условия для разгосударствления и приватизации генерирующих, энергосбытовых организаций, что позволит привести структуры управления и хозяйствования в соответствие с условиями рыночной экономики, и повысит эффективность энергетического производства.
С учетом замечаний, высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, Министерству энергетики поручено доработать проект концепции реформирования Белорусской энергетической системы.
Оценку уровня энергетической безопасности предложено осуществлять на базе индикаторов, количественно характеризующих ее состояние и степень угроз на основе:
установления текущих и ожидаемых значений индикаторов;
сопоставления их значений с пороговыми (предельно допустимыми) уровнями;
определения качественного состояния энергетической безопасности, которое предполагается характеризовать как нормальное (Н), пред-критическое (ПК), критическое (К).
Разработаны 12 значений индикаторов энергетической безопасности и установлены их пороговые уровни. При этом впервые использован новый показатель, имеющий определяющее значение для характеристики и контроля над процессом потребления энергоресурсов, — энергоемкость ВВП, исчисляемая в килограммах условного топлива на доллар США по паритету покупательной способности (ППС).
Ключевым моментом в определении путей
развития энергокомплекса с целью обеспечения
энергетической безопасности стало научное
обоснование и разработка структуры топливно-энергетического
баланса (ТЭБ) страны до 2020 г. с детальным
анализом всех энергоносителей (включая
потребность в энергоресурсах, общее потребление
ТЭР, прогноз потребления электрической
и тепловой энергии, пиковой мощности).
Топливно-энергетический баланс является
наиболее унифицированным инструментом,
с помощью которого государство способно
оценивать состояние и прогнозировать
развитие не только топливно-энергетического
комплекса, но и экономики страны в целом.
Более того, в современном мире именно
баланс топлива и энергии является стержнем
экономической политики.
Разработка ТЭБ Республики Беларусь на период до 2020 г. базировалась на глубоком анализе мировых тенденций развития топливно-энергетических балансов государств-лидеров и прогнозных показателях социально-экономического развития страны. При этом нами использован вариантный принцип его построения, иными словами, в основу легли расчеты минимально допустимого количества и пропорций энергоресурсов, чтобы гарантированно обеспечить высокие экономические показатели на перспективу. Оптимизацию топливно-энергетического баланса следует рассматривать как постоянный процесс. Параметры соотношения видов топлива должны определяться исходя из широкого круга факторов, вплоть до прогнозирования технического прогресса и изменений конъюнктуры на мировом рынке.
В основу оптимальности ТЭБ заложен критерий максимальной энергетической безопасности и экономической эффективности. При обеспечении ускоренного роста ВВП к 2020 г. (за расчетный период планируется увеличить его в 3,2 раза) объемы валового потребления ТЭР возрастут с 37,05 в 2005 г. до 52,4 млн т у.т., в том числе электроэнергии — с 35 до 50,3 млрд кВт-ч.
Для выполнения прогнозных показателей ТЭБ разработаны мероприятия по диверсификации видов топливно-энергетических ресурсов. К 2020 г. важное значение приобретут новые виды энергоносителей:
Доля использования местных видов топлива возрастет с 2,5—3,0 млн
т у.т. в 2005—2006
гг. до 6,7—6,9 млн т у.т. к 2020 г.
Эти факторы должны обусловить значительное
снижение в ближайшей перспективе количества
природного газа, используемого в выработке
тепловой и электрической энергии, — с
81% в 2005 г. до 57—43% к 2020 г., в потреблении
котельно-печного топлива (КПТ) — с 81 до
61—51%. Объем доминирующего поставщика
энергоресурса (природного газа) уменьшится
с 83 до 64—57%. При этом предусмотрено достичь
для основного индикатора — энергоемкости
ВВП, а также еще шести показателей энергетической
безопасности (таких как доля собственных
энергоресурсов в балансе котельно-печного
топлива, доминирующего энергоресурса
(газа) в производстве тепловой и электрической
энергии, доминирующего поставщика энергоресурсов
в потреблении валовых ТЭР, износ основных
производственных фондов предприятий
ТЭК, обеспеченность емкостями для хранения
запасов КПТ (по газу и мазуту), отношение
инвестиций в предприятия ТЭК к стоимости
их основных производственных фондов)
такого уровня, который позволяет обеспечить
переход из предкритической зоны (ПК) в
нормальную (Н). То есть семь индикаторов
перейдут в Н-зону.
Таким образом, к 2020 г. только два индикатора энергетической безопасности останутся в предкритической зоне — доля потребления моторного топлива за счет добычи нефти в стране и доля газа в потреблении КПТ.
Министерство энергетики и его подведомственные организации и ранее активно осуществляли работу по модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы. Так, в 2004-2005 годах были построены и введены в эксплуатацию следующие объекты строительства и реконструкции:
- Энергоблоки ст. № 3 и № 4 Березовской ГРЭС с применением передовых парогазовых технологий.
- Установлены паровая теплофикационная турбина мощностью 40 МВт на Витебской теплоэлектроцентрали (далее - ТЭЦ) и паровые турбины мощностью 6 МВт каждая на Полоцкой ТЭЦ и Могилевской ТЭЦ-1.
- Реконструирована Лидская ТЭЦ с установкой турбины 12 МВт.
- Первая очередь подстанции 330 кВ "Колядичи".
- Турбодетандерная установка электрической мощностью 5 МВт на Минской теплоэлектроцентрали - ТЭЦ-4.
В соответствии с Государственной программой в 2006-2010 годах по системы концерна "Белэнерго" планируется:
- осуществить модернизацию энергетического оборудования практически всех крупных электростанций Беларуси - Лукомльской и Березовской ГРЭС, Минских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, Новополоцкой ТЭЦ, Могилевской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2 и других;
- ввести в эксплуатацию миниТЭЦ, установив электрогенерирующее оборудование на районных котельных в городах Молодечно, Могилев, Борисов, Гомель, Жлобин, на котельных "Восточная" в городе Витебске, "Северная" в городе Гродно и на других.
В республике, с учетом народнохозяйственного эффекта, будут реализованы ряд крупных энергоэффективных проектов на объектах подведомственных предприятиях концерна "Белнефтехим", Министерства строительства и архитектуры, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и других.
С целью увеличения объемов использования местных видов предусмотрено ввести в эксплуатацию миниТЭЦ и отдельных агрегатов, работающих на древесине, отходах деревообработки, торфе на базе котельных "Осиповичи", "Вилейка", в городах Витебск, Рогачев, Лунинец, на Пинской, Жодинской и Бобруйской ТЭЦ и другие.
Использование гидроэнергоресурсов является одним из путей решения проблем уменьшения зависимости энергетики от импорта топлива. Планируется строительство малых гидроэлектростанций, в том числе - Гродненская (17 МВт), Полоцкая (23 МВт), Днепро-ГЭС (5 МВт), Зельвенская (0,2 МВт), Браславская (0,3 МВт), Погостская (0,27 МВт) и другие.
Будут построены турбодетандерные установки на Лукомльской ГРЭС и Гомельской ТЭЦ-2.
Планируется осуществить модернизацию и развитие тепловых и электрических сетей, что позволит сократить потери энергии, а также снизить износ электрических сетей - с 54,7 в 2005 году до 42,4 процента в 2010 году, тепловых сетей - с 78,2 до 60,3 процента.
В соответствии с Государственной программой за счет реализации энергоэффективных мероприятий будут наращиваться установившиеся тенденции снижения энергоемкости валового внутреннего продукта в республике, повышаться эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.