Электроэнергетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Электроэнергетика Беларуси — это объединенная энергетическая система, которая представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Отрасль надежно и бесперебойно осуществляет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Содержание работы

1. Определение отрасли. Современное состояние. История развития. Исследование жизненного цикла отрасли……………………………….3
2. Исследование экономического потенциала отрасли…………………....7
3. Исследование особенностей формирования рыночной структуры…..11
4. Исследование отраслевых особенностей научно-
технологического развития………………………………………..……20
5. Список использованных источников…………..……………………….30

Файлы: 1 файл

НЭБ ГОТОВО.docx

— 72.75 Кб (Скачать файл)

Конгресс организован с целью открытого обмена мнениями по широкому спектру проблем, поиска эффективных путей их решения. Энергетики заинтересованы в установлении деловых контактов с серьезными компаниями, поставщиками электротехнического и тепломеханического оборудования для модернизации и реконструкции объектов энергетики, обеспечения передовых экологических и энергосберегающих стандартов.

 

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами. Важнейшими задачами ТЭК на 2006—2010 гг. являются: устойчивое, экологически безопасное функционирование предприятий комплекса на основе эффективного использования топлива и энергии; активизация процесса модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов за счет собственных средств, внешних инвестиций и других привлеченных средств; реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению; обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса, в том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива; совершенствование системы управления предприятиями комплекса. Решение этих задач позволит в 2006—2010 гг. снизить энергоемкость ВВП и приблизиться к уровню европейских стран.

С целью накопления необходимых инвестиций для обновления основных фондов концерном «Белэнерго» проводится активная политика по привлечению иностранных инвестиций. Часть кредита Правительства КНР для реализации проекта модернизации Минской ТЭЦ-2 будет осуществлена в рамках межгосударственной договоренности.

Концерн «Белэнерго» предпринимает усилия по развитию экспортного потенциала отрасли как в сфере экспорта электроэнергии, так и в сфере экспорта услуг строительных организаций и экспорта научно-технической продукции, сотрудничества в сфере развития межгосударственных электрических связей, реализации совместных энергетических проектов с Россией, Казахстаном, Прибалтикой, Украиной, Польшей, Китаем, Суданом, Ливией, Италией. Со странами Балтии и Россией изучается вопрос о целесообразности и возможности синхронного присоединения к сетям ОСТЕ.

Концерн «Белэнерго» принят в 2004 г. в качестве ассоциированного члена в состав «Евроэлектрик», что позволит создать синхронную (уже созданную на технической основе) сеть не только с Российской Федерацией, но п европейской системой в целом.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является активным участником международных энергетических организаций. Для привлечения иностранных инвестиций Беларусь в 1992 г. в числе 52 стран подписала Договор к Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ).

ЕЭХ — это декларация политического намерения стимулировать сотрудничество между Востоком и Западом в области энергетики, а договор является юридически обязательным многосторонним документом, конкретно посвященным межправительственному сотрудничеству в энергетическом секторе.

Также принята концепция реформирования Белорусской энергетической системы. Данный документ разработан в целях определения подходов по совершенствованию управления энергосистемой путем создания финансово устойчивых энергетических организаций. Он предполагает конкуренцию и рыночные отношения в области производства и продажи электрической и тепловой энергии, создание условий для привлечения инвестиций и адаптации системы к проводимым в соседних государствах реформам в области электроэнергетики.

Концепция разработана с учетом Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 433. В основе нового документа лежит также Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от

15 ноября 2007 года № 575).

Необходимость реформирования Белорусской энергетической системы вызвана также и внешними факторами, в числе которых международные договоры с участием Республики Беларусь.

Это, в частности, Концепция формирования общего электро-энергетического рынка государств СНГ (подписана 25 ноября 2006 года в Москве) и Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписано 25 мая 2007 года в Ялте).

Внешние факторы обязывают иметь в республике сформированный оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Конечной целью реформирования Белорусской энергосистемы должно стать:

  • создание республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности);
  • разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии;
  • обеспечение прозрачности затрат на всех стадиях производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии;
  • формирование привлекательные условий для инвесторов в электроэнергетике с целью реализации программы модернизации;
  • повышение заинтересованности на местах в результатах финансово-хозяйственной деятельности;
  • формирование рыночных структур и организация республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности);
  • обеспечение надежного и эффективного функционирования Белорусской энергетической системы в результате создания единой системообразующей сети РУП "Белорусская сетевая компания";
  • акционирование производящих и продающих электрическую и тепловую энергию организаций;
  • сохранение устойчивого функционирования Белорусской энергетической системы и ее технической управляемости.

В результате реформирования Белорусской энергосистемы должны быть созданы условия для разгосударствления и приватизации генерирующих, энергосбытовых организаций, что позволит привести структуры управления и хозяйствования в соответствие с условиями рыночной экономики, и повысит эффективность энергетического производства.

С учетом замечаний, высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, Министерству энергетики поручено доработать проект концепции реформирования Белорусской энергетической системы.

Оценку уровня энергетической безопасности предложено осуществлять на базе индикаторов, количественно характеризующих ее состояние и степень угроз на основе:

установления текущих и ожидаемых значений индикаторов;

сопоставления их значений с пороговыми (предельно допустимыми) уровнями;

определения качественного состояния энергетической безопасности, которое предполагается характеризовать как нормальное (Н), пред-критическое (ПК), критическое (К).

Разработаны 12 значений индикаторов энергетической безопасности и установлены их пороговые уровни. При этом впервые использован новый показатель, имеющий определяющее значение для характеристики и контроля над процессом потребления энергоресурсов, — энергоемкость ВВП, исчисляемая в килограммах условного топлива на доллар США по паритету покупательной способности (ППС).

Ключевым моментом в определении путей развития энергокомплекса с целью обеспечения энергетической безопасности стало научное обоснование и разработка структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны до 2020 г. с детальным анализом всех энергоносителей (включая потребность в энергоресурсах, общее потребление ТЭР, прогноз потребления электрической и тепловой энергии, пиковой мощности). 
Топливно-энергетический баланс является наиболее унифицированным инструментом, с помощью которого государство способно оценивать состояние и прогнозировать развитие не только топливно-энергетического комплекса, но и экономики страны в целом. Более того, в современном мире именно баланс топлива и энергии является стержнем экономической политики.

Разработка ТЭБ Республики Беларусь на период до 2020 г. базировалась на глубоком анализе мировых тенденций развития топливно-энергетических балансов государств-лидеров и прогнозных показателях социально-экономического развития страны. При этом нами использован вариантный принцип его построения, иными словами, в основу легли расчеты минимально допустимого количества и пропорций энергоресурсов, чтобы гарантированно обеспечить высокие экономические показатели на перспективу. Оптимизацию топливно-энергетического баланса следует рассматривать как постоянный процесс. Параметры соотношения видов топлива должны определяться исходя из широкого круга факторов, вплоть до прогнозирования технического прогресса и изменений конъюнктуры на мировом рынке.

В основу оптимальности ТЭБ заложен критерий максимальной энергетической безопасности и экономической эффективности. При обеспечении ускоренного роста ВВП к 2020 г. (за расчетный период планируется увеличить его в 3,2 раза) объемы валового потребления ТЭР возрастут с 37,05 в 2005 г. до 52,4 млн т у.т., в том числе электроэнергии — с 35 до 50,3 млрд кВт-ч.

Для выполнения прогнозных показателей ТЭБ разработаны мероприятия по диверсификации видов топливно-энергетических ресурсов. К 2020 г. важное значение приобретут новые виды энергоносителей:

    • ядерное топливо — до 5 млн т у.т. (около 11%) путем строительства собственной АЭС;
    • каменные угли — в объеме не менее 3 млн т у.т. (7,2%);
    • бурые угли — 0,2—0,4 млн т у.т. (0,5—0,9%) с целью получения новых видов жидкого топлива, ранее не применявшихся в Республике Беларусь.

Доля использования местных видов топлива возрастет с 2,5—3,0 млн

т у.т. в 2005—2006 гг. до 6,7—6,9 млн т у.т. к 2020 г. 
Эти факторы должны обусловить значительное снижение в ближайшей перспективе количества природного газа, используемого в выработке тепловой и электрической энергии, — с 81% в 2005 г. до 57—43% к 2020 г., в потреблении котельно-печного топлива (КПТ) — с 81 до 61—51%. Объем доминирующего поставщика энергоресурса (природного газа) уменьшится с 83 до 64—57%. При этом предусмотрено достичь для основного индикатора — энергоемкости ВВП, а также еще шести показателей энергетической безопасности (таких как доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, доминирующего энергоресурса (газа) в производстве тепловой и электрической энергии, доминирующего поставщика энергоресурсов в потреблении валовых ТЭР, износ основных производственных фондов предприятий ТЭК, обеспеченность емкостями для хранения запасов КПТ (по газу и мазуту), отношение инвестиций в предприятия ТЭК к стоимости их основных производственных фондов) такого уровня, который позволяет обеспечить переход из предкритической зоны (ПК) в нормальную (Н). То есть семь индикаторов перейдут в Н-зону.

Таким образом, к 2020 г. только два индикатора энергетической безопасности останутся в предкритической зоне — доля потребления моторного топлива за счет добычи нефти в стране и доля газа в потреблении КПТ.

Министерство энергетики и его подведомственные организации и ранее активно осуществляли работу по модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы. Так, в 2004-2005 годах были построены и введены в эксплуатацию следующие объекты строительства и реконструкции:

- Энергоблоки ст. № 3 и № 4 Березовской ГРЭС с применением передовых парогазовых технологий.

- Установлены паровая теплофикационная турбина мощностью 40 МВт на Витебской теплоэлектроцентрали (далее - ТЭЦ) и паровые турбины мощностью 6 МВт каждая на Полоцкой ТЭЦ и Могилевской ТЭЦ-1.

- Реконструирована Лидская ТЭЦ с установкой турбины 12 МВт.

- Первая очередь подстанции 330 кВ "Колядичи".

- Турбодетандерная установка электрической мощностью 5 МВт на Минской теплоэлектроцентрали - ТЭЦ-4.

В соответствии с Государственной программой в 2006-2010 годах по системы концерна "Белэнерго" планируется:

- осуществить модернизацию энергетического оборудования практически всех крупных электростанций Беларуси - Лукомльской и Березовской ГРЭС, Минских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, Новополоцкой ТЭЦ, Могилевской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2 и других;

- ввести в эксплуатацию миниТЭЦ, установив электрогенерирующее оборудование на районных котельных в городах Молодечно, Могилев, Борисов, Гомель, Жлобин, на котельных "Восточная" в городе Витебске, "Северная" в городе Гродно и на других.

В республике, с учетом народнохозяйственного эффекта, будут реализованы ряд крупных энергоэффективных проектов на объектах подведомственных предприятиях концерна "Белнефтехим", Министерства строительства и архитектуры, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и других.

С целью увеличения объемов использования местных видов предусмотрено ввести в эксплуатацию миниТЭЦ и отдельных агрегатов, работающих на древесине, отходах деревообработки, торфе на базе котельных "Осиповичи", "Вилейка", в городах Витебск, Рогачев, Лунинец, на Пинской, Жодинской и Бобруйской ТЭЦ и другие.

Использование гидроэнергоресурсов является одним из путей решения проблем уменьшения зависимости энергетики от импорта топлива. Планируется строительство малых гидроэлектростанций, в том числе - Гродненская (17 МВт), Полоцкая (23 МВт), Днепро-ГЭС (5 МВт), Зельвенская (0,2 МВт), Браславская (0,3 МВт), Погостская (0,27 МВт) и другие.

Будут построены турбодетандерные установки на Лукомльской ГРЭС и Гомельской ТЭЦ-2.

Планируется осуществить модернизацию и развитие тепловых и электрических сетей, что позволит сократить потери энергии, а также снизить износ электрических сетей - с 54,7 в 2005 году до 42,4 процента в 2010 году, тепловых сетей - с 78,2 до 60,3 процента.

В соответствии с Государственной программой за счет реализации энергоэффективных мероприятий будут наращиваться установившиеся тенденции снижения энергоемкости валового внутреннего продукта в республике, повышаться эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.

Информация о работе Электроэнергетика