Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 18:18, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что система электронных денег – это совокупность кошельков или аккаунтов, в которых для осуществления платежей используются специальные внутрисистемные электронные деньги, которые определенным образом соотносятся с реальными валютами мира. Таким образом, электронные деньги – это абстрактное представление ценностей, которых на самом деле, т.е. физически не существует. Однако ценность этих абстрактных денег гарантируют вполне реальные золотовалютные запасы банков-учредителей.
Количество активных пользователей
электронных денег в России в
2010 году выросло сразу на 50%. Об этом
заявили представители
Такая же высокая динамика роста, пишет электронное издание "E-MoneyNews", ожидается и в 2011 году. Почти половину всех своих электронных кошельков пользователи пополняют через сеть интернет (включая беспроводной доступ с помощью телефона по технологии "GPRS"): на данный способ приходится 47% всех пополнений, в то время как на второй по популярности метод - с помощью СМС и USSD-запросов - 36% пополнений, то есть на 11% меньше. Существенно реже для пополнения электронных кошельков используются терминалы оплаты: на них пришлось лишь 17% всех пополнений. Ассоциация "Электронные деньги" объединяет крупнейших российских операторов рынка электронных денег и занимается развитием данного рынка в стране. Она была образована сравнительно недавно (в октябре 2009 года), но за счет участия в ней крупнейших "игроков" рынка электронных денег, таких как "Qiwi", "WebMoney", "Яндекс.Деньги" и прочих, популярность которых постоянно растет, авторитет ассоциации уже сейчас достаточно высок.
Следует отметить, что 2010 год
продемонстрировал большое
Осенью 2010 года в Госдуму внесен проект закона "О национальной платежной системе"16. Главным инициатором его принятия можно считать Министерство финансов РФ, которое, по мнению экспертов, "хочет регулировать рынок электронных денег по-человечески". Прошедший шесть циклов согласования, законопроект примечателен уже тем, что он узаконивает само понятие "электронные деньги". Он также устанавливает требования к операторам и платежным агентам. Вполне возможно, что закон будет принят уже в январе 2011 года.
Новый акт призван заменить103-й федеральный закон "О платежных агентах", по которому российский рынок электронных платежей живет с начала 2010 года. Он регулирует отношения на рынке платежных терминалов, попутно захватывая и рынок платежных систем. Большинство из них теперь входит в реестр Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Отметим, что мобильные операторы, которые часто выполняют те же функции, что и платежные системы, под этот закон не подпадают.
Нельзя забывать, что в сферу
интересов операторов рынка вторгается
и 115-й закон о противодействии
отмыванию доходов, полученных преступным
путем. Согласно этому документу, анонимным
пользователям запрещено провод
2010 год принес участникам рынка
электронных платежей много
Еще одно новшество 2010 года - проект поправок в законы о связи и о банковской деятельности. Согласно этому документу, операторы связи смогут проводить мобильные платежи с абонентского счета физлица, и для этого им не придется получать специальную лицензию. При этом расчеты будут идти через банк - партнер оператора.
Важной особенностью предложенных поправок является то, что они предусматривают обязательное участие банков в мобильных платежах. Эксперты считают, что это сможет разрешить спор между банками и мобильными операторами о том, кто должен проводить эти платежи. Кроме того, это откроет широкие возможности для пользователей использовать свой абонентский счет для микро- и даже макрорасчетов. В результате оператор увеличит свои денежные потоки и получит дополнительную выручку - свою долю от совершаемых операций. В свою очередь представители электронных платежных систем между собой называют этот документ "законом о мобильной дырке".
Стоит отметить, что в мировой практике для работы с электронными деньгами требуется не банковская, а особая лицензия. В Европе она так и называется "E-Money licence" (лицензия на электронные деньги). С одной стороны, евролицензия выдвигает определенные требования к эмитенту и оператору электронных денег, но с другой - она проще банковской.
Учитывая то, что, по некоторым данным, доля мошенничеств при мобильных платежах в России достигает 10%, государству стоит побыстрее взять рынок под свой контроль. Впрочем, пока неясно даже то, какой из двух новых законов будет регулировать эти платежи.
Давая прогноз развития электронных денег в России, необходимо подчеркнуть следующее. Львиная доля платежей, по некоторым оценкам - свыше 90%, в сфере розничной торговле осуществляется наличными деньгами. Уровень развития безналичных платежных инструментов является крайне невысоким. Несмотря на более чем десятилетнею историю развития и использования пластиковых карт в нашей стране, их доля в общем количестве безналичных трансакций на начало 2002 года составляла всего 4,5%. Основным безналичным платежным инструментом являются банковские переводы - их доля в общем количестве безналичных трансакций составляла на конец 2001 года 95,2%. Системы электронных денег не получили какого-либо существенного развития.
В отличие от большинства экономически развитых стран, где на протяжении более чем трех десятилетий развивались электронные деньги на аппаратной основе и лишь недавно появились сетевые деньги, в России функционируют пока только сетевые деньги. Это можно объяснить действиям следующих основных причин: слабое развитие инфраструктуры, что выражается в малом количестве терминалов, обслуживающих пластиковые карты (в ведущих странах обслуживание карт электронных денег зачастую возможно через те же терминалы, что и пластиковые карты); более низкие начальные и текущие затраты участников систем сетевых денег; высокие темпы развития электронной коммерции (по данным, приведенным на 4-й Международной конференции “eBusiness Russia 2004” исполнительным директором Национальной ассоциации участников электронной торговли А. Никольским, объем электронной торговли в России в сегменте В2С вырос с 218 млн. долл. США до 480,4 млн. долл. США, в 2004 году -- 615,4 млн. долл. США). К основным причинам, сдерживающих развитие и использование электронных денег в России необходимо отнести: весьма ограниченный платежеспособный спрос населения; отсутствие надежно функционирующей национальной банковской системы; недостатки в законодательной базе, которая не обеспечивает надлежащих гарантий выполнения всех обязательств по электронным деньгам; отсутствие четкой государственной политики в отношении развития электронных денег.
В целях расширения практики использования электронных денег в России и регламентации деятельности по осуществлению операций с ними необходимо реализовать ряд следующих мер.
Во-первых, нужно дать на законодательном уровне четкое определение понятия «электронные деньги», определить перечень возможных операций с ними и состав участников систем электронных денег. При этом предлагается ограничить состав эмитентов электронных денег только кредитными организациями, имеющих лицензию Банка России на осуществление банковских операций, в том числе и с электронными деньгами. Необходимо запретить участие в любом качестве в системах электронных денег финансовым организациям, зарегистрированных в оффшорной зоне.
Во-вторых, необходимо разработать и законодательно закрепить порядок выпуска, обращения и погашения электронных денег. Выпуск в обращение электронных денег должен производиться эмитентом на основании заключенных с держателем договоров. В соответствии с договором эмитент обязан по первому же требованию погасить предъявителю эмитированные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на текущий (расчетный) счет предъявителя в объеме и валюте предъявленных обязательств.
В-третьих, в отношении деятельности эмитентов электронных денег требуется установить следующие требования:
1) первоначальный капитал и
2) экономические нормативы и
резервные требования (банки-эмитенты
электронных денег должны
В-четвертых, повысить транспарентность деятельности кредитных организаций - эмитентов электронных денег, в том числе открытость структуры собственности и финансового положения. В-пятых, повысить требования к качеству управления рисками в кредитных организациях, осуществляющих операции с электронными деньгами. Банки - участники систем электронных денег должны располагать адекватными техническими, организационными и процедурными средствами защиты для предупреждения, сдерживания и выявления рисков системы.
В-шестых, разработать единые стандарты электронных денег и правила конвертации электронных денег из одного вида в другой. В-седьмых, в целях повышения гарантии возврата потребителям денежных средств установить резервные требования на уровне 100% от суммы эмиссии электронных денег. Реализация предложенных мер, в совокупности с экономическим ростом страны, повышением уровня благосостояния населения, развитием платежной инфраструктуры, позволит создать благоприятные условия для развития и использования электронных денег в России. Рост использования электронных денег должен привести к снижению доли банкнот и монеты в узкой денежной массе, а также к снижению доли использования банковских переводов.
Электронные деньги, а точнее электронные платежи, представляют собой оплату товаров и услуг третьим лицам, совершаемую покупателем через электронную платежную систему при помощи средств, учитываемых на пользовательском счете в платежной системе.
Сфера применения электронных денег в мировой практике весьма широка: оплата товаров и услуг в интернет-магазинах; оплата цифрового контента, электронных билетов, игр; осуществление регулярных платежей, например за доступ в Интернет, телефонию или коммунальные услуги.
Быстрое развитие индустрии электронных денег в условиях правовой неурегулированности этой новой сферы экономических отношений привлекло пристальное внимание надзорных органов развитых стран в середине 1990-х гг. Перспектива частичного замещения традиционных средств платежа электронными денегами вызывала волнение в связи с угрозой необеспеченной эмиссии, способной оказать дополнительное инфляционное давление и снизить эффективность национальной кредитно-денежной политики. Очевидной была и правовая незащищенность пользователей платежных систем. К сожалению, технологии электронных платежей нашли применение также в рамках операций по легализации незаконно полученных доходов и уходу от налогообложения. Критики указывали на сомнительные преимущества электронных денег, в том числе возможность уклонения от требований, установленных законодательством для безналичных расчетов (требований об открытии счета, идентификации и др.).
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть следующее. В платежных системах экономически развитых странах продолжают прослеживаться две основные тенденции: тенденция к снижению налично-денежного оборота и замене его безналичными расчетами, прежде всего пластиковыми картами, и тенденция замены безналичных бумажных кредитных денег небумажными кредитными деньгами.
Информация о работе Электронные деньги как новая форма современного рыночного хозяйства