Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:41, реферат
Какие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции
3. Методы анализа затрат на качество
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа
3.2. Методы технического нормирования
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество
4. Анализ брака и потерь от брака
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции
3. Методы анализа затрат на качество
3.1. Метод функционально-
3.2. Методы технического нормирования
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество
4. Анализ брака и потерь от брака
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
Никакие рыночные цели организации
не могут быть достигнуты, если его
продукция не пользуется спросом. Поэтому
вопросы, связанные с обеспечением
качества, не могут рассматриваться
в отрыве от экономической деятельности
предприятия. Следовательно, с развитием
конкуренции производителей появляется
насущная необходимость тесной увязки
затрат на качество с конечными результатами
производственной деятельности, уровнем
качества изделий, объемом продаж, прибылью,
что позволяет эффективнее
В силу условий, сложившихся
в рамках централизованной системы
планирования и управления народным
хозяйством, на отечественных предприятиях
проблеме оценки и учета затрат на
качество не уделялось должного внимания.
Поскольку с переходом к
Данная работа состоит из 4 глав и содержит 8 рисунков, 7 таблиц и 10 формул.
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
Производство продукции и услуг сопровождается издержками производства и обслуживания. Ошибочное представление о том, что производство продукции высокого качества определяется значительным увеличением затрат, являлось в прошлом одним из основных препятствий на пути создания более совершенных систем управления качеством.
В общем смысле, затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий не предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.
Качество продукции должно
гарантировать потребителю
Рис. 1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции
Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т.е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становиться ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.
Затраты на качество связаны
не только непосредственно с
Укрупненные затраты, связанные
с качеством продукции, можно
разделить на научно-
Если разработка и конструирование новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.
По классификации А. Фейгенбаума, затраты на качество делятся на:
1. Расходы на
проведение предупредительных
а) планирование качества (организационное обеспечение качества, проектирование изделия, исследования в области надежности и т.д.);
б) контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических процессов, контроль над процессом производства и т.п.);
в) проектирование аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проектирование аппаратуры, используемой для определения качества продукции и технологического процесса, сбора данных, их обработки и т.д.);
г) обучение методам обеспечения качества и работа с кадрами (разработка программ подготовки кадров, направленных на правильное применение работниками методов управления качеством);
д) проверка конструкции изделия (предпроизводственная оценка продукции);
е) разработка систем управления (разработка и управление комплексными системами качества, их совершенствование);
ж) другие расходы, связанные с проведением предупредительных мероприятий.
2. Расходы на оценку качества
а) проведение испытаний и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные расходы контролеров);
б) лабораторные приемочные испытания (проведение всех видов испытаний в лаборатории или испытательном центре для оценки качества закупочного материала);
в) лабораторные измерения (измерения, проверка контрольно-измерительных приборов, их ремонт и т.п.);
г) технический контроль (оценка качества продукции работниками службы технического контроля);
д) испытания изделий (оценка эксплуатационных характеристик продукции);
е) самоконтроль (проверка качества продукции самими рабочими);
ж) аттестация качества продукции сторонними организациями;
з) техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве(проверка и техническое обслуживание этой аппаратуры);
и) техническая проверка продукции и разрешение отгрузки (анализ данных, полученных в результате проведения испытаний и технического контроля, выдача разрешения на отгрузку продукции);
к) испытания в условиях эксплуатации.
3. Издержки вследствие
отказов, вызванных
а) отходы производства (потери, понесенные в процессе достижения требуемого уровня качества);
б) переделка (дополнительные расходы для достижения требуемого уровня качества);
в) расходы на материально-техническое снабжение (расходы в процессе работы с браком и в результате рассмотрения рекламаций на закупленный материал).
4. Издержки вследствие
отказов, вызванных внешними
а) рекламации в процессе гарантийного периода (отказы продукции в условиях эксплуатации, ее ремонт или замена);
б) рекламации в послегарантийный период (отказы изделия в условиях эксплуатации по истечении срока действия гарантии);
в) техническое обслуживание (исправление дефектов или недостатков изделий, не являющихся предметом эксплуатационных рекламаций);
г) юридическая ответственность (финансовые потери, вызванные производством некачественной продукции);
д) возврат продукции.
Существует еще несколько
классификаций затрат на качество,
однако следует отметить, что какая-либо
единая, т.е. общепринятая классификация
затрат на качество отсутствует даже
в развитых западных странах. Именно
поэтому в разделе 6 международных
стандартов ИСО 9004 виды затрат представлены
только двумя группами: производственными
и непроизводственными
Как бы то ни было, затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
2. Информационная
база анализа затрат на
Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используется различная информация. Но прежде чем перейти к ее сбору, следует определить, каково назначение информации.
Цель сбора данных в процессе стоимостного анализа качества может состоять в следующем:
Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, а другая – на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т.е. во внешней среде.
Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными, как правило, это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции, и вторичными, получающимися в результате обработки первичных.
Данные нуждаются в
обработке. Сокращает затраты времени
на обработку данных разработка таких
видов носителей, которые делают
возможными предварительные выводы
сразу после сбора данных. Для
этого необходимо зарегистрировать
источник информации (дату, когда она
собиралась, работника, делавшего операцию,
станок, на котором производилась
обработка, партию используемых материалов
и т.п.). Регистрировать информацию следует
в таблицах, облегчающих и ускоряющих
вычисление статистических показателей,
используемых при принятии оперативных
управленческих решений и для
дальнейшего более глубокого
статистико-математического
Информация о работе Этапы формирования и виды затрат на качество продукции