Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:41, реферат
Какие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции
3. Методы анализа затрат на качество
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа
3.2. Методы технического нормирования
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество
4. Анализ брака и потерь от брака
Заключение
Список используемых источников
Существует огромное количество учетных регистров, варьируемых на различных предприятиях в зависимости от рода деятельности, типа выпускаемой продукции и т.п. (табели, отчеты о расходах, заказы на поставку, отчеты о переделке продукции и т.д.). В качестве примера можно привести регистрацию дефектов контролером ОТК штампованной пластиковой детали. Данная форма позволяет видеть причины брака и быстро определять нанесенный им ущерб и его виновника.
Рис. 2. Контрольный листок дефектов
Кроме того, дальнейшее проведение в случае необходимости технической экспертизы бракованных деталей и сопоставление ее результатов с предварительным заключением контролера ОТК подтвердит и уровень квалификации последнего.
Как уже было сказано выше,
на различных предприятиях могут
применяться аналогичные и
Одним из внутренних источников
информации, позволяющих определить
структуру затрат на изделие и
обладающих большим преимуществом
перед другими благодаря
Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.
При сборке таких данных
по ограниченному числу
а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;
б) две различные характеристики качества;
в) два фактора, влияющих на одну характеристику качества.
Целесообразно хотя бы одной из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т.е. стоимостную величину.
Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таблице записывают собираемые данные, между которыми изучается зависимость.
На втором строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое (примерно одинаковое) число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у – значения результативного признака.
На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полученных в результате наблюдения, на график.
На четвертом заключительном этапе вносят адресные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.
Данные диаграммы рассеивания
позволяют сделать
Можно привести следующий пример. Предположим, предприятие выясняет, как влияет качество упаковки часов на спрос на данную продукцию. Для потребителя упаковка является качественным признаком в отношении как внешнего оформления, так и сохранности товара. Для производителя же это еще и количественный показатель, выраженный некоторой суммой затрат. Для удобства сбора данных обозначим каждый вид упаковки номером:
1 – продажа без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);
2 – мягкий пакет;
3 – фирменный мягкий пакет;
4 – простая картонная коробка;
5 – пластиковый футляр;
6 – коробка фирменная, подарочная.
Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от оформления). Она колеблется в интервале от 4 до 9 денежных единиц с интервалом в 0,5 денежной единицы. Результаты опроса 30 покупателей, который был реально проведен, приведены в таблице 1:
Таблица 1
Данные опроса покупателей магазина «Подарки»
об упаковке и цене часов «Электроника»
Следует обратить внимание, что цена подарочной коробки не называлась и максимальная цена фактически составила 8 денежных единиц.
По полученным данным можно
построить диаграмму
Рис. 3. Диаграмма рассеивания для вида упаковки и цены часов «Электроника»
Данные диаграммы рассеивания
позволяют сделать
Таким образом, несмотря на
разносторонность информации, характеризующих
затраты на качество продукции, и
факторы, влияющие на него и на подобные
расходы, необходимо и вполне возможно
уже на этапе формирования данных
использовать наглядные формы их
представления в сочетании с
методиками первичного анализа: группировкой,
графическим анализом и т.д. Это
значительно ускоряет процесс анализа
и облегчает дальнейшее использование
его в целях статистико-
3. Методы анализа затрат на качество
В зависимости от целей, задач анализ затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент.
3.1. Метод функционально-
На этапах проектирования,
технологического планирования, подготовки
и освоения производства целесообразно
применение функционально-
Основными принципами применения ФСА являются:
Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по ряду признаков. По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние – функции, которые какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.
По роли в удовлетворении
потребностей среди внешних функций различаю
По роли в рабочем
процессе внутренние функции можно подразделить
на основные и вспомогательные.Основная функц
По характеру
проявления все перечисленные функции
делятся на номинальные, потенциальные
и действительные. Номинальные за
Все функции объекта могут
быть полезными и бесполезными, а последние нейтральными и вредн
Цель функционально-
где ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств (ПС = еn·ci), а З – издержки на достижение необходимых потребительных свойств.
Функционально-стоимостной анализ проводится в несколько этапов.
На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
На втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети. В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.
На третьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответствии с которым функции делятся на:
А – главные, основные, полезные;
В – второстепенные, вспомогательные, полезные;
С – второстепенные, вспомогательные, бесполезные.
Одновременно отсекаются
прежние затраты. Использование
табличной формы распределения
функций облегчает такой
Таблица 2
Распределение служебных функций изделия Х по принципу АВС
В итоговые графы заносятся данные о количестве второстепенных, вспомогательных, бесполезных функций по деталям, что позволяет сделать предварительный вывод об их необходимости.
Далее можно построить таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материалов другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.
Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения себестоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Для этого можно составить таблицу:
Таблица 3
Сопоставление коэффициентов значимости функций и их стоимости
Сопоставив удельный вес затрат на функцию в общих затратах и значимость соответствующей ему функции, можно вычислить коэффициент затрат на каждую функцию. Оптимальным считается Кз/ф 1. Кз/ф < 1 желательнее, чем Кз/ф > 1. При существенном превышении данного коэффициента единицы необходимо искать пути удешевления данной функции (в нашем примере это вторая функция).
Результатом проведенного ФСА
являются варианты решения, в которых
необходимо сопоставить совокупные
затраты на изделия, являющиеся суммой
поэлементных затрат, с какой-либо базой.
Этой базой могут, например, служить
минимально возможные затраты на
изделие. Теория ФСА предлагает исчислять
экономическую эффективность
Информация о работе Этапы формирования и виды затрат на качество продукции