Эволюция форм собственности в процессе развития человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение, изучение и анализ многообразия форм собственности в процессе развития человека и общества.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
описать теоретические подходы к изучению понятия «собственность», систему и эволюцию ее форм;
исследовать динамику развития основных форм собственности в России на современном этапе;
провести анализ основных проблем и перспектив развития форм собственности в России и мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………………….…. 3

ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ:
СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ………………………………………… 5
Теоретические основы понятия «собственность» как
экономической категории ……………………………………….. 5
Система форм собственности и их характеристика ……………. 8
Эволюция форм собственности ………………………………….12

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ
СОБСТВЕННОСТИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……. 17
Преобразования форм собственности в России в условиях
перехода к рыночным отношениям ………………………………17
Современное состояние основных форм собственности
в Российской Федерации ……………………………………….... 19

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
СОБСТВЕННОСТИ ……………………………………………… 23
Проблема изменения собственности в ходе либерально-
экономических реформ ………………………….......................... 23
Концепция государственной политики в области развития
отношений собственности ……………………………………….. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………………………. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 32

Файлы: 1 файл

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

«Большая приватизация» (второй этап) предполагала продажу государственной собственности по конкурсу или на аукционах; продажу акций предприятий (акционерных обществ); полный или частичный выкуп госимущества, сданного в аренду; продажа недвижимости и земли и т.д.

О результатах приватизации можно судить по распределению предприятий  и организаций по формам собственности в России (табл. 1).

 

ТАБЛИЦА 1

Распределение предприятий  и организаций по формам собственности  в России (1995-1998 гг.)

 

Число предприятий и  организаций (тыс.)

В % к итогу

 

Всего (в т.ч. по формам собственности)

1995

1996

1997

1998

после

дефолта

1995

1996

1997

1998

после дефолта

1946

2250

2505

2727

2901

100

100

100

100

100

государственная

325

322

233

143

148

16,7

14,3

9,3

5,4

5,1

муниципальная

171

198

184

178

183

8,8

8,8

7,3

6,5

6,3

собственность общественных организаций

53

95

130

158

183

2,7

4,2

5,2

5,8

6,3

частная

1216

1426

1731

2014

2147

62,5

63,4

69,1

73,9

74,0

прочие формы собственности1

181

209

227

235

240

9,3

9,3

9,1

8,6

8,3


 

в т.ч. смешанная собственность, собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства

 

Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, то она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.

 

 

2.2. Современное состояние  основных форм собственности 

       в  Российской Федерации

 

За период с 2002 по 2005 гг. доля государственной  собственности РФ в капитализации экономики увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006 г. правительство усиливает присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд дол. в 2003 г. до 190 млрд дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз.

В 2005 г. ОАО «ЕЭС России» приобрело пакет акций «Силовых машин», «Рособоронэкспорт» - пакет акций «АвтоВАЗа», «Оборон-пром» - акции «Камова». По состоянию на декабрь  2008 г.  государству в лице Росимущества принадлежит 50,9 % акций компании «Алроса» — второй по величине алмазодобывающей корпорации в мире, а также ряда других компаний. [19, с. 28]

Российская  Федерация является весьма крупным  собственником. Динамика структурных изменений госсобственности и финансовые результаты показаны в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2

Распределение предприятий и организаций по формам собственности (январь-февраль 2012 года)

 

Количество зарегистрированных организаций

Количество официально ликвидированных  организаций

всего

на 1000

организаций, учтенных в Стат.регистре Росстата

всего

на 1000

организаций, учтенных в Стат.регистре Росстата

Февраль

Январь-февраль 

Февраль

Январь-февраль

Февраль

Январь-февраль

Февраль

Январь-февраль

Всего

39565

65910

8,4

14,0

30750

66879

6,5

14,2

в т.ч. по формам собственности:

российская

38498

64118

8,4

13,9

29999

65203

6,5

14,2

в том числе:

государственная

117

248

1,5

3,2

497

1206

6,3

15,4

из нее:

федеральная

30

61

1,1

2,2

326

790

12,1

28,8

субъектов РФ

85

183

1,7

3,6

171

415

3,3

8,2

муниципальная

826

2355

3,7

10,5

839

1831

3,7

8,1

частная

36780

59965

9,0

14,6

27,516

59,859

6,7

14,6

потребительской кооперации

13

23

2,4

4,2

21

54

3,8

9,8

общественных и религиозных 

организаций

618

1280

4,4

9,1

881

1729

6,3

12,3

смешанная российская

139

237

3,8

6,4

245

523

6,6

14,1

иностранная

543

907

7,7

12,9

477

1026

6,8

14,6

совместная российская

и иностранная

524

885

10,5

17,8

274

650

5,5

13,1


 

Несмотря на явные  изменения в структуре собственности, государство еще не распродало принадлежащие  ему пакеты акций в тысячах открытых и закрытых акционерных обществ; до настоящего времени не завершена инвентаризация государственного и муниципального имущества; не определены функции значительного количества унитарных предприятий.

Для современной экономической  ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в экономике за счет приобретения собственности путем купли, а также возврата собственности за долги. В частности в 2005 г. в разы возросла капитализация крупных отечественных корпораций, причем наиболее интенсивно - компаний со значительным присутствием государственной собственности. Ротация форм собственности происходит двумя способами.

Первый - это отъем  собственности у так называемых эффективных собственников. Инструментом деприватизации служит дополнительная эмиссия акций в размере долга и эти акции становятся собственностью государства.

Второй способ — выкуп  контрольного пакета акций корпорации, предотвращающий ее неизбежное банкротство (инициируемое или планируемое собственниками).

Как показывает опыт развитых стран, в конкретных экономических ситуациях государственные корпорации могут развиваться интенсивнее компаний частного сектора. Например, при значительном износе инфраструктурных объектов, обеспечивающих безопасность перевозок, требуются значительные прямые инвестиции (капитальные вложения) в развитее транспортной сети государства. Реальные инвестиции обеспечивают увеличение тарифов и снижение прибыли частных пользователей, то есть определенное перераспределение финансовых ресурсов.

Другой пример. Расширение экспортных поставок сырьевых ресурсов (углеводородов) требует весомых вложений в новое строительство продуктопроводов. В подобные моменты обычно увеличивается доля государственного сектора в национальной экономике любого государства. Считается, что эта временная мера, обусловлена потребностью экстенсивного расширения или модернизации. С исчезновением такой потребности может снова измениться структура собственности. В открытой рыночной экономике бывают такие стечения обстоятельств, когда иностранные участники имеют больше финансовых возможностей для приобретения значимых для государства активов, чем национальные.

Когда отечественным, пусть  даже достаточно эффективным корпорациям  не хватает финансовых ресурсов для  «стратегических» сделок, в игру вступает государство - покупателем становится корпорация, находящаяся под полным контролем государства. Со временем, после накопления достаточных финансовых ресурсов крупными отечественными бизнес-структурами, эти «временно государственные» активы будут реализованы частным сектором.

Интересы государства распространяются на корпорации, стратегически позиционирующие  страну в мирохозяйственных связях, а также в области обороноспособности. Если такое предприятие находится  в частной собственности, собственник  может перепрофилировать его (или отдельные производства) из-за снижения рентабельности. В этом случае государство также «сработает» эффективно, если выкупит по рыночной цене контрольные пакеты акций существующих предприятий. Это выгоднее, чем строить новые. Используя рычаги регулирования, государство решит проблемы взаимного демпинга участников на мировых рынках, усилит НИОКР и маркетинговую базу, при необходимости проведет организационную реструктуризацию (например, создаст холдинг со 100%-м участием государства). После реструктуризации бизнеса (совершенствования системы управления, выработки рациональной финансово-экономической политики корпорации, улучшения операционной деятельности, обновления системы маркетинга и системы управления персоналом) компания по рыночной цене продается новому эффективному собственнику.


Такие операции могут  принести государству значительно  больше, чем оно реально затратит на реструктуризацию и финансовое оздоровление корпорации. Нужно лишь правильно  определить временные периоды для усиления, либо ослабления государственного присутствия в конкретном секторе национальной экономики.

 

3.   АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

СОБСТВЕННОСТИ

 

      1.  Проблема изменения собственности в ходе либерально-экономических реформ

 

Проблемы собственности изучаются сегодня не только в рамках экономической и политической деятельности, но и в области общественного сознания. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования ИКСИ РАН под руководством М.К. Горшкова [10, с.122].

Опрос выявил парадокс в отношении населения к частной собственности, отразивший противоречия реформации российского общества. С одной стороны, преобладает позитивное отношение к частной собственности. С другой стороны, при более дифференцированном подходе выясняется, что в массовом сознании частная собственность идентифицируется главным образом с личным имуществом: пылесос, дом, дача, машина и пр. Такое понимание собственности мотивирует легитимность частной собственности в глазах россиян. Когда же речь заходит о собственности больших корпораций, в особенности эксплуатирующих природные богатства страны, то большинство населения не считает ее легитимной.

Одна из главных линий  внутреннего размежевания - отношение  к частной собственности, возникшей  в результате либеральных экономических  реформ, прежде всего, в результате приватизации государственной собственности в 1990-е годы. Это ставит перед общественной мыслью весьма сложные задачи относительно форм и пределов легитимации собственности. Конечно, актуальность этих задач определяется для нас, в первую очередь, происходящими в России трансформационными процессами. Мир в целом вступил в эпоху глобализации и инновационных технологий, что, естественно, открывает некоторые новые измерения собственности и отношения к ней со стороны общества и государства. И Россия не может остаться вне этих глобальных процессов.

Существует точка зрения, что собственность - это юридическое понятие. Однако, собственность скорее имеет социальное содержание, которое облачается в юридическую форму. С изменением социального содержания меняется и его правовое оформление. Иллюзия чисто правового содержания собственности возникает потому, что право не просто внешняя форма собственности, а форма ее существования. Но социальное содержание первично. Это наглядно проявляется в тот момент, когда социальное содержание отношений собственности меняется, и на какое-то время возникают коллизии из-за несоответствия их устаревшим правовым формам.

Сегодня в эпоху перехода к инновационному обществу, на новом  витке исторической спирали возникает потребность в возврате к более широкому пониманию собственности. В более отдаленной исторической перспективе собственность, по-видимому, растворится в органически кооперированной созидательной жизнедеятельности человеческого сообщества. Во всяком случае, вместе с возрастанием удельного веса человеческого капитала и развитием интеллектуальной собственности просматривается тенденция к размыванию грани между частной и общественной собственностью.

В этой связи уместно  напомнить определение собственности Э. Ильенкова: «Собственность - это богатство деятельных способностей человека». Вещные факторы - земля, природные богатства, средства производства - становятся собственностью только тогда, когда они втянуты в горнило творческих деяний человека.

Некоторые наши видные экономисты допускают, что экономическая теория стоимости - лишь частный случай нарождающейся более общей "нестоимостной" политэкономии. Качественные сдвиги в современном мире, считает Л.И. Абалкин, «ставят под сомнение универсальность трудовой теории стоимости в объяснении общественных процессов. Она утрачивает свою абсолютную значимость и переходит в разряд "частного случая" ...Можно лишь высказать предположение, что предстоит выработать более общую теорию ценности, учитывающую влияние совокупности экономических, социальных, этических и иных характеристик». [3, с.122]

Конечно, речь идет о весьма отдаленном будущем. Но уже сейчас в  наиболее развитых странах целые  сферы общественной жизни обнаруживают тенденцию к выходу из системы  стоимостных измерений. Духовная сфера, интеллектуальный труд, наука, культура не укладываются в рамки рыночных критериев.

Сегодня можно констатировать: либеральный проект реформ, инициированный в начале 1990-х годов, идет ко дну, наткнувшись на рифы массовой бедности и неудержимого роста социального  неравенства, превысившего все допустимые пределы. Одна из главных причин этого провала - попытка радикального решения вопроса о собственности без учета социокультурной специфики России и тенденций мирового развития.

Информация о работе Эволюция форм собственности в процессе развития человека и общества