Эволюция институтов товарных рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:15, контрольная работа

Описание работы

Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, иные виды бизнеса, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую среду торгового и другого предпринимательства. Он представляет собой сложный социально – экономический механизм, который требует изучения и постоянного совершенствования.
Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов. Принято выделять несколько таких секторов: рынок труда, рынок капиталов, фондовый рынок, страховой рынок и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и институтами, вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.

Содержание работы

Введение
Понятие, цели и условия функционирования товарных рынков.
Инфраструктура товарных рынков в Беларуси.
Направления развития инфраструктуры товарных рынков в РБ.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

национальная экономика бел.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

Тема  25. Эволюция институтов товарных рынков

 

План:

 

Введение

  1. Понятие, цели и условия функционирования товарных рынков.
  2. Инфраструктура товарных рынков в Беларуси.
  3. Направления развития инфраструктуры товарных рынков в РБ.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

      Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, иные виды бизнеса, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую среду торгового и другого предпринимательства. Он представляет собой сложный социально – экономический механизм, который требует изучения и постоянного совершенствования.

      Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов. Принято выделять несколько таких секторов: рынок труда, рынок капиталов, фондовый рынок, страховой рынок и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и институтами, вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.

     Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, как система субъектов экономики и их отношений, целью которых является купля – продажа товаров. Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного общения, совокупность взаимосвязанных актов купли – продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.

      Становление рыночных отношений требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.[3]

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, цели и условия функционирования товарных рынков.

 

    Товарный  рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо  взаимозаменяемых товаров на  территории Республики Беларусь  или ее части, определяемой  исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

       Товарный рынок представляет  собой сложную социально-экономическую  категорию, сущность которой раскрывается  наиболее полно, если рассматривать  рынок в различных аспектах  его проявления. Во-первых, рынок  выступает как сфера товарного  обмена. Во-вторых, представляет собой  хозяйственную деятельность, систему  организационно-экономических действий, направленных на продвижение  товара от производителя к  потребителю. Такие действия связаны,  например, с развитием конкретного  хозяйственного механизма производства  и реализации товаров, форм  и методов продажи, управленческим  решением по сбыту, проведением  рекламы товаров, изучением и  формированием спроса и населения.

Составными  элементами товарного рынка являются:

      • товарное предложение;

      • спрос населения;

      • цена товара.

      Товарное предложение представляет  собой массу товаров, предназначенных  для реализации. Основными источниками  товарного предложения являются  производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

     Спрос - это платежеспособная  потребность населения страны. Спрос  отличается от запроса (желания)  на величину, способную быть оплаченной  потребителями.

      Цена товара представляет собой  денежное выражение его стоимости.  Отклонение цены от стоимости  обусловлено рядом факторов. Прежде  всего это стоимостное выражение денег. Оно зависит, во-первых, от стоимости золота как особого товара, с помощью которого выражается стоимость всех остальных товаров. Во-вторых, от количества денег в обращении, которые могут не соответствовать количеству замещаемому ими золота. Затем имеются различия в потребительной стоимости, качестве товаров. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен. Факторы, влияющие на формирование цены на товарном рынке, можно классифицировать на факторы I и II порядка. [4]

     Мировой товарный рынок – один из инструментов мирового инвестиционного рынка. На мировом товарном рынке ведется торговля высоколиквидными товарами и сырьем. В настоящее время на мировом товарном рынке торгуются порядка 70 видов различных товаров. Все разнообразие товаров, торгуемых на бирже, можно классифицировать следующим образом:

  • Металлы (золото, серебро, никель и др.)
  • Мягкие товары (кофе, какао)
  • Сельскохозяйственная продукция (пшеница, домашний скот и т.п.)
  • Энергоносители (нефть, газ)

       Изначально основной целью мирового товарного рынка являлась регулярная связь между продавцами и покупателями товаров. Все сделки проводились с партиями наличных товаров. Однако с развитием мирового товарного рынка практически все торговые сделки стали заключаться в виде срочных контрактов на эти товары, т.е. отпала необходимость в предъявлении самого товара на бирже. Сделки с товарами на бирже являются жестко стандартизированными: в контракте четко прописываются марка товара, его количество и сроки поставки. Продавец на рынке товаров передает покупателю не сам товар, а документ, который подтверждает право собственности на товар. Большое количество сделок на мировом товарном рынке являются спекулятивными, так как по ним поставки товаров не происходит, а выплачивается разница между ценой продажи и ценой покупки.  [2]

      Становление рыночных отношений существенно изменило финансово-экономические, правовые и социальные условия функционирования товарного рынка. Реально складывающееся многообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность, изменения нормативной базы, и системы налогообложения предъявляют более высокие требования к уровню экономической деятельности всех субъектов товарного рынка. В условиях проводимых реформ важная роль должна отводиться комплексному изучению товарного рынка, а также умению грамотно составлять прогнозы дальнейшего развития, и анализировать выявленные тенденции развития рынка при условии ориентации производителей на удовлетворение запросов потребителей.

     Деятельность любого товарного рынка характеризуется основными показателями. К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести следующие.

1. Емкость  товарного рынка. Емкость рынка  - это максимально возможный объем  реализации товаров при данном  уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных  цен.

2. Динамика  развития отдельных отраслевых  товарных рынков страны, составляющих  единый товарный рынок страны.

3. Степень  диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.

4. Качество  товара, реализуемое на рынке.  Под качеством товара понимают  совокупность свойств, присущих  ему. В условиях ужесточения  потребителей к нему предъявляются  повышенные требования с учетом  безопасности его потребления,  соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке  и обеспечению послепродажного  обслуживания.

5. Конкурентоспособность  товаров на рынке. Под конкурентоспособностью  товара понимают способность  продукции соответствовать сложившимся  требованиям данного рынка на  рассматриваемый период.[1]

 

 

  1. Инфраструктура товарных рынков в Беларуси.

 

     Помимо внутренней структуры объекта исследования системный анализ также обязывает выделять его инфраструктуру.

Понятие «инфраструктура» впервые ввели во время второй мировой войны те американские специалисты, которые занимались организацией тыловой  поддержки действующей армии. Инфраструктура воспринималась как материальное и  организационное обеспечение тех  передовых армейских подразделений, которым было поручено выполнение главной  стратегической задачи.

     Инфраструктура - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих  в эти отрасли, направленной  деятельности, призванных создавать  условия для нормального функционирования  производства и обращения товаров,  а также жизнедеятельности людей.  Различают производственную и  социальную инфраструктуру. В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. [5]

 

     Инфраструктура по отношению к определенному объекту представляет собой некоторую «совокупность», которая призвана создавать должные условия для функционирования самого объекта.

     Инфраструктура есть ближайшее окружение, или окаймление объекта, позволяющее ему интегрироваться в систему более высокого порядка.

Что касается инфраструктуры рынка, то последняя  также формально не входит в него как образование, но призвана решать задачи по его институциональному, материально-техническому, социальному  и информационному обеспечению.

     Рыночную инфраструктуру иногда определяют как совокупность материально-технических и организационных условий, без которых нормальное функционирование товарно-денежного обращения и актов купли-продажи становится невозможным.

            При таком «широком» подходе в инфраструктуру рынка легко включаются дороги, все виды используемого транспорта, материальная (магазины, склады) и техническая база (измерительная техника, средства автоматизации), а также информационный комплекс, банки, учреждения страхования и т. д. Если быть до конца последовательными, то к рыночной инфраструктуре придется отнести не только кассовый аппарат, но и даже квартирные счетчики электроэнергии.

При более  «узком» подходе рыночная инфраструктура трактуется как система организаций, адекватных рыночному механизму.

В этом случае содержание рыночной инфраструктуры определяется вслед за изложением структуры рынка  вообще.

Так, на рынке  финансового капитала выделяются фондовые биржи, инвестиционные фонды, инспекция  по контролю за ценными бумагами и т. п.

На рынке  средств производства—товарная биржа, торговые дома лизинговые компании.

            На рынке труда — биржи труда, центры по переподготовке, фонд занятости и т. п.

Рис. 1. Рынок и рыночная инфраструктура

 

Таким образом, рыночная инфраструктура выступает  как:

а) совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих продвижение и реализацию экономических благ;

б) совокупность институтов или организаций, а также соответствующих подразделений предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

С учетом обозначенного выше подхода есть смысл выделять первичные и вторичные  элементы рыночной инфраструктуры.

Первичные элементы непосредственно связаны с актами купли-продажи, с движением денег и товаров

Вторичные элементы отражают дальнейшее развитие рынка, его усложнение, дифференциацию услуг, тенденцию сведения к минимуму трансакционных издержек. Наличие таких элементов отражает степень цивилизованности рыночных отношений. [6]

 

 

 

 

 

  1. Направления развития инфраструктуры товарных рынков в РБ.

 

  Развитая рыночная инфраструктура является важным условием эффективного функционирования товарных рынков. Однако уровень ее развития в стране пока не полностью отвечает требованиям свободного движения товаров. Товарообменные операции стали одним из узких звеньев воспроизводства. В ряде случаев наблюдается нарушение товародвижения, взаимосвязей между хозяйствующими партнерами, увеличение звенности в движении товаров, возрастание издержек, цен и объемов нерациональных перевозок, что тормозит процессы стабилизации и развития экономики.

В связи  с этим особую актуальность приобретает проблема ускорения развития этой сферы, обеспечение соответствия ее международным стандартам. В этих целях намечается:

• совершенствование сети оптовых предприятий;

• сокращение посреднических организаций;

• создание эффективной системы информации о рыночной конъюнктуре;

• формирование сети объектов, осуществляющих финансово-кредитное обеспечение товарных рынков;

• развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;

• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков.

Для создания прогрессивной инфраструктуры товарных рынков предусматривается координация деятельности различных экономических организаций в региональном и отраслевом аспектах с участием при необходимости государства.

Предполагается  создать в Минске, а также в  областных центрах информационно-выставочные  торгово-рекламные комплексы, торговые дома с функциями оптовой, мелкооптовой и розничной торговли и на их основе постоянно действующую Белорусскую республиканскую ярмарку. Намечено организовать Республиканский бизнес-центр с торговыми домами и другими предприятиями рыночной инфраструктуры.

Информация о работе Эволюция институтов товарных рынков