Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:45, курсовая работа
Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире в виде вексельного и меняльного дела. Меняльное дело сосредоточивалось в Афинах в силу их торговых связей с другими странами и в силу их первенствующего положения в экономике Древней Греции. Размен денег получил дальнейшее развитие в первоначальную эпоху денежного хозяйства, именно с XII столетия, когда всякие мелкие владетели и города стали чеканить свою монету и появилась масса денег, различных по своему происхождению, счету, весу, роду и качеству металла. Разобраться в этой пестрой массе мог только меняла по профессии. Преобладание внешней торговли над внутренней в этот период содействовало тому, что крупные торговые центры (Венеция, Флоренция, Антверпен, Амстердам) стали одновременно ведущими центрами международной торговли благородными металлами, центрами международных расчетов, где производились расчеты по переводным векселям (траттам).
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Мировая валютная система..........................................5
Система золотого стандарта.......................................5
Бреттон-Вудская валютная система...........................8
Ямайская валютная система.......................................12
ГЛАВА 2.Процесс развития и функционирования ЕВС ...............15
ГЛАВА 3. Особенности валютной системы Российской Федерации......26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................32
Ямайская валютная система
3. Устройство современной мировой валютной системы было официально определено в 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) в виде Ямайской валютной системы.Переход к новой валютной системе предполагал достижение трех основных целей: выравнивание темпов инфляции в разных странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными странами.Ямайская валютная система базируется на следующих принципах:
- демонетизации золота - утрате им денежных функций;
- запрете золотых паритетов - привязке валют к золоту;
- отмене официальной резервной валюты - эту роль могла выполнять любая валюта;
- использовании в качестве
резервных средств
- самостоятельном выборе
странами режима валютного
МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран-участниц, либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттон-Вудская, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных с неэффективностью стандарта СДР, противоречием между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег, несовершенством режима плавающих валютных курсов и т. д. Продолжается поиск путей совершенствования Ямайской валютной системы для решения этих проблем, усиления координации валютно-экономической политики ведущих мировых центров и стабилизации мирового валютного механизма.Нестабильность Ямайской валютной системы привела к созданию европейскими странами своей валютной системы.В марте 1979 г. в Западной Европе была создана региональная Европейская валютная система (ЕВС). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского Союза, укрепление позиций Западной Европы.Особенности ЕВС, отличающие ее от Ямайской валютной системы, следующие:
- вместо СДР введена
собственная европейская
- режим совместного плавания курсов валют стран - участниц ЕВС предусматривает пределы их взаимных колебаний (±15% центрального курса). Подобный режим коллективного плавания валют называется "европейская валютная змея". Если курс валюты выходит за допустимые пределы, то центральный банк обязан осуществлять валютные интервенции;
- страны - члены ЕВС
в противовес МВФ создали
Процесс развития и функционирования ЕВС
Европейская валютная система (ЕВС) - форма организации
отношений стран - членов Европейского
союза (ЕС) в валютной сфере, имеющая целью
обеспечить устойчивое соотношение курсов
национальных валют этих государств и
тем самым содействовать стабилизации
их внешнеэкономических связей в целом.
Инициаторами создания ЕВС
стали канцлер ФРГ Гельмут Шмидт и президент
Франции Валери Жискар д'Эстен, которые
представили эту идею главам других государств
Европейского экономического сообщества
в апреле 1978 года в Копенгагене. Соглашение
о создании ЕВС вступило в силу 13 марта 1979 года.
Изначально членами ЕВС стали
восемь из девяти стран Европейского экономического
сообщества; Великобритания приняла решение
не участвовать в едином курсовом механизме.
ЕВС базировалась на трех основных элементах.
Первый - обязательство стран-участниц
поддерживать колебание рыночного курса
своих валют в пределах узкого диапазона
– от взаимного центрального курса. От
государств, согласившихся стать членами
ЕВС, требовалось ограничивать взаимные
курсовые колебания 2,25% в ту или иную сторону
(для стран, находящихся в сложном финансовом
положении, – 6% на переходный период).
Второй элемент ЕВС -
специальная Европейская валютная единица
(ЭКЮ), основанная на корзине национальных
валют. В рамках ЕВС были зафиксированы
обменные курсы валют с помощью, так называемого
Механизма обменных курсов (МОК). ЭКЮ был
обеспечен средствами в размере 20% золотовалютных
резервов стран-участниц, которые вносились
в обмен на эквивалентное количество ЭКЮ
на депозиты в Европейский фонд валютного
сотрудничества.
Третий элемент ЕВС - механизм
оказания кредитной и взаимной финансовой
помощи тем правительствам, которые испытывают
финансовые затруднения при поддержании
рыночного курса своей валюты в пределах
согласованного диапазона отклонений.
Этот механизм состоял из двух частей:
системы краткосрочной (до 75 дней) взаимопомощи
центральных банков на двусторонней основе
и системы валютной поддержки на многосторонней
основе из специального финансового фонда
ЕЭС на условиях краткосрочного кредитования
(до трех месяцев с правом пролонгации
кредита еще на такой же срок) и среднесрочного
финансирования (от 2 до 5 лет).
Благодаря Европейской валютной системе
с января 1987 года до середины 1992 года фиксированные
в рамках ЕВС паритеты валют ни разу не менялись. Однако крупнейшие
валютные спекуляции на мировых рынках
в 1992 году заставили Великобританию и
Италию покинуть МОК. В июле 1993 года подобные
же валютные спекуляции вынудили участников
МОК в целях предотвращения полного разрушения
этого механизма принять решение об увеличении
коридора колебания курсов до 15%.
Основной причиной слабости ЕВС
оказались слишком глубокие различия
в экономическом положении и политике
стран, вошедших в систему. Однако, по общему
признанию, несмотря на все трудности,
МОК удалось достичь своей главной цели
- создать в Европе "зону валютной стабильности".
Резкие колебания курсов валют в 1992 и 1993
годах рассматривалось как еще одно свидетельство
необходимости валютного союза для стран
ЕС.
Очередной шаг к его созданию был сделан
на ганноверской встрече в верхах в июне
1988 года. В это время группой представителей
европейских центральных банков и независимых
экспертов под руководством Жака Делора,
являвшегося тогда председателем Комиссии
ЕС, был подготовлен специальный план
создания валютного союза. План Делора
был опубликован в апреле 1989 года. В нем
предлагался трехэтапный переход к единой
валюте. Временные рамки были в дальнейшем
закреплены в Маастрихтском договоре
1992 года.
В январе 1994 года в соответствии
с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне
был создан Европейский валютный институт. Состоявшаяся
в 1995 году Мадридская встреча в верхах
подтвердила окончательный и бесповоротный
переход к системе фиксированных курсов
при одновременном введении единой европейской
валюты, получившей название евро.
1 июля 1998 года Европейский валютный
институт был преобразован в Европейский
центральный банк; его прерогативой стало
осуществление единой денежно-кредитной
и валютной политики ЕС.
С января 1999 года одиннадцать
стран Европейского союза перешли к единой
валюте. В течение 1999-2001 годов евро использовалось
для безналичных расчетов и бухгалтерского
учета, а с 1 января 2002 года единая валюта
введена в наличный оборот.
С введением единой денежной единицы
для всех стран ЕС Европейская валютная
система стала преобразовываться в Европейский
валютный союз.
В 1990 г. происходит расширение ЕВС: в нее включены Англия, Испания,
Португалия. В 1991 г. подписывается Маастрихтский договор о создании единого европейского пространства. В соответствии с этим договором главы правительств — членов ЕС договариваются о создании валютного союза.
Созданная с целью упорядочения колебания курсов западноевропейских валют, ЕВС в течение почти 15 лет успешно справлялась с возложенными на нее функциями. Однако с осени 1992 года она стала давать заметные сбои.
Одна из главных причин этого — неспособность центральных банков
указанных стран справляться со все возрастающими атаками биржевых спекулянтов, игравших на понижение, в расчете на девальвацию валют.
Первой пострадала итальянская лира. Банк Италии был вынужден прибегнуть к массивным интервенциям для спасения своей денежной единицы. Правительства стран ЕС решают прибегнуть к семипроцентной девальвации лиры, но она продолжает падать. 17 сентября 1992 г. после экстренного заседания Валютного комитета сообщества лира покидает ЕВС.
Летом 1993 года 5 из 8 состоявших в системе ЕВС денежных единиц:
французский и бельгийский франк, датская крона, песета и эскудо — упали до установленного для них нижнего предела. Центральными банками было принято решение не поддерживать искусственно свои валюты. Они могут колебаться вокруг фиксированных курсов на 15 процентов в ту или другую сторону.
Центральные банки также могут понижать учетные ставки, которые они сохраняли на высоком уровне, с целью поддержания обменных курсов.
Развитие западноевропейского хозяйственного комплекса, увеличение
степени взаимопроникновения и взаимодополняемости экономик способствовали
нарастанию потребностей в проведении единой макроэкономической политики.
Однако, с другой стороны, различия в бюджетной денежно-кредитной валютной политике стран — членов ЕС вели к колебанию цен, процентных ставок,валютных курсов, что мешало развитию производительных сил региона.
Перечисленные экономические и ряд политических факторов привели к
провозглашению в Едином Европейском Акте (1984 г.) цели Сообщества —создания экономического и валютного союза. Экономический и валютный союз предстают как объединение государств, имеющих единый рынок, денежную единицу и специальные институты, отвечающие за формирование и проведение единой макроэкономической политики. Экономический и валютный союз должен представлять две составные части единого целого. Процесс унификации в экономической и валютной сферах должен протекать параллельно,
взаимосвязано. Важнейшим результатом этого процесса должен стать переход к единой валюте в рамках ЕС, с единым центром формирования валютной и денежно-кредитной политики — единым Центральным банком.
Несмотря на скептицизм многих экономистов и политиков ,разные
доводы “за ” и “против ” единой европейской валюты , процесс
интеграции оказался необратимым .В декабре 1991 г. лидеры стран ЕС
подписали Маастрихтский договор , имеющий целью создание
Экономического и валютного союза (ЭВС) с единой валютой и единым Центральным банком.
В соответствии с текстом Маастрихтского договора (1991 г.)
заключительная стадия создания государствами ЕС валютного союза,в котором курсы национальных валют будут окончательно зафиксированы по отношению друг к другу, должна была наступить в конце 90-х годов. европейская валютная система представляет собой созданную
странами – членами ЕС зону скоординированного плавания по отношению к доллару курсов национальных валют с целью обеспечения их большей стабильности. Основными параметрами ЕВС являются: ограничения колебаний курсов валют в каждую сторону от согласованного центрального курса каждой валюты к экю. Великобритания на протяжении ряда лет не принимала участия в системе. Европейская валютная единица экю- расчетная единица, курс которой определяется как среднее взвешенное курсов стран- членов ЕС. Её возникновение произошло за счёт взносов членов Европейского фонда валютного сотрудничества для предоставления временной финансовой поддержки странам-членам в целях финансирования дефицита платёжного баланса.В течении последних лет страны-кандидаты на вступление в ЕС довольно успешно продолжают переговорный процесс. Это даёт основания западным аналитикам предполагать, что Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония,Латвия, Литва, Мальта и Кипр вступят в ЕС уже в 2005 году. Однако присоединение этих стран к валютному союзу вряд ли возможно до 2008 года.
Что касается Болгарии и Румынии , то их вхождение в еврозону реально не ранее 2010 года.
Страны ЦВЕ развиваются достаточно неравномерно. Как свидетельствует
последние исследования Федерального банка Германии , ряд государств, с точки зрения соблюдения номинальных критериев экономической стабильности,смогли добиться значительного прогресса . В то же время их развитие носит противоречивый характер . Особенно трудно даётся борьба с инфляцией. (Так,Польша в 2000 году инфляция снова “выходила” на двухзначный рубеж .)В то же время многие страны в прошлом году достигли значительныхуспехов в деле сокращения бюджетного дефицита .Но, например, в Словении и Чехии ситуация с бюджетом существенно осложнилась . Если учитывать спад мировой конъюнктуры,то, как считает Федеральный банк Германии, роста бюджетного дефицита можно ожидать и в других странах. Критерий максимальнодопустимой государственной задолженности пока выполняют все государства, за исключением Болгарии.
По мнению западных экспертов, странам ЦВЕ стоит настроиться на
длительный процесс адаптации своих национальных экономик к условиям еврозоны . В настоящее время средний ВВП в расчёте на душу населения в ЦВЕ едва превышает 1/3 от соответствующего среднего показателя в странах ЕС.Только Кипр и Словения достигли уровня благосостояния , сравнимого с греческим и португальским .
Как же всё-таки обеспечить стабильность национальной валюты?
Приведенные критерии- достаточно высокий рубеж для денежной политики стран-кандидатов на вступление в еврозону.Ясно, что решать эту задачу надо стратегически.Но похоже, что в настоящий момент никто не может
предложить готовых и однозначных решений.Концепции денежно-кредитной политики,успешно реализуемые эмиссионным банком могут просто не сработать в другой стране.Так, стратегия, основанная на контроле за денежной массой,которую Федеральный банк Германии успешно реализовывал более 25 лет, подразумевает поддержание стабильного соотношения между динамикой увеличения денежной массы и ростом цен, что не всегда наблюдается в странах с трансформационной экономикой. Применяемая сегодня рядом эмиссионных банков концепция ,ориентированная на ограничение инфляции , предполагает хотя бы достижение стабильности во «взаимоотношениях» между денежной политикой и ростом цен.
Большинство стран с переходной экономикой (особенно на начальном этапе)
тактику привязки своих национальных валют к одной или нескольким ведущим мировым валютам. Как показал опыт стран ЦВЕ , в 90-е годы привязка обменного курса стала важным элементом поддержания стабильности в большинстве стран с переходной экономикой. Однако они были вынуждены то и дело прибегать к корректировкам обменного курса , на котором в полной мере отразилась снижение конкурентоспособности национальных экономик .Исключение составляют только малые открытые экономики, в частности экономика Эстонии, которая жёстко привязала свою крону к немецкой марке , а затем к евро в рамках так называемого валютного комитета .
Иногда в качестве альтернативной стратегии предлагается как можно
более
быстрое присоединение к
Но ясно, что стабильность обменного курса в долгосрочной перспективе
можно обеспечить только в том случае , если стабильны другие экономические параметры . Эксперты отмечают, что поспешное присоединение стран ЦВЕ к валютному союзу на условиях “либерализации” критериев было бы слишком рискованным для стран еврозоны . Федеральный банк Германии делает , в частности вывод,что в ближайшее время резкое расширение валютного союза за счет стран ЦВЕ невозможно .Таким образом, у Беларуси есть ещё время подготовиться и оптимизировать свою стратегию в области валютной политики с учетом изменений мирового валютного рынка в течении по крайней мере предстоящих 10 лет.