Эволюция валютных отношений XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире в виде вексельного и меняльного дела. Меняльное дело сосредоточивалось в Афинах в силу их торговых связей с другими странами и в силу их первенствующего положения в экономике Древней Греции. Размен денег получил дальнейшее развитие в первоначальную эпоху денежного хозяйства, именно с XII столетия, когда всякие мелкие владетели и города стали чеканить свою монету и появилась масса денег, различных по своему происхождению, счету, весу, роду и качеству металла. Разобраться в этой пестрой массе мог только меняла по профессии. Преобладание внешней торговли над внутренней в этот период содействовало тому, что крупные торговые центры (Венеция, Флоренция, Антверпен, Амстердам) стали одновременно ведущими центрами международной торговли благородными металлами, центрами международных расчетов, где производились расчеты по переводным векселям (траттам).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 4
ГЛАВА 1. Мировая валютная система..........................................5
Система золотого стандарта.......................................5
Бреттон-Вудская валютная система...........................8
Ямайская валютная система.......................................12
ГЛАВА 2.Процесс развития и функционирования ЕВС ...............15
ГЛАВА 3. Особенности валютной системы Российской Федерации......26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................32

Файлы: 1 файл

Валютные отношения и валютная система.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Стремление  стран Центральной  и  Восточной  Европы  как  можно  быстрее

присоединиться  к Европейскому валютному союзу  наталкивается на  препятствия,преодолеть  которые,  по  мнению  западных  экспертов,  вряд  ли  удастся  в ближайшие 7-10 лет.

Масштабы  замены 12 национальных валют на единую для 300 млн. европейцев, действительно, беспрецедентны, поэтому многие  специалисты  говорят  о  том,что даже при самой  тщательной  подготовке  не  возможно  предусмотреть  все последствия и избежать ошибок.

Всё  это,  хотя  в  несколько  меньшей  степени,  справедливы   и   для

белорусских  субъектов  хозяйствования,  причём  последствия  введения  евро будут не только краткосрочными, ощущаемыми в  течение  ближайших  нескольких месяцев, но и долгосрочными проявится в полной мере через несколько лет.

Краткосрочные последствия. В конце 2001- начале 2002  г.  будут  решены

вопросы  связанные с переоформлением счетов юридических лиц  в  национальных валютах Европейского валютного союза (ЕВС) в евро, переводом просроченной  и сомнительной  задолженностей  по  кредитам  немецких  марках,  переоформлены заблокированные средства в  национальных  валютах  ЕВС  на  валютных  счетах юридических лиц.  Практически  процесс  закрытия  старых  и  открытие  новыхсчетов завершится задолго до Нового Года  (так,  с  16  ноября закрыты  всего рсчета в национальных валютах ЕВС в Национальном банке, а  на  Белорусской валютно-фондовой бирже котировка национальных валют ЕВС прекращены уже с  15 октября).

В связи  с появлением евро предприятия могут  неожиданно  столкнуться  с

некоторыми  юридическими  проблемами.  Они  обусловлены  тем,  что  правовой статус перехода к евро полностью регулируется  европейским  правом,  которое не имеет экстерриториальной силы, и наши банки и предприятия,естественно,должны руководствоваться только  соответствующими  внутренними  нормативными документами. Например, в ЕС для всех очевидно, что, скажем,  немецкая  марка в настоящее  время  является  лишь  субноминалом  евро   и   соответственно переоформление счетов происходит  автоматически  или  упрощённо.  У  нас  же исходят из того, что это две разные валюты  и  сначала  нужно  закрыть  один счёт,а потом открыть новый в евро. А это требует времени и  дополнительных расходов средств как для банков, так и для клиентов.

В условиях параллельного обращения  евро  с  национальными  валютами  в

январе-феврале 2002 г.  могут  возникнуть сложности при переводе  в евро

контрактов, заключённых раннее с  третьими  странами  национальных  валютных государств, входящих в ЕВС (например,  контракт  с  алжирским  партнёром во французских франках).Согласно мировой практике,реденоминация должна проводиться в соответствии с законодательством  страны-  эмитента , т.е. Франции.При этом правовые нормы Франции, ЕС ,  Алжира  и Беларуси  могут вступить в противоречие друг с другом и тогда придётся  либо  договариваться самостоятельно либо доводить дело до арбитражного разбирательства .

К Новому году  крупнейшие  коммерческие  банки  должны  иметь  надёжные каналы поступления банкнот евро в нашу страну  и  правильно  спрогнозировать объёмы приобретения наличности, иначе они могут  столкнуться  с  трудностями при выполнении обязательств перед своими клиентами.

При  работе  с  новой  валютой  важно  быть  готовыми  к  решению  ряда

технических проблем. Одна из них связана с  определением подлинности  банкнот евро, которые защищены инфракрасными метками. В связи с  тем,  что  банкноты евро печатаются в разных странах , уже наблюдается  разброс  в  расположении меток. Это  в  конечном  итоге  может  привести  к  тому  ,  что  датчик  наавтоматических детекторах валют не “ увидит” изображения в ожидаемом  месте. Поэтому , чтобы  не  сомневаться   в   подлинности   евро, необходимо предусмотреть возможность использования так называемого   просмотрового детектора. Другая проблема - толщина банкнот. Поскольку  евро  –  самые тонкие в мире, при подсчёте  и сортировке  денег  на  банковских  приборах бывшие  в  употреблении   банкноты   имеют   больше   шансов порваться,увеличивается вероятность , что две купюры будут насчитаны как одна  к тому же не все модели счётчиков могут  реагировать  на  новые  банкноты,  поэтому вполне возможно , что  потребуется  закупка  специального  оборудования  для обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую  валюту всё это может вызвать определённые трудности , особенно у небольших  банков.Следует напомнить , что срок ,  по  прошествии  которого национальные денежные знаки стран ЕВС утрачивают  статус законного средства платежа ,сокращён. Первоначально планировалась дата 1 июля  2002  года ,  затем 28 февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё дальше : Нидерланды  –  28 января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17  февраля  2002 года.По окончании периода параллельного обращения национальные валюты  стран ЕВС будут приниматься в обмен только банками  –  эмитентами  соответствующих стран  согласно  утверждённым  планам  .В  Германии  ,  Австрии,  Испании  и Ирландии срок обмена для банкнот и  монет  не  ограничен.  В Финляндии и Италии  банкноты и монеты будут обмениваться в течении 10 лет.В Бельгии и Люксембурге для банкнот срок обмена не регламентируется ,  но  монеты  будут приниматься только до 31 декабря 2004 года . В  Греции  и  Франции  банкноты планируют принимать в течение 10 лет, а монеты   соответственно  до  конца 2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно будет обменять  до  1  января 2032 года , монеты – до 1 января 2007 года .

Долгосрочные  последствия  .  Преимущества  от  появления  новой  валюты

почувствуют в первую очередь те белорусские  предприятия  ,  которые  активно работают с партнёрами сразу  в  нескольких  европейских  странах  (например,крупные экспортёры и импортёры  , банки, туристические фирмы и  т.  д.).  Им введение  евро  поможет  сократить  издержки  при  совершении  промежуточных операций  в странах ЕВС,  значительно ускорить  процесс международных расчётов , уменьшить  валютные  риски.  Кроме  того,  существенно  вырастет потенциал  европейского  рынка  финансовых  услуг  ,   неизбежно последует унификация законодательств и систем  бухгалтерского  учёта , возрастёт уровень конкуренции среди банков  и предприятий , причём не  только  в зоне евро, но и за её пределами.

Наиболее  вероятными случаями использования  евро во внешнеторговой  практикеможно  считать следующее :

. Контракты  , по которым белоруской стороне   предоставляется  кредит  от

европейского партнера ( именно он в соответствии с мировой практикой

определяет  валюту контракта );

. Контракты  на поставку готовой продукции  из нашей страны в страны  зоны

евро;

. Покупка  и продажа товаров на товарных  биржах и аукционах в зоне  евро .

Невыгодная  для  наших   предприятий   ситуация   может   сложиться   при

одновременном сочетании трёх факторов : увеличение доли евро  во  внешних

заимствованиях ( это вполне вероятно  ,  поскольку  среди  наших  ведущих

кредиторов  – Германия и  Европейский  банк  реконструкции  и  развития  ,

которые будут предлагать кредитные ресурсы  только в  евро),  преобладании

доллара в экспортных поступлениях и заметном снижении  курса  доллара  по отношению к евро. В таком случае потери на курсовой разнице неизбежны .Евро постепенно превращается в общеевропейскую валюту , и  большинствостран – кандидатов на вступление в ЕС  уже  привязали  свои  национальныевалюты к нему. Поворачивается к евро и Россия , в том числе  и  для  того,чтобы подстраховаться от возможного падения курса доллара , поэтому ,  в частности , на российском рынке банковских депозитов  начался  настоящий бум евро . Все наши соседи , причём не только на Западе , но и на Востоке активно выпускают номинированные в евро облигации.Переход на эту валюту даёт импульс к развитию экономики в целом, снижает учётные ставки,предоставляет иностранным инвесторам гарантии их сделок и  стимулирует создание  рынков  долгосрочного  кредита .С  помощью  евро   углубляется интеграция банковского сектора в международную финансовую систему .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Особенности валютной системы Российской Федерации .

 

На протяжении почти  всей отечественной истории внешнеэкономические связи России отличались высокой степенью государственной централизации. Издавна существовал и довольно долго сохранялся запрет на вывоз золота, серебра, драгоценных монет. В ХУII в. действовал указ об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и иностранной валюты (ефимок) привозимых из-за границы (Новоторговый устав, 1667 г.). При Петре Первом любой вид торговли с иностранцами, в том числе внутри своей страны, должен был осуществляться с оплатой золотом или ефимками, при обязательной их сдаче в казну.

 Основой валютной  системы СССР была валютная  монополия государства, предполагавшая, что держателем иностранной валюты  может быть лишь государство,  имеющее исключительное право  распоряжения ею. В ноябре 1921 г.  Государственному банку РСФСР было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Банк устанавливал официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту регулируя разрешённые в 1992 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей выписанных в иностранной валюте.

 В 60-70-гг. основным  источником поступления валютных  средств были доходы от экспорта  продукции, суммы привлечённых  валютных кредитов, а также накопленные внутренние резервы (природные драгоценные камни, драгоценные металлы). Концентрация валютных доходов от экспорта (тоже монополизированного государством), конверсионные операции с твёрдыми валютами осуществлялись в СССР тремя крупнейшими банками, связанными с внешнеэкономической сферой: Внешторгбанком СССР (с 1998 г. - Внешэкономбанком СССР), Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), Международным инвестиционным банком (МИБ). Обладая значительными валютными ресурсами, эти банки были реальной силой на мировом валютном рынке, заключая крупные валютные сделки и существенно воздействуя тем самым на движение валютных курсов.[19].

 Использование валютных  ценностей в условиях административно-командной  системы в СССР осуществлялось  на плановой основе. Валютные планы государства, содержавшие источники и объёмы поступлений, а также направления и суммы расходов и валютных средств утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Органы государственной власти СССР, местные органы власти предприятия и организации получали выделенные им валютные средства через единую валютную кассу государства. Это снижало стимулы предприятий к повышению конкурентоспособности своей продукции и, в конечном счете, вело к существенному отставанию советской экономики от западных стран.

 Обращение валюты  и валютных ценностей внутри  страны преследовалось в уголовном  порядке. Например, за валютные  спекуляции Уголовным кодексом  предусматривался расстрел.

 Национальная валюта  советский рубль была конвертируемой, на иностранную валюту она не разменивалась. Официальный курс рубля был фиксированным, завышенным и не отвечал паритету платёжеспособности валют. Во внешнеэкономических расчётах применялась специальная денежная единица - валютный рубль. В 60-е гг., например 1 валютный рубль равнялся 1,2 - 1,3 американского доллара.

 Важным шагом на  пути реформирования валютной  системы СССР, становления валютного  рынка и отказа от валютной  монополии государства стало  принятие в 1986г. постановления  Совета Министров СССР, в соответствии с которым предприятия получили в своё распоряжение часть валютной экспортной выручки и ограниченное право использовать её на собственные нужды.

 С этого времени  начинается процесс децентрализации  внешнеэкономической деятельности. Устанавливается система валютных отчислений, при которой иностранная валюта распределяется в установленных пропорциях между государством и экспортёром. Предприятие-экспортёр получает право иметь собственные валютные фонды. Таким образом, в качестве собственника валютных средств теперь выступает Не только государство, но и предприятия-экспортёры [7, 10].

 Большинство предприятий  и объединений продолжали держать  свои валютные счета во Внешэкономбанке  СССР однако его банкротство  в 199iг. повлекло за собой  массовый переход клиентов в другие банки, что положило начало процессу формирования межбанковского валютного рынка.

 До 1989 г. в СССР существовал один официальный фиксированный валютный курс. Однако процесс децентрализации внешнеэкономической деятельности показал, что этот курс намного превышал стихийно складывающийся рыночный курс и не отражал покупательной способности рубля. На смену единственному валютному курсу пришла система множественных курсов. С осени i989 г. введён специальный туристический курс, превышающий официальный почти в 10 раз. Этот курс использовался при обмене денежных сумм лицам выезжающим за границу. Затем с ноября 1989г. по  апрель 1991 г. Внешэкономбанк СССР под контролем центральных государственных органов начинает проводить Национальные аукционы на которых впервые начинает устанавливаться рыночный курс, рубля к доллару Сны. В 1990 г. вводится коммерческий курс рубля, превышающий официальный курс рубля в З раза, который применяется во внешнеторговом обороте и для составления статистической отчётности. Коммерческий курс просуществовал до лета 1992 г. С апреля 1991 г. в рамках Госбанка СССР начал действовать Центр проведения межбанковских валютных операций Валютная биржа, где проводили операции по купле-продаже валюты крупнейшие банки страны. На этих торгах формировался единый рыночный курс рубля по безналичным операциям банков биржевой курс. К концу 1991 г. биржевой курс стал главным ориентиром для установления Центральным банком РФ официального курса рубля.

 Новые реалии валютных  отношений требовали своего правового закрепления. Правила межбанковской торговли Валютной биржи пошли составной частью в валютное законодательство страны. Основные принщ4пы валютного регулирования впервые были отражены в законе СССР «О валютном регулировании», вступившем в силу в марте 1991 г. 1992 г. стал важной вехой на пути развития биржевой валютной торговли в России. Центральный банк России, ведущие коммерческие банки, правительство Москвы и Ассоциация российских банков (АРБ) учредил 9 января 1992 г. независимое акционерное общество закрытого типа Московскую межбанковскую валютную биржу (АОЗТ «ММВБ»). В этом же году стали действовать ещё четыре региональных валютных биржи: Санкт-Петербургская валютная биржа (С[1ВБ), Сибирская межбанковская валютная биржа (Новосибирск - СМВБ) Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (Владивосток-АТМВБ), Ростовская межбанковская валютная биржа (РМВБ).

 В 1992 г. вместо  союзного закона валютном регулированию  был разработан и принят закон  Российской федерации «О валютном  регулировании и валютном контроле» (от 9 октября 1992 г. № 3615-1).

Информация о работе Эволюция валютных отношений XX века