Эвоолюция ЦБ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 08:43, лекция

Описание работы

Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для "оживления торговых оборотов" и "упрочения денежной кредитной системы". Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки.

Файлы: 1 файл

банки.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

В Москве при ревизии сейфов кроме валюты было изъято 300 тыс. руб. золотом и 150 тыс. руб. серебром, 48 млн. руб. кредитными билетами и на 450 млн. руб. государственных и частных ценных бумаг.      

Ревизия банковских сейфов в Петрограде началась 4 января 1918 года. Накануне был опубликован приказ наркома финансов Р.В.Менжинского, который  предлагал владельцам сейфов явиться  на ревизию в трехдневный срок под угрозой конфискации всего содержимого. Ревизия сейфов петроградских и московских банков была закончена в начале апреля 1918 года.     

В конце октября 1917 г. государственный  долг достиг 60 млрд. руб., в том числе: внутренний - 44 млрд. руб. и внешний - 16 млрд. рублей. Декретом ВЦИК от 3 февраля 1918 г. все государственные займы, заключенные царским и Временным правительствами были аннулированы. Декрет об аннулировании государственных займов предусматривал компенсацию всем гражданам, владевшим облигациями внутренних займов на сумму не более 10 тыс. рублей.     

Придя к власти, Советское  правительство столкнулось с  теми же проблемами, с которыми не смогли справиться ни царское, ни Временное  правительства. Ко времени Октябрьской  революции значительно усилилось действие факторов, оказывавших разрушающее воздействие на денежную систему страны, дезорганизовывавших ее хозяйственную жизнь, сокращавших товарооборот, приводивших к падению производительности труда и т.д. Эти проблемы новое руководство государства решало методами, отличными от методов своих предшественников. Причины различных подходов к решению одних и тех же проблем предопределялись как экономическим положением страны, так и теоретическими представлениями пришедшей к власти партии большевиков. В результате в течение 1918-1920 гг. в России сложилась специфическая система производства, обмена и безденежного распределения (система "военного коммунизма"), предполагавшая постепенное отмирание денег. Однако, несмотря на отрицание необходимости существования при новом строе такой экономической категории как деньги, руководству Советской республики приходилось решать реальные экономические проблемы, в том числе постоянно вести борьбу со свойственным периоду инфляции "денежным голодом".      

Для частных лиц была установлена норма получения денег с их банковских счетов. В начале 1918 г. она составляла 500 руб. в месяц; в апреле 1918 г. норма была повышена до 750 руб. в месяц. Кроме того, на каждого неработоспособного члена семьи было разрешено получать еще по 150 руб., но не более 1500 руб. в месяц на семью. В августе 1918 г., в связи с обесценением рубля, минимум был повышен до 1 тыс. руб. в месяц. Выдача денег на каждого неработоспособного члена семьи была повышена до 250 рублей. Предел получения наличных денег одной семьей был установлен в 2000 рублей. Выдавались деньги с текущих счетов и вкладов по удостоверениям домовых комитетов, заверенным районными советами депутатов. В удостоверении указывались доходы семьи и количество неработоспособных членов.     

В начале 1918 г. ограничения выдачи денег с текущих счетов частных лиц были отменены, но при условии, что деньги были внесены в банк после 1 января 1918 года.     

СНК постоянно выпускал в  обращение новые денежные знаки, повышая их купюрность, а также  различные денежные суррогаты. В числе последних обращались билеты Государственного казначейства, облигации "Займа свободы", краткосрочные обязательства Государственного казначейства, купоны процентных бумаг Государственных займов, боны городов и местных учреждений Народного банка РСФСР.     

Кроме РСФСР в 1918-1920 гг. собственные  денежные знаки выпускали и другие национальные республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи. Обращались денежные знаки различных  армий Белого движения, ходили царские  и "думские" деньги, керенки. Всего к началу 1921 г. на территории бывшей империи обращалось более 2 тыс. денежных знаков. Смена одних денежных знаков другими в период Гражданской войны происходила с уходом и приходом противоборствующих сил. Деньги прежних правительств аннулировались. В результате доверие к деньгам утрачивалось, и оборот стремился освободиться от них. На окраинах страны функции денег выполняли доллары, фунты, японские йены и царские червонцы.     

Как во время Гражданской  войны, так и в первое время после ее окончания, в условиях огромного количества видов денежных знаков значительно усилилась денежная спекуляция. Купля-продажа денег была широко распространена как в центральных районах, так и на окраинах.      

В целях сокращения эмиссии  весной 1918 г. в отделениях Народного банка РСФСР в Петрограде, Москве и ряде других крупных городов были созданы расчетные отделы, которые принимали чеки и платежные поручения о перечислении денег с текущего счета предприятия или учреждения. Чеки принимались также при уплате налогов государству и при погашении ссуд. Кроме того, в мае 1918 г. СНК был издан Декрет "О соблюдении единства кассы", который обязывал государственные учреждения вносить все денежные средства в кассу Народного банка РСФСР (или казначейства) и производить платежи только через банк (или казначейство).     

Народный банк РСФСР, также  как и Государственный банк, находился  в составе финансового ведомства - Наркомата финансов. Формально  вплоть до своего упразднения Банк функционировал на основании устава Государственного банка 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Кроме того, деятельность Народного банка РСФСР в 1918-1920 гг. регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомату финансов.      

В соответствии с Декретом СНК О Совете Государственного банка  председателем Совета был главный  комиссар Государственного банка на правах управляющего. Членами Совета банка состояли представители от Высшего совета народного хозяйства, и от Государственного контроля, помощники главного комиссара на правах товарищей управляющего, комиссар Петроградской конторы, члены от Народного комиссариата финансов, один член от служащих Государственного банка, один член от пролетариата и один член от крестьянства.     

Члены Совета банка от пролетариата и крестьянства избирались на полгода Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Член Совета от служащих банка избирался Всероссийским профессиональным союзом служащих Государственного банка.      

В первый состав Совета Народного  банка РСФСР вошли (кроме лиц, входивших в него по должности  или по выбору) известные большевики - соратники В.И.Ленина: В.В.Оболенский, Н.Г.Туманов, М.Г.Броньский, Д.П.Боголепов, Н.И.Бухарин, Х.Г.Раковский, А.М.Амосов, В.К.Рейхард, Г.И.Оппоков-Ломов, А.С.Бубнов, Л.Б.Красин, Н.Н.Крестинский. Все прежние члены Совета Государственного банка были уволены без права на пенсию.     

Заседания Совета назначались  главным комиссаром не реже 1 раза в  неделю. Дела в Совете банка решались простым большинством голосов, а в случае равенства голосов вопрос считался решенным отрицательно. Функции Совета Банка по сравнению с Уставом Государственного банка 1894 г. не изменились, но были внесены коррективы в перечень вопросов, окончательное решение по которым принимал нарком финансов.      

В 1918 г. Народный банк РСФСР  осуществлял кредитование как национализированных, так и частных предприятий. Основной задачей кредитной работы Народного  банка РСФСР была всемерная поддержка национализированных предприятий с целью закрепить проведенную национализацию и подготовить дальнейшую.      

Национализированным предприятиям Народный банк РСФСР выдавал ссуды  независимо от их кредитоспособности. Если финансовое положение этих предприятий было особенно напряженным, Народный банк РСФСР выдавал беспроцентные ссуды. Так, Московская контора банка за январь-март 1918 г. выдала беспроцентных ссуд на сумму около 100 млн. рублей.      

В соответствии с постановлением Совнаркома от 25 декабря 1917 г., при решении вопросов о кредитовании частных предприятий и при выдаче средств с текущих счетов участвовали представители фабрично-заводских комитетов. Для этого в учетно-ссудные комитеты при филиалах Банка были введены представители объединений фабрично-заводских комитетов и органов рабочего контроля над производством.      

При выдаче ссуд Банк брал от фабрично-заводского комитета обязательство, в котором указывалось, что комитет  наравне с администрацией отвечает за сохранность залога и возврат  кредита в срок. В качестве залога принимались товарно-материальные ценности, принадлежавшие предприятию -  сырье, готовые изделия, оборудование и т.д. Фабрично-заводские комитеты обязаны были следить за тем, чтобы полученные предприятием из Банка средства расходовались по назначению.      

Если предприятие  не возвращало кредит в срок, Банк передавал жалобу на фабзавком предприятия в районное или городское объединение фабрично-заводских комитетов.      

До середины февраля 1918 г., кроме Народного банка  РСФСР, кредитованием национализированных  и частных предприятий занимались Особое совещание по финансированию при ВСНХ и производственные отделы Высшего Совета Народного Хозяйства. Но в феврале 1918 г. Декрет СНК запретил всем учреждениям, кроме Народного банка РСФСР, открывать кредит предприятиям. Все выданные ВСНХ ссуды были переданы на баланс Банка, при котором учреждался Центральный учетно-ссудный комитет.      

В состав Комитета входили: представитель ВСНХ, по три  представителя от Народного банка  РСФСР, Всероссийского совета профессиональных союзов и ЦИК. Количество представителей промышленников и торговцев в комитете не должно было превышать 1/3 всего его состава. Председателем Центрального учетно-ссудного комитета являлся комиссар Государственного банка. С правом решающего голоса в комитет могли быть делегированы представители комиссариатов финансов, промышленности и торговли, труда, продовольствия, по военным делам, по морским делам, путей сообщения и земледелия.      

В своей деятельности Центральный учетно-ссудный комитет  обязан был руководствоваться общими указаниями ВСНХ. Представитель ВСНХ мог опротестовать постановления комитета. Решения тогда принимал СНК.      

Учетно-ссудные  комитеты при конторах и отделениях Банка были реорганизованы в конце 1918 года. В состав комитетов вошли  комиссары контор и отделений. Должности  представителей от Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков были упразднены и учреждены должности выборных членов комитетов от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов городов, в которых располагались конторы и отделения. Количественно этих членов должно было вдвое превышать количество членов комитетов, от торговли, промышленности и сельских хозяев. Кроме того, Советы направляли в учетно-ссудные комитеты по одному представителю от местных высших органов профсоюзов, объединений фабрично-заводских комитетов и организации рабочего контроля.      

В Центральном  учетно-ссудном комитете должно было сосредоточиться рассмотрение всех ходатайств о ссудах, поступавших  в конторы и отделения Народного  банка РСФСР. Однако такая централизация  себя не оправдала. Центральный учетно-ссудный комитет в Петрограде был буквально завален ходатайствами с мест о ссудах.     

Для того, чтобы  упорядочить процесс кредитования на местах, Центральное управление Народного банка в июне 1918 г. установило для филиалов банка лимиты самостоятельной выдачи ссуд в форме учета векселей и под залог товаров. Для выдачи ссуд сверх этих лимитов филиалы банка должны были получить разрешение из Центрального учетно-ссудного комитета, куда посылались ходатайства о ссудах с заключениями и необходимыми материалами. Кредит в форме учета векселей самостоятельно разрешалось выдавать Петроградской и Московской конторам Банка в пределах до 300 тыс. руб., остальным конторам - до 200 тыс. руб. и отделениям - до 100 тыс. руб. Кредит под залог товаров самостоятельно разрешалось выдавать Московской и Петроградской конторам в пределах до 500 тыс. руб., остальным конторам - до 300 тыс. руб. и отделениям банка - до 200 тыс. рублей.     

В 1918 г. Народный банк РСФСР предоставлял кредит в  форме учета векселей и выдачи ссуд под залог товаров, по специальным текущим счетам, обеспеченные векселями и товарами, а также выдавал бланковые кредиты. Наиболее распространенной формой был подтоварный кредит. Из поступивших с 26 января по 24 февраля 1918 г. в Московскую контору ходатайств о ссудах на сумму 52 млн. руб. заявки на подтоварный кредит составляли 42 млн. рублей.     

В первые месяцы 1918 г. национализированные предприятия  получали недостающие им денежные средства для текущей деятельности главным  образом в форме кредита Народного банка РСФСР. Но эти кредиты являлись по существу безвозвратным финансированием, так как ссуды в срок не погашались, а пролонгировались.     

Финансовое  положение многих как национализированных, так и частных предприятий  было в это время настолько тяжелым, что к учету они могли представить или соло-векселя, или финансовые векселя. Ссуды в форме учета финансовых и соло-векселей выдавались только с разрешения Центрального учетно-ссудного комитета. При этом контроль за расходованием таких ссуд поручался местным совнархозам или экономическим отделам советов депутатов.      

Народный банк РСФСР, кроме национализированных  и частных промышленных предприятий, кредитовал государственные продовольственные  органы, частные торговые организации, а также все виды кооперации. Потребительской кооперации выдавался кредит на закупку продовольствия и других предметов необходимости. Кроме подтоварных ссуд, учета векселей и специальных текущих счетов потребительской кооперации предоставлялся бланковый кредит под будущую продукцию.     

Кроме того, в 1918 г. Банк выдавал ссуды под аннулированные ценные бумаги малоимущим держателям ценных бумаг. Выдача ссуд производилась  по соответствующим удостоверениям советов о нуждаемости держателей ценных бумаг. Ссуды выдавались в размере 50% номинала, но не свыше 5 тыс. руб. отдельному лицу. У мелких держателей, имеющих ценных бумаг на сумму до 500 руб., банк покупал аннулированные бумаги.     

К июню 1918 г. было национализировало 513 предприятий, из них 218 были предприятиями металлургической и металлообрабатывающей промышленности. К этому времени расходы из бюджета на финансирование национализированных предприятий составляли 759 млн. рублей. За вторую половину 1918 г., после национализации всей крупной промышленности, размер ассигнований из бюджета на финансирование национализированных предприятий вырос до 4529 млн. рублей.      

В середине 1918 г. национализированные предприятия  кроме кредита Народного банка  РСФСР финансировались из средств  Казначейства и из оборотного фонда ВСНХ. Финансирование из Казначейства происходило в соответствии с утвержденной сметой или в форме авансов под одобренную органами ВСНХ смету. В счет оборотного фонда ВСНХ и его главки (для продовольственных органов - Наркомпрод) выдавали авансы "на неотложные нужды". Предприятия пользовались этим обстоятельством и старались получить деньги везде, где могли.      

Информация о работе Эвоолюция ЦБ России