Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:56, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, несмотря на различные меры социальной поддержки малоимущих слоев населения, значительная часть населения России находится за чертой бедности. Повышение цен на продукты питания, топливо, коммунальные услуги и т.д. ухудшает и без того нелегкое положение многих семей, особенно многодетных, инвалидов, пенсионеров. Поэтому так необходим более глубокий анализ уровня и качества жизни населения.
Введение 3
1. Сущность понятия жизненного уровня населения 5
2. Основные показатели уровня жизни населения на современном этапе 9
3. Доходы населения и их дифференциация в современной России 12
4. Проблема определения государственного минимального стандарта 18
5. Перспективы повышения эффективности государственной социальной политики 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28
В I полугодии 2013г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 88%, работников образования - также 88% (в I полугодии 2012г. - соответственно 83% и 78%).
Просроченная задолженность
по заработной плате (по данным, полученным
от организаций, кроме субъектов малого
предпринимательства). Суммарна
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 августа 2013г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Из общей суммы просроченной задолженности 543 млн.рублей (21,5%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2012г., 536 млн.рублей (21,2%) - в 2011г. и ранее.
На 1 августа 2013г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 июля 2013г. снизилась в 33 субъектах Российской Федерации, выросла - в 39 субъектах, отсутствовала - в 6 субъектах, осталась без изменения - в 1 субъекте, образовалась - в 4 субъектах Российской Федерации.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 августа 2013г. составила 26 млн.рублей, или 1,0% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 59,1% приходилось на бюджеты субъектов Российской Федерации и 40,9% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 3,2 млн.рублей (12,5%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 августа 2013г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 74 субъектах Российской Федерации, образовалась - в 5 субъектах Российской Федерации.7
Повышение качества жизни российских граждан достигается путем доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.
С указанных позиций рассмотрим положение дел в современной России.
Прежде заметим, что доходы населения денежные — превращенная форма (в виде денег) материальной субстанции доходов населения — включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.8
Изменение уровня (размера) конкретного вида дохода и числа его получателей влияют, во-первых, на изменение общего уровня среднедушевого денежного дохода и, во-вторых, на изменение его структуры. Представление об этом дают сведения табл. 2.9
Из табл. 2 хорошо видно, что в целом за период 1991—2010 гг. доля оплаты труда, без учета так называемой «скрытой» заработной платы, в общей величине денежных доходов населения снизилась почти в 1,5 раза, тогда как доля «скрытой» (официально не учтенной) заработной платы, напротив, возросла более чем в 9 раз. Фактически официально не учтенная заработная плата стала играть важнейшую роль (более 25%) в формировании общей массы доходов населения страны.
Таблица 2
Структура денежных доходов населения, %
Годы |
Всего денежных доходов |
оплата труда* |
а) без скрытой ЗП |
б) скрытая ЗП |
доходы от предпринимательской деятельностии |
социальные выплаты |
доходы от собственности |
другие доходы |
1991 |
100.0 |
62.5 |
59.7 |
2.8 |
4.1 |
16.4 |
12.8 |
4.2 |
1992 |
100.0 |
73.6 |
69.9 |
3.7 |
8.4 |
14.3 |
1.0 |
2.7 |
1995 |
100.0 |
62.8 |
37.8 |
25.0 |
16.4 |
13.1 |
6.5 |
1.2 |
2000 |
100.0 |
62.8 |
39.6 |
23.2 |
15.4 |
13.8 |
6.8 |
1.2 |
2005 |
100.0 |
63.6 |
41.4 |
22.2 |
11.4 |
12.7 |
10.3 |
2.0 |
2009 |
100,0 |
66.9 |
41.2 |
25.7 |
9.7 |
14.9 |
6.5 |
2.0 |
2010 |
100,0 |
66.4 |
9.3 |
18.0 |
4.3 |
2.0 |
* — Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.
При этом доля «социальных выплат» фактически не изменилась: 1991 г. — 16,4%; 2010 г. — 18,0%. Более того, доля «доходов от собственности» в общей структуре доходов снизилась в три раза: 1991 г. — 12,8%; 2010 г. — 4,3%.
Принципиально важно обратить внимание и на понимание собственно роста номинальных доходов населения, и на проблему сбалансированности этого роста.
Применительно к характеристике сбалансированности роста доходов, отметим, что в настоящее время рост денежных доходов населения функционально зависим от роста цен.
Рост доходов населения должен рассматриваться с учетом сбалансированности изменения различных их элементов. Так, рост номинальной среднемесячной заработной платы, может быть, достигнут за счет сокращения численности работников. Однако если указанный рост заработной платы приведет к существенному увеличению безработицы, то взятый сам по себе как некий ориентир этот рост может лишь обострить ситуацию в обществе, если не будет увязан с изменениями других элементов доходов населения, в частности, размера пособия по безработице.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» отмечается, что важнейшими целями обеспечения национальной безопасности являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации.
В качестве одной из основных характеристик состояния национальной безопасности предназначенной для ежегодной оценки национальной безопасности выделяется децильный коэффициент дифференциации (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения).
Сложившаяся в России дифференциация денежных доходов населения затрагивает в первую очередь низкодоходные группы населения, денежный доход которых в рассматриваемый период, по сути, менялся несущественно. К сожалению за последние годы ситуация не только не исправлялась, но еще более усугубилась. Представление об этом дают данные табл. 3.
Как показывают данные табл. 3, за последние пять лет уровень номинальных денежных доходов в 10%-й группе с наименьшими доходами вырос всего на 1,6 тыс. руб. и оставался по-прежнему крайне низок — 3 557,2 руб.
Напротив, у 10%-й группы с наибольшими доходами уровень номинальных денежных доходов в 2010 г. составил уже 5 8693,5 руб. и вырос за рассматриваемый период почти на 28 тыс. руб.
В результате абсолютная разница в уровнях доходов населения с наибольшими и наименьшими доходами в рассматриваемый период достигла значения более 55 тыс. руб. и имеет все основания возрастать и далее.
При этом рост душевых доходов сопровождался весьма незначительным повышением покупательной способности в первой группе населения. Достигнутый уровень покупательной способности в группе с наименьшими доходами обеспечивал, как уже отмечалось, чуть более половины ПМ. Об этом наглядно говорит табл. 4.
Таблица 3
Характеристика дифференциации денежных доходов по децильным группам населения
Таблица 4
Разница в уровне покупательной способности полярных 10%-х групп населения, количество наборов ПМ
Данные свидетельствуют о крайне невысоком уровне покупательной способности y низкодоходной группы населения (то есть у более чем 14 млн. чел.): 0,454 набора ПМ в 2000 г. и 0,625 набора ПМ в 2010 г. То есть за отмеченные годы абсолютный прирост покупательной способности указанной группы населения увеличился всего на 0,17 набора ПМ, а за пять последних лет прирост ПС составил менее 0,06 ПМ. Наглядное представление об этом дает рис. 2.
Рис. 2. Уровень покупательной способности 10%-й группы населения с наименьшими доходами
Прямо противоположная картина с покупательной способностью отмечается у группы населения с наибольшими доходами. За тот же период ПС указанной группы возросла почти на 4,0 набора ПМ и это далеко не предел.
При реальном сохранении на низком уровне доходов и ПС у наименее обеспеченных лиц продолжается резкое возрастание абсолютной разницы в уровнях доходов и покупательной способности полярных децильных групп населения, которое может в дальнейшем привести к серьезным социальным конфликтам. Наглядное представление об этом дает рис. 3.
Рис. 2. Тенденция (по экспоненте) к увеличению «разрыва» ПС у полярных 10%-х групп населения
Следствием таких тенденций является расширение «пропасти» между полярными 10%-и группами населения. Разрыв между уровнями покупательной способности у наиболее и наименее доходных групп не только не сокращается, а напротив, — постоянно увеличивается.
Таким образом, процесс стратификации населения в России протекает на фоне весьма невысокого уровня жизни у низкодоходных слоев населения, а «дискуссия» о якобы чрезмерной дифференциации денежных доходов среди населения фактически уводит в сторону от решения насущных проблем и по-прежнему носит скорее декларативный, чем реально конструктивный характер.
В нахождении приемлемого для современного этапа динамики страны решения указанного противоречия и состоит главная задача. Особенно важно знать, что ждет нас хотя бы в ближайшем будущем, а для этого необходимо осуществление специальных вариантных расчетов.
Нужны иные подходы и ориентиры в оценке дифференциации. К сожалению, в настоящее время, исследования в области доходов населения выстраиваются во многом исключительно на базе так называемого «формального» распределения.10
В Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ст. 6)11 минимальные государственные социальные стандарты определяются как государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.
В проекте Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах» (принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2003 г.) минимальные государственные социальные стандарты представлены как единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемые из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В статье 13512 указывается, кем устанавливается показатель и чем определяется его размер: «Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации». 13.
Государственный минимальный социальный стандарт устанавливает комплекс общедоступных социальных услуг, предоставление которых гарантируется государством вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства за счет средств бюджетов всех уровней, государственных и муниципальных внебюджетных фондов. С другой стороны, понятие «социальный стандарт» — устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и комплекс услуг не ниже минимально допустимых размеров.
Социальные стандарты подразделяются на две группы. К первой группе относятся стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий: прожиточный минимум различных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; ставка первого разряда единой тарифной сетки; минимальный размер пенсий; минимальные значения ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие категории населения.