Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:56, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, несмотря на различные меры социальной поддержки малоимущих слоев населения, значительная часть населения России находится за чертой бедности. Повышение цен на продукты питания, топливо, коммунальные услуги и т.д. ухудшает и без того нелегкое положение многих семей, особенно многодетных, инвалидов, пенсионеров. Поэтому так необходим более глубокий анализ уровня и качества жизни населения.
Введение 3
1. Сущность понятия жизненного уровня населения 5
2. Основные показатели уровня жизни населения на современном этапе 9
3. Доходы населения и их дифференциация в современной России 12
4. Проблема определения государственного минимального стандарта 18
5. Перспективы повышения эффективности государственной социальной политики 22
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Во вторую группу входят «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. Например:
Социальные стандарты относятся именно к таким количественным индикаторам, которые задают нормативы социальной политики и позволяют проводить сравнительный анализ, в том числе и с другими странами.
Методики оценок и сравнений существуют, более того, они приняты международными организациями. В частности, в системе ООН используется «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), который позволяет сравнивать показатели бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и др. Эта методика оценок была разработана в 1990 г. и с 1993 г. используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
Доклад о развитии человека в Российской Федерации обязательно содержит информацию об Индексе развития человеческого потенциала.
ИРЧП — суммарный показатель уровня развития человека (так называемого «качества жизни» или «уровня жизни»). Индекс измеряет достижения стран и регионов с точки зрения продолжительности жизни, получения образования и фактического дохода по трем основным направлениям:
Социальный стандарт необходим для того, чтобы в стране, независимо от своего места жительства человек получал качественные медицинские услуги, качественное образование, приобщался к высшим образцам культуры и т.д.
Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»14, принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума (закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»15 принят в 1999 г.), является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку, если этот уровень обеспечения не достигнут, то и физическое существование невозможно.
Но это чисто теоретическое заключение, а на практике, как мы знаем, в России уже долгое время складывается парадоксальная ситуация, когда уровень минимального размера оплаты труда находится ниже прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) наемного работника на июнь 2011 г. составляет 4611 руб./мес или примерно € 109. Официальный прожиточный минимум для трудоспособного населения на июнь 2011 г. составляет 7 023 руб./мес или € 200,6.
Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов на федеральном уровне осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, а также с федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «Об образовании», «Об основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», «О культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и другими.
Необходимо менять ситуацию и подходить к разработке и внедрению социальных стандартов более качественно и продуктивно, чтобы снижать уровень бедности и улучшать качество жизни людей.16
Понятия «уровень» и «качество» являются характеристиками одного объекта — «жизни», но рассматриваемого под разными углами зрения. В какой мере разнообразие является характеристикой уровня жизни, в такой же мере экономические оценки являются характеристикой качества жизни17. Такой современный подход дает значительные результаты в анализе социальной структуры общества.
В соответствии с Президентским указом от 12 мая 2009 г. за № 537 в стране вступила в силу «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»18. В Стратегии одним из ключевых является понятие «национальная безопасность», которое определено в частности как состояние, позволяющее обеспечить достойные качество и уровень жизни граждан.
Определено также, что нанесение ущерба достойному качеству и уровню жизни граждан является «угрозой национальной безопасности».
Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает свои усилия и ресурсы на приоритетах устойчивого развития, среди которых на первом месте стоит повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стратегия базируется на двух основаниях - новая модель экономического роста и новая социальная политика.
Очевидно, что второе - новая социальная политика - невозможно без первого, экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы - не менее 5% в год, заметно превышающие темпы роста развитых стран.
Однако России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества. Страна не может жить почти исключительно за счет экспорта сырьевых ресурсов не только в силу того, что нестабильность цен на них предопределяет неустойчивость развития, но и потому, что в этом случае она обречена на все большее технологическое и институциональное отставание. Необходимость постоянного перераспределения средств от малоемкого с точки зрения занятости сырьевого сектора в низкоэффективные сектора с высокой занятостью приводит к гипертрофированной роли государства в экономике, подавлению и искажению рыночных стимулов, доминированию рентоориентированных и иждивенческих установок в обществе.
Стратегия «Новая модель роста - Новая социальная политика» предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка - факторов конкурентоспособности, задействованных в прежней модели экономического роста, - это еще и относительно высокое качество человеческого капитала, и определенный научный потенциал. Такой маневр подразумевает, с одной стороны, несколько иную систему экономических стимулов, изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику длинных денег, рост деловой активности и частных инвестиций, изменения в структуре расходов бюджета), а с другой - обновление социальной политики.19
Наряду с безусловной реализацией своих традиционных задач, направленных на поддержку наиболее незащищенных групп населения, новая социальная политика должна полнее учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Она призвана создавать комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам. С экономической точки зрения - это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. С культурной точки зрения - это люди с высшим образованием, относящиеся к креативному классу (по меньшей мере, потенциально). Такой подход не означает отказа от борьбы с бедностью, которая остается серьезным вызовом социальной стабильности, но позволяет сбалансировать это направление усилиями, связанными с целями развития.
Россия имеет определенные преимущества над странами близкого уровня развития в области формирования человеческого капитала - национальные системы образования и культуры все еще находятся среди лидеров. Однако этот ресурс неосмотрительно растрачивается: устойчивая тенденция недофинансирования этих систем (как бюджетного, так и частного) и быстрая деградация фундаментальной науки, выступающей драйвером профессионального образования, могут привести Россию в рассматриваемом периоде к утрате этих преимуществ. Задача восстановления и закрепления сравнительных преимуществ в области образования и культуры является первоочередной для стратегии развития России как с позиции обеспечения экономического роста, так и для устойчивости социальной политики.
Ключевой особенностью новой социальной политики является опора на самодеятельность профессиональных сообществ. Сообщества профессионалов творческого труда - инженеров, ученых, учителей, врачей, юристов, - выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства в самых разных отраслях экономики. Содействие формированию профессиональных сообществ, передача им значительной части контрольно-надзорных полномочий и оценки качества, их активное участие в выработке и оценке политики -важная задача Правительства Российской Федерации в наступившем десятилетии.
Необходимый вклад государства в формирование класса креативных профессионалов - конкурентоспособная оплата труда в бюджетном секторе. Надо довести до конца движение к «эффективному контракту», начавшееся в 2004-2010 гг. с государственных служащих и распространившееся в 2011 г. на школьных учителей. Задача 2012-2016 гг. - эффективный контракт с врачами, преподавателями вузов, работниками культуры.20
Отставание России от развитых и ряда развивающихся стран в области организации среды и систем, поддерживающих человеческий капитал (урбанистика, экология, транспорт, информационное пространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ), значительно превышает отставание в сфере материального производства и промышленных технологий. Например, урбанистическое планирование в России застряло в середине ХХ века, тогда как необходимо быстрое изменение подходов к организации, планированию и изменению городской среды («города, удобные для жизни»).
Именно в области человеческого капитала сосредоточены, если не брать в расчет природные богатства, основные социально-экономические преимущества России в глобальной экономике. Пока этот ресурс неосмотрительно растрачивается: Россия является поставщиком идей и мозгов для других стран. В будущем межстрановая конкуренция за людей и разрабатываемые ими новые идеи и технологии станет значительно более острой, чем конкуренция за финансовые и природные ресурсы, поэтому преодоление отставания в этих областях становится особенно актуальным.
Не проиграть в этой конкуренции можно только создав среду, благоприятную для жизни и развития человека, причем в особой мере для наиболее активной, творческой, предприимчивой части населения. Эта среда должна способствовать проявлению инициативы, а не убивать ее. Для России это означает коренную реформу образования, здравоохранения, системы социальной помощи, пенсионной системы. Разумеется, при этом недопустимо пренебрежение нуждами тех, кому по объективным причинам требуется забота общества. В этой области также необходимы и возможны кардинальные сдвиги на основе более целенаправленного и рационального использования средств, сочетания государственных гарантий с частной инициативой и благотворительной деятельностью.
Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Оно требует дифференциации мер и конкуренции подходов. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому требуется усиление самостоятельности региональных и особенно муниципальных властей в области социальной политики. Оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией (когда допуск частных и некоммерческих операторов на рынок социальных услуг возможен только с разрешения госорганов). Экономические механизмы социальной сферы должны быть настроены на поддержку конкуренции в интересах потребителей услуг, а не на дискриминацию добровольчества и негосударственных организаций.
В конечном счете, целью государственной социально-экономической политики является повышение благосостояния, т.е. содействие увеличению продолжительности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, к росту удовлетворенности граждан жизнью.21
Показатель уровня жизни населения является одной из важнейших социально - экономических категорий. Эта категория обозначает не только материальное положение отдельного человека, но и определяет уровень развития общества в целом.
Термин «качество жизни» в широком смысле слова подразумевает удовлетворение населения с точки зрения разных потребностей и интересов: условия труда и отдыха, жилищные условия, социальное обеспечение, экология. Соответственно главными объективными индикаторами качества жизни выступают показатели физического здоровья и духовного благополучия
Повышение качества жизни российских граждан достигается путем доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.
Одними из главных проблем в социальной сфере на современном этапе являются, во-первых, увеличение разрыва между уровнями покупательной способности у наиболее и наименее доходных групп;, а во-вторых, уровень минимального размера оплаты труда находится ниже прожиточного минимума.