Качество трудовой жизни. Показатели, способы оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 01:10, доклад

Описание работы

Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Данная концепция является одной из наиболее значимых разработок в области управления персоналом в последние годы.

Содержание работы

Введение………………………………………………..3
Понятие качества трудовой жизни……………………4
Показатели уровня качества трудовой жизни……….7
Оценка качества трудовой жизни в организации……11
Заключение……………………………………………...12
Список литературы……………………………………..13

Файлы: 1 файл

Качество трудовой жизни.docx

— 32.14 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Саратовский государственный социально-экономический  университет

Кафедра экономики труда и управления персоналом

 

 

 

 

 

 

Доклад по экономике труда

на тему:

«Качество трудовой жизни. Показатели, способы оценки»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса ФЭМ

8 группы

Андреева Юлия

Проверила: Маслова Я.Ю.

 

Саратов 2013

Содержание

  1. Введение………………………………………………..3
  2. Понятие качества трудовой жизни……………………4
  3. Показатели уровня качества трудовой жизни……….7
  4. Оценка качества трудовой жизни в организации……11
  5. Заключение……………………………………………...12
  6. Список литературы……………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С развитием рынка труда  важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации.

Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне  характеризующее уровень и степень  благосостояния, социального и духовного  развития человека.

Участие человека в экономической  деятельности характеризуется его  потребностями и возможностями  их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего рассмотренными выше характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.

Качество трудовой жизни  можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих  кадров, реализацию программ продвижения  по службе, обучение работников методам  более эффективного общения и  поведения в коллективе, совершенствование  организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий  уровень производительности труда  и максимальную прибыль. Данная концепция  является одной из наиболее значимых разработок в области управления персоналом в последние годы.

 

 

 

 

Понятие качества трудовой жизни

А.П.Егоршин дает такое  понятие качеству трудовой жизни: «  С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение  качества трудовой жизни - уровня удовлетворения личных потребностей работников через  их деятельность в организации. 

Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне  характеризующее уровень и степень  благосостояния, социального и духовного развития человека».

Существует множество  определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации  своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством  работы в данной организации. Создание программ и методов повышения  качества трудовой жизни является одним  из важных аспектов управления персоналом.

Общей целью качества трудовой жизни  как сочетания организационных условий и практических мероприятий является создание удовлетворительного, располагающего к производительному труду рабочего места как для рядовых работников, так и для менеджеров, организация которого способствует производству качественных товаров и услуг. Качество трудовой жизни  предполагает, что работник не просто бездумный исполнитель заданий, а мыслящий человек, и окружающая среда должна не подавлять его интеллект, а способствовать его развитию и использованию. Если окружение работника располагает к этому, выигрывают все: сотрудник, менеджер, покупатель, клиент.

Концепция качества трудовой жизни (КТЖ) – общечеловеческое движение в сторону создания условий, препятствующих процессу отчуждения труда, восстановления целостности труда и культуры, возвышения человека как самостоятельной творческой личности.  

Согласно этой концепции  люди рассматриваются не просто в  качестве трудовых ресурсов определенного  состава, но в тесной связи с условиями, в которых они могут оптимально реализовывать себя как личности, т.е. со всеми условиями вплоть до культурных, национальных, нравственных, бытовых. 

Системно изучаются все  факторы: воспитание, образование, профессиональная подготовка, физические и психические способности и здоровье, моральные и духовные ценности, а также условия и организация труда, быта и отдыха. 

Основу концепции  качества трудовой жизни составляют два положения: 

Во-первых, главным мотиватором труда должна являться не заработная плата, не карьера, а удовлетворенность от достижений в процессе труда в результате самореализации и самовыражения, т.е. в данном случае моральные формы принуждения к труду выше материальных. 

Во-вторых, предполагается, что полная самореализация и самовыражение  работника могут состояться только в условиях трудовой демократии. 

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться  следующим:

  1. Работа должна быть интересной.
  2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.
  3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.
  4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
  5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.
  6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.
  7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели уровня качества трудовой жизни.

Показатели качества трудовой жизни  носят как объективный, так и  субъективный характер. К объективным  показателям можно отнести доход  на душу населения, миграцию населения, уровень смертности, систему и  уровень образования, степень равенства  при распределении дохода и др. Ряд объективных показателей  относят к степени "нервозности" современного общества. В их числе: преступность, алкоголизм, разводы, самоубийства и др. Объективные показатели нередко  относительны, например, когда материальное положение потребителя определяется не абсолютной суммой его дохода, а  относительным положением по шкале  доходов, положением в обществе. Так, отдельный человек может выиграть от роста абсолютного уровня своего дохода, но если доход других людей  возрастает в той же пропорции, то он в конечном счете будет считать свое положение не изменившимся по шкале доходов-расходов.

Другую группу составляют субъективные показатели. Они относятся к оценкам  восприятия, которые присутствуют главным  образом в различных социальных обзорах или опросах общественного  мнения. Эти показатели используются в качестве дополняющих величин  для отдельных объективных показателей.

Вместе с тем качество трудовой жизни является многогранным понятием, и его невозможно определить каким-либо единым показателем. Чаще всего оно  измеряется определенным набором экономических  и социальных показателей, отражающих отношение индивидов к условиям жизни и к их благосостоянию. К  таким показателям можно отнести  рост благосостояния, стиль жизни, индивидуальное восприятие счастья. Обобщающими показателями благосостояния могут быть показатели валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, ожидаемая продолжительность  жизни и др. В странах с высоким  ВВП на душу населения основные показатели качества трудовой жизни существенно  выше, чем в странах с низким ВВП.

Каждый из этих показателей может  быть выражен количественно на основе статистической информации либо как  результат социологических опросов.

Анализ показателей позволяет  выявить и оценить ориентировочный  вклад каждого из трех уровней  в формирование и повышение качества трудовой жизни и, наоборот, показать, в какой степени качество трудовой жизни влияет на развитие социально-экономических  процессов на микро- и макроэкономическом уровне.

Однако традиционные показатели (абсентеизм, текучесть кадров, число конфликтов на предприятии и др.) не всегда отражают истинное положение вещей. В связи  с этим необходимо для оценки качества трудовой жизни принимать во внимание такие показатели, как пассивное  присутствие на рабочем месте, безразличие  к выполняемой работе, оказывающее  неблагоприятное воздействие на других членов коллектива. Самореализация вне работы, ослабление интереса к  делам группы, коллектива также свидетельствуют  о снижении качества трудовой жизни.

К показателям, характеризующим  качество трудовой жизни в организации, можно отнести:

1. Общеэкономические показатели:

  • объем производства;
  • производительность труда;
  • эффективность труда и оценки реальных перспектив организации на выживание;
  • численность;
  • показатели балансовой прибыли и использование ее (на потребление и накопление);
  • себестоимость продукции;
  • использование основных фондов.

2. Показатели, характеризующие количество занятых, степень использовании рабочего времени, движение и подготовку кадров:

  • изменение численности по различным категориям и социально-возрастным группам (в частности, по пенсионерам);
  • текучесть кадров, увольнение за нарушение трудовой дисциплины и в связи с сокращением персонала;
  • масштабы, характер и направление движения скрытой безработицы;
  • соотношение занятых и незанятых рабочих мест, увеличение количества новых рабочих мест;
  • масштабы подготовки и переподготовки кадров, меры по государственной поддержке, а также источники финансирования, как федеральные, так и местные (включая фонды занятости).

3. Показатели, характеризующие условия и охрану труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях:

численность работников организации, занятых на работах, не отвечающих санитарно-гигиеническим  нормам, и занятых тяжелым физическим трудом;

  • численность работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности;
  • коэффициент частоты и тяжести производственного травматизма;
  • число работников, страдающих профессиональными заболеваниями;
  • уровень и динамика общей профессиональной заболеваемости;
  • материальные затраты в связи с несчастными случаями (в том числе выплаты по листку нетрудоспособности);
  • финансовые расходы на мероприятия по охране труда;
  • объем и размеры льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;
  • фиксация факта заключения коллективных договоров, анализ его содержания и степень выполнения за анализируемый период.

4. Показатели, характеризующие фонд потребления и фонд оплаты труда:

  • удельный вес тарифа в общем фонде заработной платы;
  • среднемесячная заработная плата по отдельным категориям трудящихся: руководителям, специалистам, служащим, рабочим и ее динамика;
  • показатели дифференциации заработной платы.

5. Социальная поддержка персонала организации:

  • распределение средств по направлениям материальной помощи (компенсация в связи с удержанием стоимости питания; материальная помощь и льготы по оплате коммунальных услуг; оплата путевок на лечение и проезд к месту отдыха, содержание детей в детских дошкольных учреждениях; надбавки к пенсиям и т.д.);
  • размеры основных производственных фондов и структура социальных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка качества трудовой жизни в организации.

Для оценки качества трудовой жизни в организации могут  быть использованы показатели, приведенные  в таблице.

 

 
Уровни оценки

 
С позиций работника 

 
С позиций предпринимателя 

С позиций общества в целом

 
-  удовлетворенность трудом; 
-  наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве;

-  возможности личного

продвижения; 
- условия труда; 
- возможность профессионального роста и самовыражения; 
- психологический климат; 
- содержательность труда.

 
- Эффективность труда; 
- профессиональная адаптация; 
- текучесть кадров; 
- трудовая дисциплина; 
- отчуждение труда; 
- отождествление целей работника с целями предприятия; 
- число конфликтов; 
- абсентеизм; 
- отсутствие случаев производственного саботажа, забастовок.

 

 

- Качество и уровень жизни (стоимость потребительской корзины); 
- уровень качества рабочей силы; 
- стоимость системы социальной защиты работников и их семей; 
- потребительское поведение;  
- социальная адаптация; 
- отчуждение от общества; 
- показатели удовлетворенностью жизни.

Информация о работе Качество трудовой жизни. Показатели, способы оценки