Кадровая политика должна
быть тесно увязана со стратегией
развития предприятия. В этом отношении
она представляет собой кадровое
обеспечение реализации этой стратегии.
Кадровая политика должно
быть достаточно гибкой. Это значит,
что она должна быть, с одной
стороны, стабильной, поскольку именно
со стабильностью связаны определенные
ожидания работника, с другой - динамичной,
т.е. корректироваться в соответствии
с изменением тактики предприятия,
производственной и экономической
ситуации. Стабильными должны быть
те ее стороны, которые ориентированны
на учет интересов персонала и имеют отношение
к организационной культуре предприятия.
Поскольку формирование квалифицированной
рабочей силы связано с определенными
издержками для предприятия, кадровая
политика должна быть экономически обоснованной,
т.е. исходить из его реальных финансовых
возможностей.
Кадровая политика должна
обеспечить индивидуальный подход к
своим работникам.
Таким образом, кадровая политика
направлена на формирование такой системы
работы с кадрами, которая ориентировалась
бы на получение не только экономического,
но и социального эффекта при
условии соблюдения действующего законодательства.
В целом кадровая политика
как система управления человеческими
ресурсами охватывает следующие
подсистемы.
1. Управление трудовыми
ресурсами. Обеспечивает процессы
формирования и возмещения человеческих
ресурсов путем организации:
- управления демографическими процессами (рождаемость, смертность, брачность, улучшение положения женщин, забота о семье и детях);
- управления образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве и в системе профтехобразования, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, последипломное образование, повышение квалификации, переподготовка) и профессиональной ориентацией;
- управления социальным развитием (расширение непроизводственной сферы, регулирование фондов потребления, обеспеченность продуктами питания и товарами, здравоохранение, использование свободного времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного питания, социальная работа и др.).
2. Управление занятостью
обеспечивает процессы распределения
человеческих ресурсов путем
организации:
- управления рабочими местами (учет действующих и создание новых рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, организация общественных работ, социальная защита безработных);
- управления первичным распределением (профессиональный подбор и направление выпускников общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений в различные отрасли хозяйства);
- управления перераспределением (профессиональный отбор, организация переподготовки, трудоустройство, организованный набор, территориальное переселение, переводы и перемещения работников).
3. Управление персоналом
обеспечивает процессы использования
(потребления) человеческих ресурсов
путем организации:
- управления трудом (совершенствование производственных процессов, разделения и кооперации труда, методов труда и организации рабочих мест, укрепление дисциплины труда, улучшение условий труда и его охраны, организация оплаты труда и его стимулирования);
- управления кадрами (кадровой работой) на уровне предприятий, организаций и учреждений (комплектование и подготовка кадров, оценка и расстановка, организация профессиональной адаптации и внутрифирменной мобильности, мотивация и воспитание работников, снижение текучести и др.);
- управления социально-демографическими процессами (помощь семьям, строительство и содержание объектов социально-культурного назначения, жилья, улучшение медицинского обслуживания, организация досуга, развитие подсобных хозяйств, повышение общеобразовательного и культурного уровня работников).
1.3. Социальное
управление и кадровая политика
Научное определение понятия
"управление" - это направленная
координация и организация объекта
управления. Управление - это сфера
человеческой деятельности, возникшая
в результате разделения труда, с
помощью которой человек воздействует
на социально-политические, технико-экономические
и социально-культурные процессы для достижения
определенных целей.
Управление как явление
объективного мира многообразно. Характеризуя
окружающий мир, исследователи выделяют
три основные области, три его
компонента: неживую природу, живую
природу и человеческое общество.
Это позволяет дать укрупненную
классификацию процессов управления
по его основным классам:
- процессы управления в неживой природе. Управление производственно-техническими процессами и физическими телами, системами машин, т. е. управление техническими системами, называют управлением вещами;
- процессы управления в живых организмах. Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельное организмов, относится к управлению биологическими системами;
- процессы управления в обществе. Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в социальные группы по интересам, т. е. управление социальными системами, называют управлением людьми, или социальным управлением.
Социальное управление охватывает
два основных подкласса: управление
индивидуальной деятельностью человека
и управление коллективной (совместной)
деятельностью людей.
Важнейшими видами социального
управления являются административно-государственное
управление (политическое руководство),
управление социально-культурной сферой
(духовное производство) и управление
материальным производством. Иными
словами, классификация видов управления
соответствует основ сферам организации
общества: экономическая сфера - область
материального производства, распределения
и потребления, материальных благ; политическая
- область отношений власти и господства,
внутринациональных и межгосударственных
отношений; культурная - область духовного
производства, распределения и потребления
духовных благ.
Каждый вид управления
содержит соответствующие уровни (организация
- регион - отрасль - государство) и основные
формы: управление материальными ресурсами
и управление человеческими ресурсами.
Управление человеческими ресурсами
охватывает процессы управления социальным
развитием, профессиональной ориентацией,
образованием, занятостью, трудом и
т. п.
Таким образом, объектом социального
управления являются различные социальные
системы, а предметом - система управления
соответствующими сферами организации
общества.
Как объект управления человеческие
ресурсы являются одновременно производителями
и потребителями материальных и
духовных благ. Особенность управления
человеческими ресурсами состоит
в необходимости всестороннего
учета интересов личности, организации,
региона и всего общества, обеспечения
их органического сочетания. Субъект
управления человеческими ресурсами
- государство - разрабатывает комплекс
социально-экономических и организационно-правовых
мер, направленных на эффективное их
формирование, распределение, перераспределение
и использование. Функцию управления
человеческими ресурсами наряду с государственными
осуществляют и негосударственные органы;
к субъекту управления человеческими
ресурсами относятся также профессиональные
союзы и ассоциации, предпринимательские
структуры, трудовые коллективы и др.
Управление человеческими
ресурсами составляет основное содержание
кадровой политики. Оно направлено,
во-первых, на формирование качественного
кадрового потенциала и удовлетворение
потребностей общественного производства
в квалифицированных кадрах; во-вторых,
на обеспечение эффективной занятости
трудоспособного населения и
его оптимальное распределение
между отраслями и регионами
страны; в-третьих, на рациональное использование
персонала предприятий, организаций
и учреждений.
По содержанию кадровая политика
охватывает такие проблемы:
- целенаправленное, планомерное и сбалансированное формирование и подготовка квалифицированных работников, непрерывное повышение их профессионального мастерства, всестороннее образование и постоянное воспитание кадров;
- распределение и перераспределение работников по сферам занятости, регионам страны и видам профессиональной деятельности;
- рациональное использование кадров, моральное и материальное стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности трудом;
- организация кадровой и социальной работы, контроль за деятельностью кадров формирование и развитие комплексной системы управления человеческими ресурсами.
Таким образом, кадровая политика
как система управления человеческими
речи предприятия, региона, отрасли и страны
в целом включает в себя ряд основных направлений.
Приведем важнейшие из них.
- Демографическая политика - часть кадровой политики государства, направленная на управление процессами демографического развития страны и ее отдельных регионов, т. е. воспроизводством и миграцией населения по территории страны.
- Политика в области образования - часть кадровой политики, целью которой является всестороннее развитие человека, его умственных и физических способностей, воспитание высоких нравственных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному и профессиональному выбору, обогащение на этой основе кадрового потенциала страны, обеспечение народного хозяйства квалифицированными работниками.
- Политика в области занятости - часть общегосударственной кадровой политики, связанная с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и участием его в хозяйственной деятельности общества. Цель этой политики - создать такие материально-технические и социально-экономические условия, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется объективная возможность участвовать в общественно полезном труде
- Политика в области труда и заработной платы - часть кадровой политики, связанная с осуществлением контроля за мерой труда и потребления материальных и духовных благ, регулированием трудовых отношений и оплаты труда, его материальным стимулированием, состоянием и укреплением трудовой и производственной дисциплины, характером и условиями труда, его содержанием и др.
- Социальная политика - часть кадровой политики, направленная на создание благоприятных условий для наиболее полного развития человека, его личностного потенциала за счет всемерного улучшения труда и быта людей, организации здравоохранения, торгового и бытового обслуживания населения, развития жилищно-коммунального хозяйства, организации социального обеспечения, развития культуры и искусства, поднятия уровня жизни и др.
1.4. Система подготовки
управляющих человеческими ресурсами
Поскольку система управления
человеческими ресурсами охватывает
различные сферы профессиональной
деятельности (социальное планирование
и прогнозирование, образование, профессиональную
ориентацию, занятость, организацию
труда, управление персоналом, социальную
работу и др.), то естественно предположить,
что и система подготовки специалистов
в области менеджмента человеческих
ресурсов должна отражать разнообразие
и специфику названных составляющих рассматриваемой
системы. Поэтому программы обучения таких
специалистов должны предусматривать
как общие для всех блоки дисциплин (гуманитарный,
экономический, социально-психологический,
управленческий циклы), так и специальные,
отражающие особенности той или иной составляющей
системы управления человеческими ресурсами.
Научно обоснованный и
эффективный менеджмент человеческих
ресурсов предполагает качественную подготовку
профессионалов по специальностям и
специализациям высшего и последипломного
образования, приведенным в табл.
1.1.
Предлагаемая система
подготовки специалистов в области
управления человеческими ресурсами
предусматривает возможность осуществления
их дальнейшей профессиональной деятельности
на различных уровнях социального
менеджмента - от государственного до
уровня фирм и их структурных подразделений.
Так, выпускники вузов со специализацией
"Государственное и муниципальное управление",
"Политология и социальное управление"
в основном могут работать в административно-государственных
органах по разработке и реализации кадровой
и социальной политики, а специализирующиеся
в социальном управлении - также в службах
социального развития предприятий, организаций,
органов отраслевого и регионального
управления. Выпускники факультетов педагогического
менеджмента могут работать как в государственных
органах управления образованием, так
и на руководящих должностях в системе
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров на производстве,
а также в непосредственном управлении
учебными заведениями различных типов
и форм собственности. Психологов, специализирующихся
в области профессиональной ориентации,
готовят для работы в школах, центрах занятости,
на производстве в качестве профконсультантов
и специалистов по профессиональному
отбору, из них формируются также руководящие
кадры центров профессиональной ориентации
и социально-психологических служб различного
уровня управления.
Глава 2. Основы кадровой
политики.
В более общем и универсальном
понимании политика представляет собой
особый вид человеческой деятельности,
связанный с получением и осуществлением
власти, прежде всего государственной.
Это сфера деятельности между
классами, нациями и другими социальными
группами, ядром которой является
проблема получения, удержания и
использования государственной
власти.
Как одна из сфер общественной
жизни политика взаимодействует
с другими сферами, подвергаясь
их влиянию и одновременно детерминируя
их функционирование и развитие. Поэтому
изучение политических явлений предполагает
выяснение экономических и других
интересов, которыми они определяются,
а также всей системы социальных
факторов, через которые пробивают
свой путь приоритетные экономические
интересы. Таким образом, промежуточным
и соединительным звеном между политикой
и экономикой являются социальные факторы
и социальная структура, которые
непосредственно представляют основы
политики, определяя ее субъекты, интересы,
характер и направление политических
процессов.