Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:33, контрольная работа
Кадровый аудит – это масштабная процедура, в ходе которой оцениваются все составляющие процесса управления персоналом, кадровый потенциал компании, анализируется эффективность системы управления кадрами. Один из этапов этого процесса – аудит кадрового делопроизводства.
КАДРОВЫЙ АУДИТ…………………………………………………3
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ……………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………21
Кадровый аудит – это масштабная процедура, в ходе которой оцениваются все составляющие процесса управления персоналом, кадровый потенциал компании, анализируется эффективность системы управления кадрами. Один из этапов этого процесса – аудит кадрового делопроизводства.
Все специалисты по персоналу понимают: в кадровых документах должен царить идеальный порядок. В этом случае и проверяющего инспектора не страшно принять, и в трудовом споре с сотрудником отстоять свою позицию легче. Но далеко не всегда все получается идеально, да и как понять, нет ли ошибок в работе на самом деле? В этом поможет кадровый аудит. Давайте разберемся, что такое кадровый аудит, в каких ситуациях он проводится, из каких этапов состоит и как его можно провести собственными силами.
Необходимость этого мероприятия в компании возникает в следующих случаях:
* при смене кадрового
работника, отвечающего за
* при вручении трудовой
инспекцией предписания о
* при угрозе проверки после увольнения обиженного работника (невыплата вовремя заработной платы, премии, увольнение по инициативе работодателя);
* при смене руководства организации;
* при приведении кадровой
документации в соответствие
с действующим
Конечно, кадровый аудит можно поручить компании-провайдеру, оказывающей подобные услуги. Специально обученные люди проведут вам комплексную проверку по наработанной методике и представят отчет по результатам работы. В отчете укажут выявленные нарушения, их возможные последствия и дадут рекомендации по устранению ошибок. Однако цена на аудит кадрового делопроизводства довольно высока. Кроме того, не все руководители согласны доверить работу со сведениями о работниках компании сторонней организации.
Можно провести проверку собственными
силами. В этом случае нужно издать
приказ о проведении кадрового аудита
в организации, определить цели и
задачи данного мероприятия, сформировать
соответствующую комиссию (например,
в составе юриста, заместителя
главного бухгалтера, начальника отдела
кадров), определить сроки проверки.
Рассмотрим основные этапы проведения
понятия аудит кадрового
I. Определение пакета необходимых документов
Каждый работодатель должен,
используя законодательную
Прежде всего необходимо составить список документов, которые обязательно должны быть в кадровой службе. Обязательность некоторых документов прямо определена в Трудовом кодексе. Например, обязательность трудовых договоров предусмотрена статьями 56 и 67, трудовых книжек – статьей 66, правил внутреннего трудового распорядка – статьей 189, графика отпусков – статьей 123.
О многих локальных нормативных
актах в Трудовом кодексе говорится
косвенно (например, штатное расписание
упоминается в статьях 15, 57 ТК РФ).
Однако это не говорит о том, что
иметь их в кадровой службе не нужно.
Помимо Трудового кодекса
Некоторые документы носят рекомендательный характер, например, унифицированные формы кадровых приказов. Но, несмотря на это, кадровую документацию необходимо вести именно по унифицированным формам, так как многие из них поступают в бухгалтерию организации (например, для начисления зарплаты) и в этом случае уже можно говорить об обязательности этих документов.
Не надо забывать, что работодатель сейчас обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, еще до подписания трудового договора (ст. 22, 68 ТК РФ). Поэтому нужно разработать лист ознакомления с этими документами либо завести журнал ознакомления.
Помимо вышеназванной документации есть документы, которые становятся обязательными при определенных условиях (см. таблицу).
Характеристика документов, обязательных в работе кадровой службы
Документы, которые могут стать обязательными
Важным моментом кадровой проверки станет ревизия журналов регистрации. Нужно учесть, что все кадровые операции должны фиксироваться в специальных журналах (книгах) учета. К ним относятся журналы регистрации: приказов по личному составу, трудовых договоров, личных дел, личных карточек № Т-2, отпусков, направления в командировки, выдачи командировочных удостоверений, а также журналы: учета листков нетрудоспособности, выдачи справок, проверок состояния воинского учета, прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования и т. д. При этом можно использовать как утвержденные, так и самостоятельно разработанные формы этих документов. Но оформление журналов должно быть единым: листы пронумерованы, журнал прошнурован, скреплен сургучной печатью или опломбирован, заверен руководителем организации.
Необходимо упомянуть, что
работодатели могут создавать и
другие локальные нормативные
II. Проведение сверки документов
После того как мы составили список документов, обязательных для отдела кадров, необходимо произвести сверку – что есть и что должно быть, чтобы в дальнейшем восстановить все необходимые кадровые документы. Результаты сверки удобно свести в таблицу:
Таблица сверки документов
Таблица наглядно покажет, какие локальные нормативные акты требуют доработки, а какие нужно создать вновь. Теперь предстоит не только разработать юридически корректные документы, но и правильно их утвердить и ввести в действие.
III. Проверка кадровой документации
Итак, мы определили, каких документов в отделе кадров пока нет, но они должны появиться, какие следует доработать, какие можно оставить без изменения. Теперь важно обратить внимание на качество документов, правильность их составления с точки зрения кадрового делопроизводства, юридическую грамотность.
Просматривая распорядительные документы, нужно проверить, чтобы приказы по основной деятельности хранились отдельно от приказов по личному составу. Также проверьте, насколько правильно оформлены приказы о назначении на новую должность руководителей (генерального директора, директоров структурных подразделений, главного бухгалтера, начальника производства и т. д.).
Все кадровые документы имеют различные сроки хранения, поэтому документы после исполнения должны формироваться в дела[6] в соответствии с номенклатурой дел (внутри дела документы тоже систематизируют по определенным признакам), это позволяет хранить документы, обеспечивать сохранность, систематизацию, учет документов, оперативно находить необходимый документ, осуществлять быструю передачу дел на архивное хранение. При формировании дел нужно сразу проверять правильность оформления документов – наличие визы согласования, подписей, регистрационных номеров, отметки работника об ознакомлении с приказом, отметок об исполнении.
Особое внимание следует
уделить порядку ведения
IV. Кадровый аудит и оформление отчетов
В заключение комиссия, которая проводит кадровый аудит составляет отчет о текущем состоянии кадрового делопроизводства, анализирует, достигнуты ли цели проверки, фиксирует выявленные недостатки, прописывает меры, которые следует предпринять, делает выводы.
В случае передачи дел по кадровому делопроизводству от одного лица другому комиссия дополнительно составляет акт о приеме-передаче дел. В акте фиксируется, какие документы были проверены, какие обнаружены несоответствия и недочеты, составляется опись передаваемых дел. К акту прилагаются перечень трудовых книжек (указывается фамилия, имя, отчество владельца, а также серия, номер трудовой книжки и вкладыша), перечень личных дел работников, журналов по учету кадров и т. д.
Таким образом, мы рассмотрели
алгоритм проведения очень важной и
ответственной процедуры –
2.Анализ использования рабочего времени .
Увеличение производительности труда находится в прямой зависимости от использования рабочего времени. Снижение потерь рабочего времени и нерациональных его затрат приводит к росту производительности труда без дополнительных мероприятий и затрат.
Объем вырабатываемой продукции
прямо пропорционален фонду рабочего
времени и обратно
Цель анализа использования рабочего времени на предприятии предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть основные
экономические показатели
- изучить использования фонда рабочего времени в динамике;
- оценить эффективность
использования трудовых
- выявить при проведении
анализа все положительные и
негативные моменты при
- выявить возможность экономии рабочего времени;
- рассчитать экономический эффект использования рабочего времени на предприятии.
Основной источник информации данных для анализа потерь рабочего времени – статистические формы 1-Т, 4-П, в которых содержатся показатели, характеризующие использование рабочего времени рабочими за год:
- отработанные человеко-дни;
- число целодневных простоев;
- расшифровка неявок на работу по причинам;
- отработанные человеко-часы;
- часы внутрисменных простоев.
Дополнительно привлекаются
данные о плановом и
Проведения анализа
1. Первый этап анализа
использования рабочего
Ч яв = Ф р * Ч р.ср / Ф н ; (1.1.);
где: Ф р – реальный фонд одного рабочего в год;
Р р.ср – среднесписочная численность рабочих;
Ф н – номинальный фонд одного рабочего в год.
К исп = Ч р.яв / Ч р.ср. (1.2.);
Коэффициент использования среднесписочного состава рассчитывается для двух периодов – предшествующего и отчетного. Сравнение коэффициентов отражает динамику этого показателя.
К исп.отч / К исп.пред
* 100-100.
Причина невыполнения плана по показателю использования среднесписочного числа рабочих могут быть:
- увеличение числа отпусков с разрешения администрации;
- увеличение числа прогулов;
- рост заболеваемости.
Анализ и расчет данного показателя необходим для планирования численности по рабочим местам и нормам обслуживания.
2. Второй этап связан
с анализом использования