Как уровень знания законов может влиять на поведение экономических агентов в аспекте обращения к судебной системе при разрешении конфлик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Институциональная экономика не ограничивается изучением формальных институтов, т.е., установленных государством, принуждающим к их соблюдению. Она уделяет внимание также и неформальным правилам, направляющим повседневную деятельность людей и менее заметным для исследователя. Многие правила нигде не записаны, однако люди следуют им и следят за тем, чтобы и другие также их соблюдали. Многие договоренности являются неявными, подразумеваемыми, но, тем не менее, соблюдаемыми в процессе хозяйственного оборота. Институциональная экономика дает свое объяснение тому, почему люди, не понуждаемые государством, соблюдают этот порядок, а также выявляет условия, при которых это становится возможным.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические агенты 4
2. Оппортунизм 5
3. Формальные и неформальные правила 6
4. Как уровень знания законов может влиять на поведение экономических агентов в аспекте обращения к судебной системе при разрешении конфликтов 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Контрольная Маркиной В.С. БУ-11Б.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский

политехнический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему «Как уровень знания законов  может влиять на поведение экономических агентов в аспекте обращения к судебной системе при разрешении конфликтов»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. БУ-11Б

В.С. Маркина

 

Проверила:

Е.К. Климова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2013

 

Содержание

 

Введение

Институциональная экономика не ограничивается изучением формальных институтов, т.е., установленных государством, принуждающим к их соблюдению. Она уделяет внимание также и неформальным правилам, направляющим повседневную деятельность людей и менее заметным для исследователя. Многие правила нигде не записаны, однако люди следуют им и следят за тем, чтобы и другие также их соблюдали. Многие договоренности являются неявными, подразумеваемыми, но, тем не менее, соблюдаемыми в процессе хозяйственного оборота. Институциональная экономика дает свое объяснение тому, почему люди, не понуждаемые государством, соблюдают этот порядок, а также выявляет условия, при которых это становится возможным.

Недобросовестное поведение, нарушение  условий контракта также может быть наблюдаемым сторонами контракта, но недоказуемым в суде, и люди будут стремиться предотвратить его доступными им контрактными способами. Правовая система может способствовать сотрудничеству людей или, наоборот, затруднять его, может способствовать умножению социального капитала общества или разрушать его.

Тема данной работы – «Как уровень знания законов может влиять на поведение экономических агентов в аспекте обращения к судебной системе при разрешении конфликтов». Тема актуальна, так как в наше время экономика развивается очень быстро, появляются новые предприятия, которым необходимо выбрать по какому пути действовать – подчиняться законам и правилам или нет.

Цель работы - показать насколько часто экономические агенты обращаются к судебной власти.

Задачи работы:

- выяснить кто относится к  экономическим агентам;

- описать оппортунистическое поведение;

- познакомиться с формальными  и неформальными правилами

- сделать выводы на основании исследования Ассоциации независимых центров экономического анализа.

1. Экономические  агенты

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В четырёхсекторной (открытой) экономике  можно выделить 4 макроэкономических агента:

Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи). Как агенты предложения, они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

Фирмы — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов, которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма — организация, которая владеет экономическими ресурсами и ведёт хозяйственную деятельность. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

Государство — агент, состоящий из государственных учреждений, задача которого состоит в регулировании экономики.

Иностранный сектор — все остальные государства (В трёхсекторной (закрытой) модели экономики, иностранный сектор отсутствует).

В работе будет говориться об экономическом  агенте – фирме.

 

2. Оппортунизм

Фирмы, рынки и отношенческая  контрактация являются важнейшими экономическими институтами. Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации.

Самой известной отечественной типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым:

1. Издержки поиска информации.

2. Издержки ведения переговоров.

3. Издержки измерения. 

4. Издержки спецификации и защиты  прав собственности. 

5. Издержки оппортунистического поведения - это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

Под оппортунизмом в новой институциональной  экономике понимают «следование  своим интересам, в том числе  обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post». В общем случае речь идёт только об информации и всём, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией – открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

3. Формальные  и неформальные правила

Институциональная структура развитого  общества включает как формальные, так и неформальные правила, и эти группы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом.

В современном обществе неформальные правила играют весьма значительную роль. Люди сталкиваются с неформальными правилами повсюду: в семье, во взаимоотношениях с другими людьми, в деловой и политической жизни. Основные правила, которые организуют отношения людей в повседневной жизни, не закреплены в законах. И даже на рынке, где цена устанавливается в результате колебаний спроса и предложения, действуют неформальные правила, оказывающие влияние на цену. Именно неформальные правила влияют на ожидания покупателей и их оценку того, справедливо ли повышение цены. Например, в 1986 году был проведен опрос жителей Торонто (Канеман и др.), который показал, что поведение хозяйственных магазинов будет считаться «нечестным», если после сильного снегопада они повысят цены на лопаты для очистки дорог от снега. Это исследование показало, что рост цен считается приемлемым, если он отражает реальное увеличение издержек, а не просто является реакцией на увеличение спроса.

 Однако точное описание неформальных  правил, их систематизация и однозначное определение роли этих правил в регулировании повседневной жизни людей — это чрезвычайно сложная задача.

Можно рассматривать в качестве формальных те правила, нарушение которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание в виде тюремного заключения или штрафа. Подобный подход к определению неформальных правил предполагает, что государство не является необходимой предпосылкой для их существования. Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений на действия, они лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. Неформальные правила являются, в соответствии с этим подходом, обязательными только в моральном смысле или с точки зрения приличий и хорошего вкуса. Подобный подход к проведению границы между формальными и неформальными правилами характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как «старый институционализм» [Khalil, 1994].

В соответствии с другим подходом различие между формальными и  неформальными правилами определяется не строгостью наказания, а тем, кто устанавливает правила и осуществляет принуждение к их исполнению. В основе этого подхода лежит проведенное Ф. Хайеком противопоставление «порядка, основанного на законе» (legal order) и «самопроизвольного порядка» (spontaneous order) [Hayek, 1978]. «Порядок, основанный на законе» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Самопроизвольный порядок» устанавливается, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания.

Подобного подхода придерживаются ученые — представители «нового институционализма». Они определяют формальные правила как правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства — это характерная черта формальных правил. В отличие из них неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, и за их исполнением следят не специалисты, а все члены общества.

Формальные правила включают:

1. политические правила;

2. экономические правила;

3. контракты.

Совокупность этих правил организована в виде иерархии [Норт, 1997б, с. 68]. На самом  верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.

Политические правила определяют в самом общем виде иерархическую  структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.

 

4. Как уровень знания законов может влиять на поведение экономических агентов в аспекте обращения к судебной системе при разрешении конфликтов

Все установленные государством правила носят обязательный характер для экономических агентов и носят название «закон».

Государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд. Если один из экономических партнеров нарушает контракт, то другой партнер должен иметь возможность обратиться к государству за защитой.

Следует обратить внимание на тот  факт, что определение и защита условий экономической деятельности - это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.

Государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. В своей законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко за рамки рыночных принципов.

Поскольку  конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства, оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде (например, антимонопольное законодательство, или специальные экономические меры, такие как  снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников). Конкурентная среда - необходимое условие успешного экономического развития.

Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию  конкурентной среды объединяют понятием “рамочные условия экономической деятельности”. Создание благоприятных рамочных условий - главная задача государства в рыночной экономике.

Право перераспределения результатов  экономической деятельности—также исключительное право государства. Оно реализуется главным образом через сбор налогов. Только государство и уполномоченные им лица и организации имеют легальное право собирать часть дохода других экономических субъектов в виде налогов и иных сборов.

Спрос на право реально проявляется в поведении экономических агентов и в их отношении к конкретным законам. При этом обычно считается, что наиболее универсальный индикатор спроса на право - это число обращений экономических агентов к правовым институтам. Однако в условиях несовершенной правовой системы ситуация может быть не столь однозначна.

Неудовлетворенные существующим положением экономические агенты могут инициировать те или иные изменения в законах - и это тоже можно считать проявлением спроса на право. Одновременно возможна стратегия использования законодательства, когда экономические агенты (или, по крайней мере, часть из них) применяют закон вопреки его собственным исходным целям. Один из конкретных примеров последнего времени - активное использование законодательства о банкротстве не для "оздоровления" экономики за счет выбытия неконкурентоспособных предприятий, а в целях перераспределения активов реально работающих, эффективных предприятий. В этом случае также будет возрастать число обращений в суды - что делает неоднозначным данный показатель как индикатор спроса на право. В известном смысле здесь мы можем наблюдать "негативный" спрос - так как объективно в данном случае использование правовых институтов может препятствовать экономическому развитию. Возможны также как минимум две пассивные стратегии - игнорирование законодательства (в условиях неработающих механизмов правоприменения) и имитация его соблюдения, когда закон не нужен и не выгоден агенту, но он формально старается учесть требования законодательства.

Информация о работе Как уровень знания законов может влиять на поведение экономических агентов в аспекте обращения к судебной системе при разрешении конфлик