Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:42, контрольная работа
В это время происходит становление целостного взгляда на мировое сообщество в рамках планетарной системы, и территориально-экономические проблемы развития промышленности мира в современных условиях приобретают новое качество. Человечество вышло за пределы индустриального строя. Ведущим сектором в экономике становится сфера услуг, которая характеризирует материальное производство в создании мирового валового внутреннего продукта. Международная торговля осуществляется посредством обмена в основном промышленной продукцией, а мировой ВВП формируется, главным образом, за счет сферы услуг 1.
Другой аспект качественной стороны международной специализации производства связан с широтой номенклатуры (ассортимента) поставляемых на внешние рынки товаров. Быстрое расширение номенклатуры экспорта является в целом свидетельством международной деспециализации страны и, наоборот, сокращение номенклатуры делает более четким экспортный профиль. Такой вывод, однако, является слишком общим и нуждается в уточнениях. Так, если расширение номенклатуры экспорта в целом происходит за счет международно-специализируемых изделий и доля последних в вывозе растет, то фактически происходит повышение уровня международной специализации производства; расширение номенклатуры за счет неспециализированных видов изделий вызывает обратные результаты. Следовательно, расширение ассортимента само по себе еще не свидетельство ухудшения МСП страны.
3. Оцените тенденции и вероятные перспективы торговых отношений Россия - другие страны СНГ.
Насколько значимы рынки стран СНГ для России?
Во второй половине 60-х годов ХХ века распространение получила теория «жизненного цикла продукта», разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основекоторого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости.
В 90-е годы ХХ века проблеме конкретных преимуществ фирм разных стран была посвящена теория конкуренции американского экономиста М. Портера. Он сформулировал свои теоретические положения на основе изучения практической деятельности на мировых рынках компаний 10 промышленно развитых стран. И хотя он является сторонником классической теории факторов производства, однако, вводит ряд дополнительных условий: необходимость внедрения трудосберегающих и ресурсосберегающих технологий при нехватке собственных факторов производства, спрос, состояние и уровень обслуживающих и близких отраслей и производств, конкурентную ситуацию и стратегию фирмы. Его исследования легли в основуэкономической политики ряда стран.
Появление различных концепций внешней торговли не опровергает, а развивает классические теории сравнительных преимуществ и соотношения факторов производства. Несмотря на недостатки, они продолжают оставаться наиболее популярными теориями, объясняющими развитиемеждународных экономических отношений. Их сближает с современными концепциями общая основа – разделение труда.
Международная торговля исторически стала первой формой внешнеэкономических связей и постепенно набирала силу. После Второй мировой войны ее среднегодовые темпы роста уже в 1,5 раза превышала темпы мирового объема производства. Она принимает устойчивый характер на рубеже XXVIII-XIX вв. благодаря крупному машинному производству с присущей ему специализацией и возможностями выпускать продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. За последние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. По оценкам ВТО прирост мировой торговли в 2007г. в реальном выражении достиг 5,5% (8,5% в 2006 году). Реальный рост торговли аналитики ВТО рассчитывают с учетом инфляции в разных странах и динамики курсов валют на основе данных статистических служб ООН и МВФ, поэтому номинальные темпы прироста экспорта товаров составили 15% и услуг- 18%.
Структура мировой торговли отражает потребность стран в НТП и уровень развития различных стран.
На первом месте стоит продукция обрабатывающих отраслей, которая охватывает ? мирового товарооборота. Оставшаяся часть приходится на продовольствие, сырье и топливо.
Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий (табл.1)
Таблица 1
Товарная структура мирового экспорта, 2007 год, в %
В мировой торговле лидирующие позиции занимают страны с развитой рыночной экономикой. Их доля в мировом товарном экспорте колеблется около 70%. Развитые страны также не только главные импортеры, но импортеры мира.
Самые активные международные товарные потоки происходят в рамках взаимоотношений развитых стран. Продукция НТП и высоких технологий экспортируется и в то же время поглощается преимущественно на рынках этих стран.
В тройку ведущих стран-экспортеров вошли Германия, Китай и США, доля которых в мировом вывозе составила 9,5%, 8,8%, 8,4% соответственно. Среди трех лидеров по импорту – США, Германия и Китай. Их удельный вес в мировом ввозе достиг 14,2%, 7,5% и 6,7%.
Согласно прогнозам Всемирной торговой организации в ближайшие годы ожидается снижение темпов прироста международной торговли до самого низкого уровня за последние шесть лет – не более 4,5%. По оценкам ВТО активный экономический рост развивающихся стран позволит амортизировать последствия замедления развития экономики США и стран Европы. Экономика развивающихся стран вырастет на 10%, стран СНГ- на 5%, а рост в развитых странах ожидается на уровне 1,1%. В целом темпы прироста мировой экономики ожидается в диапазоне от 2,5% до 3%.
В 2007г. на долю развивающихся стран приходилось 34% мировой торговли. В последующие годы ожидается сохранение этой тенденции, а по оценкам ВТО, более половины прироста мирового импорта товаров придется на страны СНГ. Стабильно высокие цены на их экспортные товары и сравнительная независимость от рынков развитых государств позволят им сохранять высокий уровень инвестиций в свою экономику, в том числе в потребительский сектор, даже в условиях снижения цен на сырьевые товары во втором полугодии 2008г.
Рассмотрим сотрудничество России с некоторыми странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Евроазиатское экономическое сотрудничество). Прежде всего, говоря об этом объединении внутри СНГ , рассмотрим Казахстан. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли Казахстан. 74 из 88 регионов России имеют торгово-экономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом. Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Костанайского дизельного завода. В 2004-2006 гг. в республике при поддержке ОАО «КАМАЗ» начали строиться заводы по производству грузовых автомобилей и автобусов. Это выгодный и КАМАЗу, и Казахстану проект. Предприятия нескольких городов Казахстана будут проводить сборку автомобилей и автобусов, изготовлять кузова, рамы, двигатели и другое оборудование и узлы. Ведутся переговоры с другими автомобильными компаниями России (например, с «АвтоВазом»), предполагается наладить сотрудничество с американскими и корейскими автомобильными компаниями. Еще один яркий пример сотрудничества с Россией – пятидесятилетняя аренда Россией космодрома Байконур, что позволяет Казахстану отнюдь не с нуля начать освоение космоса, развитие аэрокосмической отрасли и науки, прежде всего за счет средств, получаемых с Байконура5.
Во многом развитие казахстанско-российского приграничного сотрудничества обязано тому вниманию, которое уделяют ему главы двух государств. Свидетельством этого внимания являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов Казахстана и России. Казахстан и Россия являются общепризнанными «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная роль во многом обусловлена уровнем их экономического развития, глубиной и успехом структурных преобразований в экономике.
Казахстан и Россия в двустороннем формате решили вопросы разделения шельфа Каспийского моря. Зафиксировано прохождение модифицированной срединной линии, разграничивающей дно Каспийского моря между двумя странами в целях недропользования, а также организации совместной деятельности по разработке структур «Курмангазы», «Центральная» и месторождения «Хвалынское». Кроме того, на Тегеранском саммите глав прикаспийских государств в октябре 2007 года его участники подписали Декларацию и достигли договоренностей, которые, по оценке главы Казахстана, «являются прорывом в переговорном процессе по определению статуса Каспийского моря».
Также в ходе Тегеранского саммита Президентом Казахстана было выдвинуто предложение о делимитации акватории Каспийского моря, которое, по мнению экспертов, может стать основой для достижения консенсуса, хорошей стартовой площадкой для приведения позиций всех пяти договаривающихся сторон к общему знаменателю.
На данном этапе переговорного процесса казахстанская сторона выступает за продолжение диалога в различных форматах для выработки взаимоприемлемых формулировок по концептуальным положениям правового статуса, определяющим основные направления взаимодействия государств на море, которые должны отвечать декларируемому стремлению сторон к тому, чтобы Каспий стал морем дружбы, добрососедства и сотрудничества. Эти политические договоренности имеют большое значение для дальнейшего развития казахстанско-российского стратегического партнерства.
Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.
Именно осознание этого факта лежит в основе попыток Казахстана и России первыми выйти на новый уровень региональной интеграции, с учетом сложившихся политических и экономических реалий. Свидетельством тому является начало формирования Таможенного Союза ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято 6 октября 2007 г. на саммите в Душанбе. В этот Союз пока только войдут Россия, Казахстан и Беларусь, как страны, обладающие в настоящее время необходимым для этого экономическим весом. Однако основным аргументом в пользу того, что данная структура окажется жизнеспособной и эффективной является то, что Таможенный Союз будет иметь наднациональный орган, что является принципиальным моментом. Ему будут переданы некоторые функции национальных правительств.
Рассмотрим теперь сотрудничество России и Белоруссии. Россия является ведущим торговым партнером Белоруссии. В 2008 г. товарооборот между Россией и Белоруссией достиг 26 млрд. долл. Российский экспорт в Белоруссию составил 18 млрд. долл., импорт из Белоруссии – 7 млрд. долл. В общем объеме товарооборота Белоруссии на долю России приходится порядка 50%, а в российском на долю Белоруссии – около 6%.
Структура торговых поставок между двумя странами существенно не меняется уже длительное время. В российском экспорте в Белоруссию преобладают энергоресурсы (40,6%), машины, оборудование и транспортные средства (16,2%), черные и цветные металлы и изделия из них (16,4%), продукция химической промышленности (10,7%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (7,3%).
Основными статьями белорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортные средства (36,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,1%), продукция химической промышленности (11,1%), черные и цветные металлы и изделия из них (10%)6.
Россия наряду с США, Нидерландами и Германией является основным инвестором в белорусскую экономику. Объем российских капиталовложений составляет около 3 млрд.долл. Крупнейшие российские проекты в Белоруссии - газопровод «Ямал-Европа», создание сети сотовой связи МТС-Белоруссия, реконструкция Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Белорусские инвестиции в России превышают 1 млрд. .долл.
На дальнейшее развитие экономических связей нацелены принятые совместные экономические программы в области автомобилестроения, приборостроения, нефтегазопереработки, выпуска и ремонта военной техники, финансирование которых частично ведется из бюджета Союзного государства. С участием российских и белорусских предприятий зарегистрированы и активно действуют шесть крупных финансово-промышленных групп – «БелРусавто», «Межгосметиз», «Формаш», «Электронные технологии», «Оборонительные системы» и «Аэрокосмическое оборудование».
Ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.
В развитии торгово-экономических отношений двух стран весьма значительна роль регионов. Активные торгово-экономические связи с Белоруссией поддерживают более 80 российских областей и республик. Основными формами межрегионального сотрудничества являются торговые связи, производственная кооперация, оказание услуг в области транспорта, строительства, информационных технологий. Его правовая база включает сегодня более 210 договорных документов.
Говоря о перспективах ЕврАзЭс, прежде всего нужно сказать, что ЕврАзЭс – это ядро складывающейся интеграции на постсоветском пространстве. Создание ЕврАзЭс решает такие задачи, как проведение согласованной структурной перестройки экономик, создание общей платежной системы, формирование Таможенного союза и ЕЭП и т.д. Россия здесь пытается усилить свои позиции в Средней Азии с тем, чтобы более успешно конкурировать на соответствующих рынках, прежде всего с производителями из стран , не входящих в ЕврАзЭС. Речь здесь идет, прежде всего, о конкуренции с транснациональными компаниями, которые проявляют достаточно серьезный интерес к региону. Примечательно, что в России в последнее время крупные объединения предпринимателей достаточно активно продвигают идею о необходимости способствовать созданию крупных российских корпораций, которые могли бы на равных конкурировать с ТНК.
Вместе с тем, учитывая реальную ситуацию в регионе, лидерство России в новом объединении нельзя считать безусловным. И хотя сегодня все члены ЕврАзЭС заявляют о том, что объединение преследует, прежде всего, экономические интересы, вопросы безопасности также входят в повестку дня. Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней политической ангажированности проанализировать природу и закономерности интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ . В то же время, если говорить о ЕврАзЭС, очевидны неопределенность статуса и видов решений органов ЕврАзЭС и их места в иерархии правовой системы ЕврАзЭС и национальных правовых системах государств-членов. Это обусловлено развивающейся международной правосубъектностью международной организации Евразийское экономическое сообщество и действующим международным характером решений органов ЕврАзЭС, относящихся к нормам «международного мягкого права» рекомендательного характера.
Эффективность ЕврАзЭС обусловлена, в первую очередь, созданием четкой институциональной и правовой системы7. Именно на решении этих принципиальных вопросов необходимо сконцентрировать усилия на современном этапе развития правовой системы Сообщества. Первостепенное значение имеет определение статуса, видов и иерархии правовых актов ЕврАзЭС, построение четкой правовой системы Сообщества.
Для этого также необходимо однозначно определить статус органов ЕврАзЭС, их полномочия и взаимоотношения между собой и с органами государств - членов ЕврАзЭС, установить способы и механизмы реализации международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС в законодательстве государств-членов, формы контроля за их исполнением и ответственность за неисполнение. Кроме того, следует четко регламентировать соотношение правовых актов Сообщества с нормативными правовыми актами национальных законодательств государств - членов ЕврАзЭС.