Какова роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Основная роль государства в современной рыночной экономике заключается в регулировании бюджета и финансовой системы. Государство собирает налоги с предпринимателей и планирует государственный бюджет, который необходим для финансирования таких важных сфер экономики как здравоохранение, выплата пенсий и пособий, образование, оборона, судебная и пенитенциарная системы. Налоги являются важнейшим источником доходов государства в большинстве стран с рыночной экономикой. Поэтому эффективность сбора налогов и перераспределения бюджетных средств предопределяет уровень благосостояния народа, и в особенности малоимущего и нетрудоспособного населения.

Файлы: 1 файл

Какова роль государства в рыночной экономике.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

Какова роль государства  в рыночной экономике?

Основная роль государства в современной рыночной экономике заключается в регулировании  бюджета и финансовой системы. Государство  собирает налоги с предпринимателей и планирует государственный бюджет, который необходим для финансирования таких важных сфер экономики как здравоохранение, выплата пенсий и пособий, образование, оборона, судебная и пенитенциарная системы. Налоги являются важнейшим источником доходов государства в большинстве стран с рыночной экономикой. Поэтому эффективность сбора налогов и перераспределения бюджетных средств предопределяет уровень благосостояния народа, и в особенности малоимущего и нетрудоспособного населения.

Большую роль в экономике играет стабильность финансовой и банковской систем. Регулирование денежной массы в экономике целиком возложено на государство. Оно может также влиять на курс национальной валюты и процентные ставки, с целью обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и банков. Государство определяет размер ставки рефинансирования, от которой зависит множество показателей экономики. Для предотвращения краха финансовой системы во время кризисов государство поддерживает резервные фонды и золотые запасы.

Регулирование рынка на законодательном уровне также возложено на государство. Государство должно препятствовать появлению монополий, следить за качеством производимых товаров  и оказываемых услуг, а также  обеспечивать эффективные механизмы  регулирования банкротств и судебных споров между предпринимателями. Антимонопольное законодательство призвано сохранить конкуренцию на рынке и предотвратить появление монополий. Государство защищает местных производителей от дешевого импорта товаров и притока слишком дешевой рабочей силы.

От эффективности  государственного регулирования рынка  во многом зависит благосостояние каждой страны, и по уровню жизни того или  иного народа можно судить, насколько  хорошо или плохо государство  регулирует его рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  и цели государственного регулирования  экономики

 

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

  • на прямые (или дирижистские);
  • косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех  или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

  • административно-правовые инструменты;
  • финансовая (налоговая) система;
  • кредитно-денежная система государства;
  • государственная собственность;
  • государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования  экономики, имеющими внутриэкономическую  направленность, существует арсенал  средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние  на внешнеэкономические связи: изменение  учетной ставки, налогообложения; новые  льготы и субсидии на инвестиции в  основной капитал; и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Суть кейнсианской модели государственного регулирования:

 

Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Кейнсианство возникло в тридцатые годы XX века, как ответ на нужды Большой депрессии. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко  обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства  и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается  в условиях действия конкурентного  рыночного механизма. Цель государства  в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия  его свободного функционирования: конкуренция  должна обеспечиваться везде, где возможно.

Государство, пользуясь своим монопольным  положением на денежном рынке и правом его регулирования, систематически и преднамеренно нарушает равновесие денежного рынка с целью изменить норму процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений, помочь установлению других макроэкономических пропорций. Именно такую денежную политику обычно называют кейнсианской.

С течением времени кейнсианская денежная политика превратилась в один из наиболее распространенных способов государственного воздействия на экономику. Трудно назвать страну с развитым рыночным хозяйством, где сумели бы обойтись без того или иного варианта денежного регулирования процентных ставок. Правда, довольно скоро обнаружилось, что оно противоречиво. С одной стороны, как и предполагалось в теории, последовательные денежные вливания часто оборачивались удешевлением кредита, происходило хотя и непродолжительное, но увеличение капиталовложений и производства, снижение безработицы. С другой стороны, этот результат достигался все более дорогой ценой: в экономике разворачивался процесс инфляции, что ставило под сомнение высокую активность государства в сфере денежного обращения. Хозяйственная практика поставила экономистов и политиков перед необходимостью выработать правила поведения государства на денежном рынке, которые позволили бы сохранить регулирующую функцию денежной политики, но сделать ее неинфляционной.

По теории Кейнса, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального  дохода, перераспределяемая через  госбюджет;

- создание обширной зоны государственного  предпринимательства на основе  образования государственных и  смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых  и кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста и высокого уровня  занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. Кейнсианство стало несостоятельным в предотвращении экономических кризисов в государстве.

Некоторые положения кейнсианской теории были пересмотрены и развиты в работах представителей неокейнсианства, одни из которых (левые кейнсианцы) связывают достижения эффективного спроса с проведением отдельных прогрессивных социальных мероприятий, другие ограничиваются анализом технико-экономических факторов экономического роста.

Джон Мейнард Кейнс стал основоположником кейнсианства. Кейнсианство акцентирует внимание на анализе макроэкономических величин (национальный доход, капитальные вложения, занятость, потребление, сбережения и др.). Предмет исследования кейнсианства - количественные закономерности в соотношении этих величин. Основные цели кейнсианства - поддержание эффективного спроса и полной занятости. Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государства, в том числе, милитаризацию экономики, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение заработной платы рабочим и другое.

Выводы

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории - макроэкономики. По этому, имя английского ученого Джона Мейнарда Кейнса необходимо помнить и обязательно рассматривать его идеи как наследие нынешним поколениям в помощь к проведению государственных экономических политик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения

 

В 70-е г. экономика западных стран  столкнулась не только с глубокими  циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с  рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-

финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в серьезной структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования.

Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих направлений являются американские экономисты М. Фридмен (монетаризм), А. Лаффер и Дж. Гилдер (концепция экономики предложения), Дж. Мут, Р. Лукас и Л. Реппинг (теория рациональных ожиданий).

Итак, как было отмечено выше, к  концу 70-х гг. регулирование воспроизводства путем формирования эффективного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо:

а) воссоздать классический механизм накопления;

б) возродить рыночный механизм, свободу  частного предпринимательства.

Общей теоретической предпосылкой макроэкономического моделирования  является понятие равновесной экономики. Стремление к равновесию имманентно биологическим, естественным и общественным системам. Что касается схем экономического равновесия, то представляется полезным назвать два переведенных на русский  язык и адаптированных издания «Математическая  экономика» К. Ланкастера и «Равновесие и экономический рост» Л. Столерю. Эти работы содержат развернутый анализ «общего равновесия» Л Вальраса, моделей В.В. Леонтьева и Р. Солоу, К. Эрроу-Дебре, Р. Маккензи и Дж.Ф. Неймана.

Основным регулирующим фактором экономического роста являются инвестиции. В момент осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующем увеличивают  совокупное предложение. Л. Столерю писал в работе «Равновесие и экономический рост»: «Осознание той истины, что недостаточно желать, чтобы иметь; что невозможно работать в два раза больше и зарабатывать в два раза выше, или, вернее, невозможно для всех сразу. Но как бы ни были ограничены экономические ресурсы, всегда есть возможность использования их наилучшим образом. Ключевое понятие в экономике — оптимум».

Информация о работе Какова роль государства в рыночной экономике