Какова роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Основная роль государства в современной рыночной экономике заключается в регулировании бюджета и финансовой системы. Государство собирает налоги с предпринимателей и планирует государственный бюджет, который необходим для финансирования таких важных сфер экономики как здравоохранение, выплата пенсий и пособий, образование, оборона, судебная и пенитенциарная системы. Налоги являются важнейшим источником доходов государства в большинстве стран с рыночной экономикой. Поэтому эффективность сбора налогов и перераспределения бюджетных средств предопределяет уровень благосостояния народа, и в особенности малоимущего и нетрудоспособного населения.

Файлы: 1 файл

Какова роль государства в рыночной экономике.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина  останется некорректной, если мы не учтем следующие обстоятельства:

• амортизационные фонды предприятий  были использованы на 40-45%;

• из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;

• небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);

• согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.6

Экономический рост действительно  можно рассматривать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с теорией экономики предложения необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию  значительной части прибыли у  корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция затрудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подоходные налоги), в условиях которой поддержание расширенного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обеспечивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало проведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.

Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают  доходы госбюджета и увеличивают  его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным является следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса, осуществления широких социальных программ.

В контексте облегчения текущих  бюджетных проблем можно отчасти  рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

Вместе с тем приватизация государственной  собственности в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия рыночной экономная и повышение эффективности производства. В действительности одна из особенностей государственных форм   хозяйствования состоит в более низкой эффективности по сравнению с частным сектором. Причем это характерно для большинства отраслей и стран. Так, например, дотации в США для поддержания жизнеспособности государственных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложилось тяжелым бременем на госбюджет.

И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляемым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономической деятельности, т.е. реализация политики дерегулирования. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегулирования, включают либерализацию антитрестовского законодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспортных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

Таковы основные черты неоконсервативной модели государственного регулирования, пришедшей на смену ортодоксальным рецептам кейнсианства. Как видно из вышеизложенного, государство не отказывается от регулирующих функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория  рациональных ожиданий

 

Теория рациональных ожиданий – одна из популярных в настоящее время концепций, согласно которой экономическая политика правительства оказывается малоэффективной, поскольку фирмы и домашние хозяйства оперативно реагируют на действия «верхов», сообразуясь с собственной выгодой. Используя имеющуюся информацию, «рациональные» экономические агенты действуют вопреки расчетам правительства.

В отличие от монетаристов теоретики «рациональных ожиданий» считают, что просчеты в экономической политике обусловливаются  не ошибками разработчиков и политиков, а непредвиденной реакцией фирм и потребителей на принимаемые решения. Практическое значение данной концепции состоит в том, что она нацеливает на обстоятельное изучение психологии и поведения людей, на достижение более органичной связи между макроуправлением и микроэкономикой.

 

Теория рациональных ожиданий - это теория, рассматривающая реакцию  участников экономической деятельности на изменения конъюнктуры, на меры экономической  политики. В отличие от адаптивных рациональные ожидания опираются не только на опыт прошлого, но и на прогнозирование, оценку предстоящих событий.

Сторонники этой теории исходят  из того, что "экономические субъекты" не склонны пассивно ожидать изменений  экономического курса. Опираясь на обширную информацию, они предугадывают вероятные  последствия денежно-кредитной и  финансово-бюджетной политики; принимают  рациональные решения, способные уравновесить действия государственных структур. Предприниматели и население  не просто экстраполируют процессы и  тенденции, а стремятся постичь  существо и логику тех, кто осуществляет регулирование экономики.

Сторонники теории рациональных ожиданий придерживаются взглядов, во многом сходных с концепцией монетаристов. Вмешательство государства в экономическую жизнь считают неприемлемым не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане. По их мнению, крупные фирмы располагают достаточно полной информацией и быстро реагируют на принимаемые "сверху" решения. Фирмы способны не только прогнозировать "экономическую погоду", но и предвидеть вероятные действия правящих кругов. Денежная "подкачка" спроса приводит не к росту производства, а к инфляционному всплеску цен.

Как и М. Фридмен, Роберт Лукас (один из ведущих теоретиков "рациональный ожиданий", лауреат Нобелевской премии, 1995 г.) и его сторонники исходят из того, что рыночная экономика сама способна восстанавливать нарушенное равновесие. Цены достаточно гибки и подвижны. Их колебания происходят на уровне фирм. На макроуровне цены выравниваются. Вмешательство государства лишь нарушает процесс рыночного саморегулирования.

Чтобы обеспечить адекватную реакцию экономических агентов  к переменам экономической политики, необходимо, чтобы они были заранее  уведомлены об этих переменах и доверяли прогнозам и оценкам государственных  структур.

Проблема учета "рациональных ожиданий" - это проблема действенности  экономической политики, ее способность  влиять на ход экономических событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как экономическое понятие протекционизм в предельно обобщенном виде означает защиту национальных производителей и вытеснение импортной продукции. Более конкретно под ним понимается и модель экономического роста и построенная на этой модели политика внешней торговли.

 

ФРИТРЕДЕРСТВО - направление в экономической теории и политике, основные принципы которого - требование свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. Возникло в Великобритании в последней трети 18 в.

 

Невидимая рука - по А.Смиту - объективный способ, которым рыночный механизм координирует решения покупателей и продавцов.  
При падении популярности товара снижение спроса приводит к падению цены, в результате чего производители начинают терпеть убытки, объемы производства такого товара падают, падают и объемы задействованных для его изготовления ресурсов.  
При повышением спроса процесс разворачивается в обратном направлении.  
Сигнальная функция прибыли незаметно, но надежно обеспечивает такое распределение ресурсов, которое уравновешивает спрос и предложение.

Невидимая рука - термин, ведущий свое происхождение от Адама Смита и означающий рыночный механизм саморегулирования экономики. Согласно утверждению А. Смита, в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются как бы невидимой рукой рынка и их действия поневоле обеспечивают осуществление интересов других люден и общества в целом.

 

Государственное регулирование  экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Прямое регулирование  цен – административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

 

Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Оно осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот. 

 

К административным методам регулирования относятся разнообразные меры контроля над доходами, ценами, учетными ставками, квотирование, лицензирование и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а осуществляются на основе законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

 

Государственный заказ (сокращенно «госзаказ») – это размещение заказов для государственных нужд на поставку товаров, работ или услуг. Госзаказ делается государственными, муниципальными и бюджетными организациями, имеющими статус Госзаказчика. Для обеспечения «открытости» торгов существует официальный сайт госзаказа. Заказчиков, размещающих государственный заказ на закупку продукции для федеральных нужд, утверждает Правительство РФ.

 

 

 Правовое поле – это создание в России системы законов, обеспечивающих ведение здорового образа жизни каждым гражданином страны, и создание ответственности за невыполнение этих законов, гражданами и чиновниками снизу доверху. 

 

Монетаризм – это  одно из направлений неолиберализма, возникшее в США в рамках Чикагской школы. Это учение отводило деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания монетаристов находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Таргетирование - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Способы Т. различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов, в каком виде устанавливаются целевые ориентиры — в виде «вилки» («коридора») или определенной контрольной цифры.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам.


Информация о работе Какова роль государства в рыночной экономике