Камеральные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:05, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть организацию и проведение камеральных налоговых проверок.
Задачи: рассмотреть правовые основы проведения камеральных налоговых проверок и практику проведения камеральных налоговых проверок.

Файлы: 1 файл

налог.контроль.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

 

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством  о налогах и сборах сроками  сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

 

Основная цель камеральной  проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений.

 

Камеральная проверка проводится на основе налоговой декларации (расчета). Но налоговый орган может использовать и другие документы о деятельности налогоплательщика (например, информацию контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов).

Статья 88 НК РФ дополнена  п. 9.1. Так, если до окончания камеральной  проверки налогоплательщик в соответствии со ст. 81 НК РФ представил уточненную налоговую  декларацию (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая  камеральная налоговая проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее  поданной декларации (расчета). Причем документы (сведения), полученные налоговым  органом в рамках прекращенной камеральной  налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

 

Важность данной темы заключается  в том, что именно камеральные  налоговые проверки становятся тем  звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность  своей работы, а главное увеличить  доходы в бюджеты государства.

 

Цель данной курсовой работы - рассмотреть организацию и проведение камеральных налоговых проверок.

 

Задачи: рассмотреть правовые основы проведения камеральных налоговых  проверок и практику проведения камеральных  налоговых проверок.

 

 

 

1. Общая характеристика камеральной налоговой проверки, ее основных этапов

 

1. Камеральная налоговая  проверка проводится по месту  нахождения налогового органа  на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных  налогоплательщиком, а также других  документов о деятельности налогоплательщика,  имеющихся у налогового органа.

 

2. Камеральная налоговая  проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового  органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

 

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

 

4. Налогоплательщик, представляющий  в налоговый орган пояснения  относительно выявленных ошибок  в налоговой декларации (расчете)  и (или) противоречий между  сведениями, содержащимися в представленных  документах, вправе дополнительно  представить в налоговый орган  выписки из регистров налогового  и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие  достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет).

 

5. Лицо, проводящее камеральную  налоговую проверку, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком  пояснения и документы. Если  после рассмотрения представленных  пояснений и документов либо  при отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт  совершения налогового правонарушения  или иного нарушения законодательства  о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны  составить акт проверки в порядке,  предусмотренном статьей 100 настоящего  Кодекса.

 

6. При проведении камеральных  налоговых проверок налоговые  органы вправе также истребовать  в установленном порядке у  налогоплательщиков, использующих  налоговые льготы, документы, подтверждающие  право этих налогоплательщиков  на эти налоговые льготы.

 

7. При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый  орган не вправе истребовать  у налогоплательщика дополнительные  сведения и документы, если  иное не предусмотрено настоящей  статьей или если представление  таких документов вместе с  налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

 

8. При подаче налоговой  декларации по налогу на добавленную  стоимость, в которой заявлено  право на возмещение налога, камеральная  налоговая проверка проводится  с учетом особенностей, предусмотренных  настоящим пунктом, на основе  налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком  в соответствии с настоящим  Кодексом.

 

Налоговый орган вправе истребовать  у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность  применения налоговых вычетов.

 

9. При проведении камеральной  налоговой проверки по налогам,  связанным с использованием природных  ресурсов, налоговые органы вправе  помимо документов, указанных в  пункте 1 настоящей статьи, истребовать  у налогоплательщика иные документы,  являющиеся основанием для исчисления  и уплаты таких налогов.

 

9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

 

10. Правила, предусмотренные  настоящей статьей, распространяются  также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное  не предусмотрено настоящим Кодексом [1, стр. 179-180].

 

 

 

 

 

 

2. Начало камеральной проверки

 

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев.

До 1 января 2009 г. этот срок начинался  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и  документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться  к налоговой декларации (расчету). Согласно новой редакции п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка начинается с момента представления налоговой  декларации (расчета). При этом случаи истребования пояснений и документов в ходе проведения ее проверки, предусмотренные  в ст. 88 НК РФ, сохранены.

 

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.

Кодексом установлено, что  камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и  документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к  налоговой декларации (расчету).

По общему порядку, установленному п. 3 ст. 80 налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган  по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой  декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить  в налоговый орган указанные  документы в электронном виде. Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый  орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правила проведения камеральной проверки

 

 

Камеральная проверка осуществляется без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа. Она  проводится в течение трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и  документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны подаваться вместе с ней. Заметим, что три  месяца - это общий срок проведения проверки, но в виде исключения законом  может быть установлен и иной срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

 

Из Кодекса следует, что  камеральная проверка может проводиться  только после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Именно этим моментом и определяется начало камеральной проверки.

 

Налогоплательщик специально не информируется о проведении камеральной  налоговой проверки. Камеральная  проверка - это прямая обязанность  налогового органа, поэтому ей должен подвергаться каждый налогоплательщик при сдаче налоговой отчетности.

 

В ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет, прежде всего, подана ли налоговая отчетность в установленный срок. Если оказывается, что налоговая декларация представлена позже, чем установлено законом, то налогоплательщик привлекается к  ответственности по ст. 119 НК РФ.

 

Далее налоговый орган  проверяет содержание представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и прилагающихся к ним документов. Налоговые декларации (расчеты) сопоставляются с иными документами, касающимися деятельности налогоплательщика, которые имеются в распоряжении налогового органа.

 

Если камеральной проверкой  выявлены ошибки в заполнении налоговой  декларации (расчета) или противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах и имеющимися у налогового органа, то налогоплательщик должен быть об этом извещен. Информация о наличии ошибок и (или) противоречий должна сопровождаться требованием  о предоставлении необходимых пояснений  или внесении соответствующих исправлений  в течение пяти дней. Нарушение  налоговиками данной обязанности может  быть основанием для освобождения налогоплательщика  в последующем от налоговой ответственности.

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить  в налоговый орган выписки  из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ) [1].

Редакция ст. 88 НК РФ более  детально регламентирует отношения  по предоставлению пояснений. Теперь прямо  указано, что налоговый орган  обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и  документы.

 

 

4. Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки

 

 

Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме  налогового контроля, так как является менее трудоемкой, чем, например, выездная проверка, а также позволяет выявить  налоговые правонарушения на их начальной  стадии, предупредить их совершение и  обеспечить неотвратимость наступления  налоговой ответственности. Кроме  того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более  детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно  совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных  проверок остаются нерешенными.

 

Являясь наиболее эффективным  методом налогового контроля, камеральная  налоговая проверка представляет собой  форму оперативного реагирования, направленную в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной  стадии.

 

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления  мероприятий камеральной налоговой  проверки, далека от совершенства. В  последние годы законодательство о  налогах и сборах подверглось  существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового  и организационного обеспечения  камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует  как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

 

В настоящее время камеральные  проверки остаются одним из основных инструментов пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе таких проверок ошибки в  налоговых декларациях в части  обоснования льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС  по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а  по объему и составу проверяемых  документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

Информация о работе Камеральные налоговые проверки