Капитал предприятия торговли. Оптимизация структуры капитала. Методы оценки стоимости капитала торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 07:40, реферат

Описание работы

В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности. Оценка структуры источников средств предприятия проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние пользователи (банки, инвесторы, кредиторы) оценивают изменение доли собственных средств предприятия в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок.

Содержание работы

Введение
Капитал предприятия торговли
Оптимизация структуры капитала торгового предприятия
Методы оценки стоимости капитала торгового предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике торговли.docx

— 95.78 Кб (Скачать файл)

      4. Снижение уровня финансовой устойчивости  предприятия, а соответственно  возрастание риска его банкротства. [8, стр.94-101]

      Таким образом, торговое предприятие, использующее заемный капитал, имеет более  высокий потенциал своего развития и возможности прироста рентабельности собственного капитала, однако снижает  свою финансовую устойчивость.

2. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

      С формированием капитала торгового  предприятия связано понятие  его финансовой структуры. Финансовая структура капитала представляет собой  соотношение собственного и заемного капитала, используемого торговым предприятием в процессе своей хозяйственной  деятельности.

      Показатель  финансовой структуры капитала определяет многие аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия и существенным образом влияет на ее результаты. Он оказывает влияние на уровень  рентабельности активов и собственного капитала, уровень издержек обращения, уровень финансовой устойчивости и  платежеспособности предприятия, уровень  хозяйственных рисков и в конечном счете - на эффективность торгового менеджмента в целом. Поэтому, формированию оптимальной структуры капитала на каждом торговом предприятии должно быть уделено серьезное внимание.

      Процесс оптимизации финансовой структуры  капитала торгового предприятия  осуществляется по следующим основным этапам (рис. 2.1): 
 

Основные этапы  процесса оптимизации структуры капитала предприятия

1. Анализ капитала  предприятия.

2. Определение  общей потребности в капитале.

3. Оптимизация  структуры капитала по критерию  политики финансирования активов.

4. Оптимизация  структуры капитала по критерию  его стоимости.

5. Оптимизация  структуры капитала по критерию  эффективности его использования.

 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 - Основные этапы процесса оптимизации структуры капитала предприятия

      1. Анализ капитала предприятия. Основной целью этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

      На  первой стадии анализа рассматривается  динамика общего объема и основных составных частей капитала в сопоставлении  с динамикой объема реализации товаров; определяются соотношение собственного и заемного капитала и его тенденции: в составе заемного капитала изучается  соотношение долго - и краткосрочных  финансовых обязательств; определяется размер просроченных финансовых обязательств и выясняются причины просрочки.

      На  второй стадии анализа рассматривается  финансовая устойчивость предприятия, определяемая структурой его капитала.

      На  третьей стадии анализа оценивается  эффективность использования капитала в целом и отдельных его  составных частей. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и  рассматриваются следующие основные показатели:

      а) период оборота капитала.

      б) уровень рентабельности всего используемого  капитала.

      в) уровень рентабельности собственного капитала.

      г) капиталоотдача.

      д) капиталоемкость товарооборота.

      Характер  изменения указанных показателей  в динамике позволяет оценить  тенденции эффективности использования  капитала предприятия в предплановом периоде.

      2. Определение общей потребности в капитале. Общая потребность в капитале торгового предприятия основывается на определении плановой суммы его оборотных и внеоборотных активов. Сумма этих активов будет представлять общую потребность торгового предприятия в капитале в плановом периоде.

      3. Оптимизация структуры капитала по критерию политики финансирования активов. Этот способ оптимизации структуры капитала связан с процессом дифференцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях все активы торгового предприятия подразделяются на такие три группы:

      а) Внеоборотные активы.

      б) Постоянная часть оборотных активов.

      в) Переменная часть оборотных активов.

      Существует  три принципиальных подхода к  финансированию различных групп  активов торгового предприятия:

      а) Консервативный подход к финансированию активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться внеоборотные активы, постоянная часть оборотных  активов и половина переменной части  оборотных активов. Вторая половина переменной части оборотных активов  должна финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала.

      б) Умеренный подход к финансированию активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться внеоборотные активы и постоянная часть оборотных  активов, в то время как за счет краткосрочного заемного капитала - весь объем переменной части оборотных  активов.

      в) Агрессивный подход к финансированию активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться только внеоборотные активы, в то время  как все оборотные активы должны финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала (по принципу: текущие  активы должны покрываться текущими обязательствами).

      В зависимости от своего отношения  к финансовым рискам владельцы или  менеджеры торгового предприятия  избирают один из рассмотренных вариантов  финансирования активов.

      4. Оптимизация структуры капитала по критерию его стоимости. Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую торговое предприятие платит за его привлечение из различных источников.

      Капитал торгового предприятия формируется  за счет разных источников. Соответственно дифференцируется и стоимость его  привлечения из отдельных источников. Так, стоимость привлечения капитала за счет собственных внутренних источников оценивается отношением суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала в процентах; стоимость привлечения капитала за счет собственных внешних источников - отношением суммы выплат доходов (дивидендов, процентов) к сумме вложенного капитала в процентах; стоимость привлечения финансового кредита - размером процентов за кредит; стоимость привлечения товарного кредита - размером ценовой скидки в процентах при поставках товаров с немедленным расчетом; стоимость привлечения устойчивых пассивов приравнена к нулю.

      В процессе оптимизации структуры  капитала по этому критерию исходят  из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала торгового предприятия.

      5. Оптимизация структуры капитала по критерию эффективности его использования. В качестве показателя этой эффективности принимается уровень рентабельности собственного капитала.

      С учетом рассмотренных критериев  оптимизации формируется окончательный  вариант финансовой структуры капитала торгового предприятия в предстоящем  периоде. 

3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

      Решение теоретических проблем оценки капитала и имущества предприятия является актуальным не только для сугубо научных  целей, но и для практики, поскольку  от степени обоснованности суждений по этим вопросам во многом зависит  полнота и объективность реализации материальных интересов отдельных  субъектов имущественных отношений, а именно: собственников, покупателей, продавцов, инвесторов и др., а также  самих предприятий. При этом важно отметить, что роль и значение оценки, методы ее проведения на различных этапах существования предприятия имеют свои специфические особенности.

      В мировой практике используется множество  различных подходов к оценке стоимости  предприятий, их активов, бизнеса в  целом. Вопросы использования методов оценки имущества предприятий заслуживают определенного внимания. Существующие ныне за рубежом и в нашей стране методы оценки имущества предприятий можно вместить в рамки более или менее объемных классификаций. В основе этих классификаций, как правило, находятся: методологические, экономические, рыночные, временные, имущественные и другие признаки. Ниже рассмотрим наиболее часто встречающиеся подходы к вопросам применения методов оценки у зарубежных и отечественных специалистов.

      Теоретические исследования и обобщение практики работ по проведению оценки имущества  дает основание классифицировать методы оценки с более широких позиций, а именно (рисунок 3.1)[5]:

  • по отношению ко времени ее проведения;
  • по отношению к потребителям оценочной информации;
  • по отношению к процессу функционирования капитала.

Основные  методологические подходы, используемы в  оценке имущества

Во временном  аспекте

По отношению  к процессу функционирования капитала

По отношению  к потребителям оценочной информации

  • Методы основанные на исторической оценке;
  • Методы основанные на текущей оценке;
  • Методы оценки будущей стоимости.
  • Методы внутренней оценки;
  • Методы внешней оценки.
  • Методы оценки материального капитала;
  • Методы оценки нематериального капитала;
  • Методы оценки финансового капитала.
 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Рисунок 3.1. - Классификация методов оценки капитала предприятия

     Вместе  с тем, исходя из вышеприведенной  схемы и принимая во внимание все  многообразие других встречающихся  в научной литературе видов и  методов оценки, есть достаточные  основания считать, что все они  зародились и получили свое развитие на базе трех основных видов оценки: учетных (бухгалтерских); финансовых (бюджетных) и рыночных (маркетинговых) методов.

     Ниже  рассмотрим более подробно, что представляют собой методы, включенные в каждую из указанных выше групп.

     В учетных методах, как правило, используется историческая и текущая оценка стоимости капитала предприятия посредством исчисления: себестоимости; остаточной стоимости; восстановительной стоимости; текущей рыночной стоимости; ликвидационной стоимости.

     Маркетинговые (рыночные) методы оценки стоимости чаще всего используют понятия текущей и будущей стоимости объекта. Они основываются на использовании: метода рынка капитала; метода анализа продаж (сделок); метода отраслевых коэффициентов.

     Финансовые  методы оценки в основном ориентируются на определение будущей стоимости имущества и включают в себя: методы капитализации доходов; методы дисконтирования денежных потоков.

     В зависимости от используемой информационной базы различные направления в  определении стоимости предприятия  можно классифицировать как это показано в таблице 1.

     Таблица 1. - Методы оценки рыночной стоимости  предприятия 

     Подход       Метод
     1      2
     Подход с точки  зрения активов (имущественный подход)       
     Метод чистой балансовой стоимости материальных активов 
     Метод чистой рыночной стоимости материальных активов 
     Метод оценки стоимости воссоздания 
     Метод оценки ликвидационной стоимости 
     Подход с точки  зрения анализа рыночных данных или  методом компании-аналога (рыночный, сравнительный подход)       
     Метод рынка капитала
     Метод сделок (продаж)
     Метод отраслевых коэффициентов 
     Подход с точки  зрения "потока наличности" (доходный подход)       
     Метод капитализации нормализованного дохода
     Метод дисконтирования будущих денежных потоков 

Информация о работе Капитал предприятия торговли. Оптимизация структуры капитала. Методы оценки стоимости капитала торгового предприятия