Капитал предприятия торговли. Оптимизация структуры капитала. Методы оценки стоимости капитала торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 07:40, реферат

Описание работы

В современных условиях структура капитала является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия - его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность деятельности. Оценка структуры источников средств предприятия проводится как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской информации. Внешние пользователи (банки, инвесторы, кредиторы) оценивают изменение доли собственных средств предприятия в общей сумме источников средств с точки зрения финансового риска при заключении сделок.

Содержание работы

Введение
Капитал предприятия торговли
Оптимизация структуры капитала торгового предприятия
Методы оценки стоимости капитала торгового предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике торговли.docx

— 95.78 Кб (Скачать файл)
 

     Подход  с точки зрения активов или имущественный  подход, или поход с точки зрения накопления активов включает несколько так называемых балансовых методов: метод чистой балансовой стоимости материальных активов, метод чистой рыночной стоимости материальных активов, метод оценки стоимости воссоздания, метод оценки ликвидационной стоимости. Все виды балансовых методов "отталкиваются" от фактической бухгалтерской отчетности.

     Все балансовые методы предполагают, что собственный капитал, представленный в балансе, определяется как разница между всеми активами предприятия и всеми пассивами (обязательствами). Этот показатель можно назвать балансовой стоимостью собственного капитала предприятия. Применение метода чистой балансовой стоимости материальных активов предполагает, что из балансовой стоимости предприятия будет вычтена стоимость нематериальных активов по оценке, зафиксированной в бухгалтерской отчетности, и затем будут осуществлены вышеуказанные процедуры. К недостаткам этого метода относят то, что он не отражает реальной рыночной стоимости материальных активов, не учитывает нематериальных активов к достоинствам - простота, поскольку практически сразу получается готовый показатель, понятность для большинства пользователей[6].  
Применение метода чистой рыночной стоимости материальных активов предполагает корректировку материальных активов на отражение рыночных показателей стоимости. В первую очередь корректировка должна быть осуществлена на учет влияния инфляции[7], кроме того, необходимо учесть и специальные рыночные корректировки. Последние осуществляются с привлечением специалистов товарных рынков (биржевые и внебиржевые брокеры, специалисты оптовой торговли)[8]. Скорректированная балансовая стоимость материальных активов гораздо предпочтительнее балансовой стоимости, определенной на основе бухгалтерской документации. Использование указанных двух популярных методов "наиболее целесообразно для оценки предприятий, обладающих значительными материальными и/или финансовыми активами или в случае невозможности достаточно точного определения прибыли в будущем"[9].

     Применение  метода оценки стоимости замещения оценивает предприятие исходя из наличия объекта - бизнеса аналогичной полезности; метод оценки стоимости воссоздания позволяет оценить предприятие из затрат на его полное восстановление; оба метода предполагают рыночную оценку активов. Стоимость восстановления определяется как стоимость создания точной копии оцениваемого сооружения с использованием тех же материалов и спецификаций, но по текущим ценам. Стоимость замещения определяется как стоимость строительства на этом же участке современного сооружения эквивалентной полезности с использованием текущих стандартов, материалов, дизайна и текущих цен. Существенный недостаток этих методов - они не учитывают доходность бизнеса.  
Применение метода оценки ликвидационной стоимости оправдано в случае ликвидации предприятия (бизнеса). Предприятие прекращает свои операции, распродает активы, погашает свои обязательства. Ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия, раздельной распродаже его активов и после расчетов со всеми кредиторами. Ликвидационная стоимость может быть определена и для действующего предприятия как нижний уровень оценки стоимости бизнеса. Хотя большинство оценщиков считает некорректным сам факт расчета ликвидационной стоимости для действующего предприятия - предположение о ликвидации предприятия вносит сомнение в результаты оценки стоимости бизнеса, определенных другими методами.

     Сравнительный подход, именуемый также подходом с точки зрения анализа рыночных данных или методом компании-аналога или просто рыночным подходом, включает методы рынка капитала, метод сделок (продаж) и метод отраслевых коэффициентов.

     Метод рынка капитала предполагает определение стоимости оцениваемого предприятия с помощью различных мультипликаторов. К последним относятся специальные соотношения рыночной цены акции предприятия к чистой прибыли или к текущему денежному потоку, к балансовой стоимости материальных активов, к чистому денежному потоку, к выручке от реализации, к собственному капиталу. Основные вопросы, возникающие при применении этого метода: акции компании-аналога должны свободно котироваться на рынке; на фондовом рынке (рынке капитала), как правило, обращаются неконтрольные пакеты акций, как быть, если необходимо оценить контрольный пакет; можно ли использовать соотношения-мультипликаторы, зная, что котировка акций на рынке неустойчива? Несмотря на все эти сложные вопросы, данный метод широко используется в практике оценки бизнеса за рубежом.

     К недостаткам метода относят, также, сложные вопросы сопоставимости оцениваемых предприятий-аналогов, трудности применения мультипликаторов к компаниям закрытого типа[11]. В то же время, у данного метода серьезное достоинство - простота.

     Метод сделок (продаж) позволяет определить стоимость многих активов предприятия. Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании представляет собой скорректированную стоимость, скорректированную продажную цену аналогичного предприятия. Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам. Использование данного метода ограничено скудностью и ненадежностью данных о сопоставимых продажах.

     Метод отраслевых коэффициентов называют также методом отраслевых соотношений или правилом "золотого сечения". Этот метод предполагает наличие отраслевых, достаточно стабильных, мультипликаторов. В условиях развитой экономики, данные о специальных соотношениях для различных отраслей аккумулируются в торговых ассоциациях, непосредственно у владельцев предприятий, они регулярно публикуются в специальных изданиях.

     Подход  с точки зрения "потока наличности", или доходный подход включает два основных метода: капитализации нормализованного дохода, дисконтирования будущих денежных потоков и их разновидности

     Метод капитализации чистого  дохода определяет поток дохода и преобразует его в текущую стоимость путем применения нормы капитализации (коэффициента капитализации): стоимость = чистый доход/коэффициент капитализации.  
Как правило, под чистым доходом подразумевают прибыль предприятия, причем лучше всего использовать среднегодовое значение прибыли за последние годы и до вычета налогов[12]. Важным условием использования данного метода является применение процедуры нормализации прибыли, которая предполагает исключение, в первую очередь, единовременных расходов и доходов. Значение прибыли должно быть характерно для нормально действующего бизнеса.

     Коэффициент капитализации не менее важен  при использовании этого метода. Коэффициент капитализации называют ставкой, которая, будучи отнесенной к  текущим доходам дает оценочную  стоимость[13], или же "представляет собой такую величину, что частное от деления прибыли на нее равно капиталу, который дает норму прибыли, определяемую ставкой капитализации"[14]. Коэффициент капитализации должен отражать текущую ситуацию на рынке, т. е. он должен быть получен из рыночных данных для альтернативных инвестиций. Метод капитализации используют, обычно, если ожидается, что будущие чистые доходы будут равны (приблизительно) текущим или, если темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми, доход должен быть значительной положительной величиной, а в активах предприятия преобладает быстроизнашивающиеся оборудование.

     К недостаткам данного метода можно  отнести "ограничение зоны использования" - т.е. невозможность его применения для любого предприятия, а также  проблемы получения данных для сравнительного анализа, определения прибыли и  ставки капитализации. Несмотря на значительные ограничения "метод капитализации  чистой прибыли отражает фактическое состояние рынка и позволяет корректировать данные применительно к конкретной ситуации"[15].

     Метод дисконтирования  будущих доходов получил широкое распространение в зарубежной практике оценки. Экономический смысл дисконтирования денежных потоков иногда трактуют как приведение их к определенному моменту времени - на дату оценки. Прагматичная точка зрения на понимание смысла дисконтирования денежных потоков рассматривает любое предприятие как инвестиционный проект и, соответственно, его стоимость как чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта (NPV)[16].

     На  основе проведенного выше сравнения  можно сделать вывод о том, что для оценки капитала предприятия, как основополагающей категории  бизнеса, необходимо применять разносторонние подходы к оценке капитала предприятия  в зависимости от целей, задач, информационных возможностей оценки, в том числе:

  • по себестоимости - для источников образования капитала;
  • по текущей стоимости - для активов, функционирующего капитала;
  • по будущей стоимости - для затрат, доходов и составления прогнозов стоимости капитала.

     Каждый  из подходов, применяемых в современной  теории оценки, обладает как некоторыми преимуществами, так и определенными  недостатками. В этой связи следует  констатировать, что в современной  теории оценок преобладают группировки  методов оценки по формальным признакам, но недостаточное внимание уделяется  методам оценки по временному признаку, который является важным критерием  в определении изменений стоимости  и цены объекта, находящегося в процессе перенесения своей стоимости  на товар, т.е. функционирующего капитала.

     Оценка  капитала предприятия как один из компонентов комплексной оценки бизнеса, должна базироваться на определении  исторической стоимости капитала, учете  его текущей (рыночной) и оценке будущей  стоимости капитала. При этом в  качестве инструмента при проведении оценки необходимо применять не узконаправленные технические подходы биржевого  анализа, а весь арсенал фундаментальных  методов финансового анализа  с учетом влияния факторов внутреннего  и внешнего порядка, с определением временной стоимости капитала и  изучением степени риска.  
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Формирование  активов торгового предприятия  осуществляется за счет инвестируемого в них капитала. Инвестированный  капитал представляет собой финансовые средства предприятия, направленные на формирование его активов. В зависимости от принадлежности финансовых средств выделяют собственный и заемный капитал.

      С формированием капитала торгового  предприятия связано понятие  его финансовой структуры. Финансовая структура капитала представляет собой  соотношение собственного и заемного капитала, используемого торговым предприятием в процессе своей хозяйственной  деятельности.

      Показатель  финансовой структуры капитала определяет многие аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия и существенным образом влияет на ее результаты. Он оказывает влияние на уровень  рентабельности активов и собственного капитала, уровень издержек обращения, уровень финансовой устойчивости и  платежеспособности предприятия, уровень  хозяйственных рисков и в конечном счете - на эффективность торгового менеджмента в целом. Поэтому, формированию оптимальной структуры капитала на каждом торговом предприятии должно быть уделено серьезное внимание.

      Очевидно, что структура капитала определяет его цену, поэтому правильность формирования структурных показателей капитала предприятия является необходимым, но не достаточным условием эффективного функционирования предприятия, поскольку предприятия, имеющие одинаковую структуру капитала, могут иметь совершенно различные финансовые результаты.

      Таким образом, для профессиональной оценки бизнеса в условиях российской экономики  необходимо взвешенное и разумное, тщательно обоснованное использование  различных методов оценки с учетом особенностей переходного периода, в котором она находится, особенностей развития рынка, особенностей российского  экономического менталитета  
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 

1. "Гражданский  кодекс РФ (часть 1)" от 30.11.1994 "51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред.  от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010)

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (части первая и вторая): По  состоянию на 15 октября 2010 года - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 752 с.

3. Федеральный  закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 27.12.2009)"Об  акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

4. Федеральный  Закон "Об основах государственного  регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 01.02.2010 г. (принят ГД ФС РФ 18.12.2009)

5. Абрютина, М.С., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие / М.С. Абрютина, В.В. Грачев, - М.: ФКБ-Пресс, 2005. - 384 с.

6. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятий: Учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 376 с.

7. Бланк, И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2005. - 496 с.

Информация о работе Капитал предприятия торговли. Оптимизация структуры капитала. Методы оценки стоимости капитала торгового предприятия