Карибский кризис: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:35, реферат

Описание работы

На выбор данной темы меня сподвигли современные отношения между странами и текущие проблемы во внешней политике главных мировых держав. Карибский кризис - это период, который можно назвать переломным. Именно тогда мир стоял на периоде новой мировой войны и последствия могли быть самыми ужасными.
Целью данного реферата считаю анализ и общие выводы по ситуации, в которой вплотную столкнулись интересы двух сверхдержав – представителей двух частей света, и никто не мог наверняка знать, чем могло закончиться это столкновение. Ведь в случае отказа обеих сторон от решения конфликта мирным путем, имела бы место ядерная война.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................3

1) Причины кризиса............................................................................................4

2) Кубинская революция.................................................................................4-5

3) Ракетные позиции США в Турции............................................................5-6

4) Тайное размещение СССР ракет на Кубе.................................................6-8

5) Обнаружение США советских ракет и планы вторжения на Кубу.......8-9

6) Первые шаги к примирению.........................................................................9

7) "Чёрная суббота" Карибского кризиса и его разрешение...............10

8) Ошибочная информация и решения во время кризиса.................11

9) Последствия возможного ядерного конфликта...................................11-13

10) Последствия Карибского кризиса............................................................13

Заключение....................................................................................................14

Список литературы и источников............................................................15

Файлы: 1 файл

Referat_Istoria - копия.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 Введение..............................................................................................................3

 

1) Причины кризиса............................................................................................4

 

2) Кубинская революция.................................................................................4-5

 

3) Ракетные позиции США в Турции............................................................5-6

 

4) Тайное размещение СССР ракет на Кубе.................................................6-8

 

5) Обнаружение США советских ракет и планы вторжения на Кубу.......8-9

 

6) Первые шаги к примирению.........................................................................9

 

7) "Чёрная суббота" Карибского кризиса и его разрешение...............10

 

8) Ошибочная информация  и решения во время кризиса.................11

 

9) Последствия возможного ядерного  конфликта...................................11-13

 

10) Последствия Карибского  кризиса............................................................13

 

Заключение....................................................................................................14

 

Список литературы и источников............................................................15

Введение

 На выбор данной темы меня сподвигли современные отношения между странами и текущие проблемы во внешней политике главных мировых держав.  Карибский кризис - это период, который можно назвать переломным. Именно тогда мир стоял на периоде новой мировой войны и последствия могли быть самыми ужасными.

Изобретение ядерного оружия, а позднее  – и средств его доставки к  цели, было, несомненно, эпохальным событием. Мощь военного потенциала сверхдержав  и их готовность эту мощь использовать породили ситуацию, при которой любой  конфликт между ними приводил бы к тотальной ядерной войне и как следствие, к возможному полному уничтожению человеческой цивилизации на Земле. Эта проблема на мой взгляд как никогда актуальна в нынешнее время. Биполярный мир, где обе стороны обладали ядерным оружием в количестве, достаточном для полного уничтожения, как главного противника, так и его соседей и союзников, дальних и близких, был в силу ряда причин структурой нестабильной. Оба полюса – СССР и США были непримиримыми врагами. Вражда их своими корнями уходит в идеологию и геополитику, и задачей–минимум каждой из сторон было если не уничтожение оппонента, то, по крайней мере, обеспечение своего военно-стратегического превосходства, территориального доминирования. В 1962 году, в беспрецедентной близости к ядерной войне, все решалось только на уровне глав государств. И именно их благоразумие спасло планету от глобальной катастрофы.

Целью данного реферата считаю анализ и общие выводы по ситуации, в  которой вплотную столкнулись интересы двух сверхдержав – представителей двух частей света, и никто не мог наверняка знать, чем могло закончиться это столкновение. Ведь в случае отказа обеих сторон от решения конфликта мирным путем, имела бы место ядерная война.

1. Причины кризиса.

Согласно официальной  советской версии кризис вызвало предшествовавшее данным событиям размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции (стране-участнице НАТО) ракет средней дальности «Юпитер», которые могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры СССР. В качестве ответной меры на эти действия Советский Союз разместил кадровые военные части и подразделения, на вооружении у которых находилось как обычное, так и атомное оружие, включая баллистические и тактические ракеты наземного базирования, на острове Куба, в непосредственной близости от побережья США. На боевом дежурстве у берегов Кубы были также размещены подводные лодки советских военно-морских сил, оснащенные ракетами и торпедами с атомными боевыми головными частями.

2. Кубинская революция.

В ходе холодной войны  противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и США, выражалось не только в прямой военной угрозе и гонке вооружений, но и в стремлении к расширению их зон влияния. Советский Союз стремился организовывать и поддерживать освободительные социалистические революции, в прозападно настроенных странах оказывалась поддержка «народно-освободительным движениям» различного толка, часто оружием и посылкой военных специалистов, инструкторов и ограниченных воинских контингентов. В случае победы «революции» страна становилась «членом социалистического лагеря», там строились военные базы и вкладывались значительные ресурсы. Помощь Советского Союза часто была безвозмездной, что вызывало дополнительные симпатии к нему со стороны беднейших стран Африки и Латинской Америки.

Н. С. Хрущёв и Джон Кеннеди

США, в свою очередь, придерживаясь аналогичной политики, также стимулировали «революции для установления демократии» и оказывали поддержку проамериканским режимам. Обычно перевес сил был на стороне США — их поддерживала Западная Европа, Турция, некоторые азиатские и африканские страны, например ЮАР.

Первоначально, после  победы революции на Кубе в 1959 году, у её лидера Фиделя Кастро не было тесных отношений с Советским Союзом. Во время своей борьбы с режимом Фульхенсио Батисты в 1950-х Кастро несколько раз обращался к Москве за военной помощью, но получал отказ. Москва скептически относилась к лидеру кубинских революционеров и к самим перспективам революции на Кубе, считая, что там слишком велико влияние США. Первый зарубежный визит после победы революции Фидель совершил в США, однако президент Эйзенхауэротказался встречаться с ним, сославшись на занятость. После этой демонстрации высокомерного отношения к Кубе Кастро проводил меры, направленные против засилья американцев. Были национализированы телефонная и электрическая компании, нефтеперегонные заводы, 36 крупнейших сахарных заводов, принадлежавших гражданам США, однако прежним владельцам были предложены соответствующие пакеты ценных бумаг. Все филиалы североамериканских банков, принадлежавших гражданам США, были также национализированы. В ответ на это США прекратили поставлять на Кубу нефть и покупать её сахар. Такие шаги поставили Кубу в очень тяжёлое положение. К тому времени кубинским правительством уже были установлены дипломатические отношения с СССР и оно обратилось к Москве за помощью. Отвечая на запрос, СССР направил танкеры с нефтью и организовал закупки кубинского сахара и сахара-сырца. На Кубу в длительные командировки выезжали специалисты различных отраслей народного хозяйства СССР для создания аналогичных отраслей, а также делопроизводства на Острове Свободы. Советские специалисты строили различные объекты, например, по спецпроекту делали паровые электростанции с котлами на топливе из отходов сахарного тростника.

Хрущёв считал защиту острова важной для международной репутации СССР и коммунистической идеологии[источник не указан 295 дней].

Хрущёв полагал, что размещение ракет на Кубе защитит остров от повторного американского вторжения, которое он считал неизбежным после  провала попытки десанта в Заливе Свиней. Существенное с военной точки зрения размещение важнейшего вида оружия на Кубе также продемонстрировало бы важность советско-кубинского альянса Фиделю Кастро, который требовал материального подтверждения советской поддержки острова

3. Ракетные позиции США в Турции.

К 1962 г. США не только увеличили  число своих военных баз по периметру границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет "Юпитер" в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность ядерных зарядов и их носителей в пользу США, так и сократить "подлетное время", являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания.

Опираясь на свое мнимое научно-техническое  превосходство, США полагали, что  отныне космические и иные технические  средства разведки надежно гарантируют  безопасность страны и поэтому решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой - оказавшейся впоследствии ложной - посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести также надо перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника.

США удалось добиться в разведывательной области крупного успеха: офицер ГРУ  полковник О. Пеньконский, пользуясь своей близостью к маршалу артиллерии С.С. Варенцову, сумел добыть и передать ЦРУ данные о ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) СССР.

Хотя Н.С. Хрущёв неоднократно заявлял  на весь мир, что мы делаем «ракеты, как сосиски» - реальное положение было иное. По данным министра обороны США Р. Макнамары, в тот период США превосходили СССР по количеству стратегических ядерных боеголовок в 17 раз.

4. Тайное размещение СССР ракет на Кубе.

Вторжение на Кубу наемников  в 1961 г. подтолкнули Кастро к более тесному сближению с Москвой. Для кубинского, и советского руководства к маю 1962 г. сложилась ситуация, во многом аналогичная периоду перед началом Великой Отечественной войны, - они знали об агрессивных планах и приготовлениях "западного соседа" и в этой связи должны были принимать соответствующие политические решения.

Стремясь добиться ядерного паритета с США, укрепить собственную безопасность и гарантировать независимость  Кубе Совет Обороны СССР принял 15 мая 1962 г. решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск (ГСВК) численностью в 51 тыс. военнослужащих (реальная численность к концу сентября составила 41 тыс. чел.). Также предполагалось развертывание на Кубе Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 (по западной терминологии "СС-4"), 24 ракеты Р-14 ("СС-5"), 6 бомбардировщиков Ил-28 и истребители прикрытия Миг-21.

Это решение, отвечало интересам обеих  сторон - Куба получала надежное прикрытие  от любой агрессии со стороны США, а Советское военное руководство  сокращало подлетное время своих  ракет до американской территории. В СССР решение о создании ГСВК принимали Н.С.Хрущев, министр обороны Р.Я.Малиновский, министр иностранных дел А.А.Громыко, заместитель председателя совета министров Д.Ф.Устинов, секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

Командующим создаваемой группировки  ГСВК был назначен командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-лейтенант И. А. Плиев, дважды Герой Советского Союза, но ранее в боевой обстановке командовавший кавалерийскими частями.

О принятом решении о  создании военной базы на Кубе не был  проинформирован даже В.Е. Семичастный, в октябре 1961 г. ставший председателем КГБ СССР. Впрочем, понимая свою недостаточную компетентность, Семичастный и не пытался вникать в драматические события, связанные с возникновением и эскалацией кризиса, предоставив полную свободу действий своему первому заместителю И. П. Ивашутину и начальнику разведки КГБ А.М. Сахаровскому – за их подписями в архивах находится большинство документов, связанных с этими событиями.

Стоит подчеркнуть, что  подобная практика заключения секретных  соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственно  в чем можно было упрекнуть  советского лидера - это в отступлении  от официально провозглашенного "ленинского принципа" внешней политики - отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправдана с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права.

В конце мая Генеральный штаб приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия "Анадырь", как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе.

Несмотря на разветвленную  разведывательную сеть, в том числе  и на Кубе, наличие американской военной базы на острове, с одной стороны, а с другой - дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы. Рассекречивание этого факта в 1962 г. повергло в шок бывшего в период Карибского кризиса министром обороны США Роберта Макнамару - настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы.

Первые эшелоны советских  войск прибыли на Кубу 26 июля и  приступили к оборудованию стартовых  позиций ракет и военных городков. Таким образом, летом-осенью 1962 года на Кубе были тайно размещены 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы.

К 19 сентября Кеннеди  получил 4 сводки оценок национальной разведки - главный информационный документ разведсообщества США для  президента и других высших должностных лиц администрации, в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы.

22 августа, когда советские  войска уже приступили к строительству  стартовых позиций на Кубе, ДФКей,  как именовали президента США американцы, одобрил эскалацию военных приготовлений по плану "Мангуста", а 21 сентября по просьбе Р.Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов У-2 над Кубой.

5. Обнаружение США советских ракет и планы вторжения на Кубу.

В октябре США значительно  увеличили количество разведывательных полетов самолетов над территорией  Кубы. С 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета. В результате руководство США заподозрило  неладное. Президент Джон Кеннеди  заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега. В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. Установки, обнаруженные американцами на Кубе, он назвал советским исследовательским оборудованием.

Только 16 октября 1962 г. специалисты  авиаразведки США уверенно дешифровали  на полученных аэрофотоснимках стартовые  позиции батарей ПВО, о чем  в тот же день было доложено президенту. Это был первый крупнейший провал американской разведки - не только ЦРУ, но и Агентства национальной безопасности (АНБ), разведок видов вооруженных сил - ВВС и ВМС, призванных выявлять существующие и возникающие угрозы безопасности США.

Информация о работе Карибский кризис: причины и последствия