Кейнсианская модель совокупного предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места совокупного предложения в макроэкономическом анализе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить сущность совокупного предложения и особенности кривой совокупного предложения.
Рассмотреть особенности кривой в долгосрочном и краткосрочном периодах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3

1. СУЩНОСТЬ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………….5
1.1 Понятие совокупного предложения. Неценовые факторы, определяющие характер кривой совокупного предложения……………………………………5
1.2. Потенциальное предложение……………………………...……………….19

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОЛОЖЕНИЮ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………..…….25
2.1. Кейнсианская модель совокупного предложения…………..…………….25
2.2. Классическая модель совокупного предложения………...……………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...……………………….33

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 215.69 Кб (Скачать файл)

И наоборот, если правительство  будет увеличивать косвенные  налоги, это приведет к падению  предложения, уменьшению спроса фирм на ресурсы и, следовательно, к увеличению безработицы.

Изменение прямых налогов  влияет на покупательную способность  потребителей и, следовательно, изменяет положение кривых спроса на рынках потребительских благ. Если правительство  уменьшит подоходный налог, это приведет к увеличению располагаемого дохода и потребители захотят истратить  большее количество денег. Кривые спроса сместятся вправо, фирмы будут  производить большее количество блага и увеличат спрос на ресурсы.

И наоборот, если правительство  решит увеличить подоходный налог, оно уменьшит располагаемый доход  населения, что вызовет падение  спроса на рынках потребительских благ и уменьшение производства.

Таким образом, кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Поэтому сдвиг кривой AS вправо или влево будет происходить при изменении:

а) цен на факторы производства;

б) налогов.

Пересечение кривых AS и AD определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. Учитывая сложную конфигурацию кривой совокупного предложения, можно предположить, что равновесная ситуация может возникнуть на любом из трех участков: кейнсианском, промежуточном и классическом. Наиболее динамичен совокупный спрос. Он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике [3, c.26].

Рост совокупного спроса, изменяя точку равновесия, отражается на объеме национального производства, следовательно, и на занятости населения, а также на уровне цен (рис.1.2).

Рассмотрим возможные  варианты. Допустим, что кривые совокупного  спроса и совокупного предложения  пересекаются на кейнсианском участке (см. рис. 1.2). При росте совокупного спроса от AD0 до AD1 равновесие перейдет из точки Е0 в точку Е1. При этом значительно увеличится объем производства (с Y0 до Y1), а цены останутся на прежнем уровне. Возросший объем производства потребует привлечения дополнительной рабочей силы, которая имеется в экономической системе. Вовлечение дополнительных факторов производства на кейнсианском участке не вызывает какого-либо роста цен.

 

Рис.1.2 Последствия увеличения совокупного спроса: а - на кейнсианском участке; б - на восходящем участке; в - на классическом участке

 

Возрастание совокупного  спроса на восходящем участке вызывает иные последствия (рис.1.2, б). Объем производства, а следовательно, и занятость  населения возрастут, но в меньшей  степени, чем на кейнсианском участке. Наблюдается общее повышение  цен.

На классическом участке (рис.1.2, в) в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличения объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня Y*. Зато это сопровождается резким повышением цен [3, c.27].

Мы рассмотрели изменения, происходящие в экономике при  увеличении совокупного спроса, но совокупный спрос может не только увеличиваться, но и уменьшаться. В таком случае срабатывает эффект храповика (см. рис.1.3).

 

Рис.1.3 Эффект храповика

 

При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия Е0 соответствует объем производства Y* и уровень цен Р0. При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку E1, которой соответствует объем производств Y1 и уровень цен P1. Но этого в реальной экономике не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается. Равновесная ситуация устанавливается в точке Е2. Цена остается на прежнем уровне, а объем производства падает до уровня Y2, т.е. больше, чем если бы равновесие устанавливалось традиционным путем. Линия совокупного предложения поднимается вверх.

Такое "поведение" цен  и кривой совокупного предложения  объясняется ценовой инертностью  затрат на производство продукции. Предприниматель  заключает договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившемся  совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые  установились первоначально, и, чтобы  не оказаться в убытке, резко снижает  объем производства [3, c.29].

Кривая предложения может  менять свою форму, смещаясь вправо или  влево, под влиянием  неценовых факторов предложения.

Факторы предложения (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть  неценовыми факторами предложения. 
Неценовые факторы предложения (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении-влево. 
К неценовым факторам относят [2, c.85]:

  • Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Например, внедрение поточной линии приводит к тому, что выпуск продукции в расчете на одного рабочего возрастает. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.
  • Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
  • Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции. Этот фактор наиболее значим для тех товаров, которые облагаются высоким налогом. Например, государство обычно облагает большими налогами производство алкогольных напитков и табачных изделий, с тем, чтобы ограничить потребление этих товаров, или же изделия из меха диких животных – с тем, чтобы предотвратить их истребление.
  • Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти. Однако и в этом случае следует учитывать ограниченность ресурсов. С ростом числа производителей происходит исчерпание дешевых ресурсов. Вновь появляющиеся на рынке фирмы вынуждены будут использовать более дорогие ресурсы, например, при исчерпании ресурсов местного сырья придется завозить его издалека, что увеличит затраты. Такие товары уже невыгодно продавать по прежней цене, а это значит, что предложение по данной цене не увеличится.

К другим неценовым факторам предложения относят:

  • Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.
  • Цены на другие товары. Производители находятся в постоянном поиске наиболее выгодного вложения капитала. При повышении цены на какой–либо товар он становится привлекательным для капиталовложений, и происходит приток капитала в сферу его производства. Таким образом, одним из неценовых факторов предложения товара являются цены на другие товары: если они растут, будет происходить отток капитала в сферу их производства, и, соответственно, уменьшение предложения данного товара, и наоборот. Этот фактор наиболее значим для товаров со схожими условиями производства, поскольку в этом случае переход на другой вид продукции не требует больших затрат. Данный фактор не рассматривается в модели.

 Анализ простой модели совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют и на уровне национальной экономики в целом. Вместе с тем она служит полезной схемой для объяснения основных сил, действующих в экономике, и их последствий. Модель учит размышлять об экономике, проводя различие между двумя ее сторонами: спросом и предложением. В процессе же их взаимодействия схема AD-AS на первый план выдвигает две главные переменные - объем производства и уровень цен [7, c. 159].

Таким образом, она подводит к мысли о необходимости или нежелательности государственного вмешательства в экономику. В споры о таком вмешательстве вовлечены как те экономисты, кто доказывает, что действия правительства могут ускорить достижение полной занятости и стабильности цен, так и те, кто утверждает, что правительство может только ухудшить положение дел в экономике и сделать ее еще менее стабильной, чем она была бы в противоположном случае.

 

 

 

 

 

 

1.2. Потенциальное предложение

 
      Совокупное предложение (AS - aggregate supply) — это реальный ВВП, который все производители готовы произвести и продать в течение данного времени при разных уровнях цен.  
     Потенциальный ВВП — это ВВП, максимально достижимый при полном использовании всех имеющихся ресурсов (состояние "полной занятости"). Полная занятость допускает некоторый резерв ресурсов, в т.ч. и безработицу ("естественный уровень безработицы").  
     Потенциальный ВВП (Y') зависит от количества имеющихся ресурсов и технологий, но не зависит от уровня цен. Поэтому долгосрочная кривая совокупного предложения (LRAS – Long-Range Aggregate Supply) вертикальна (см. рис. 1.4). 
 
  
  Рис.1.4.  Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде

 
Закон нейтральности денег [5, c.402]: 
1. Вертикальный характер кривой совокупного предложения говорит о том, что силы рынка и конкуренции в долгосрочном плане обеспечивают выпуск на уровне потенциального ВВП, а уровень цен при этом может быть любым и зависит от количества денег в экономике.  
2. При высокой денежной эмиссии цены будут высокими и наоборот и в долгосрочном аспекте денежная масса влияет только на цены, но не на объем производства.  
     Если в экономике возрастает количество ресурсов или имеет место технический прогресс то потенциальный ВВП увеличивается, и кривая LRAS смещается вправо (см. рис. 1.5). При сокращении количества ресурсов либо техническом регрессе все происходит наоборот.  
 
 Рис. 1.5. Смещение кривой совокупного предложения долгосрочного периода 
 
      Большинство современных экономистов полагают, что классическая модель верно описывает долгосрочный период в макроэкономике. Классики говорили, что отклонения фактического ВВП от потенциального уровня будут быстро ликвидированы рынком.  
     Но экономисты ХХ века пришли к выводу о том, что есть краткий период (например, квартал), когда классический принцип нейтральности денег не работает. То есть изменение денежной массы оказывает влияние не только на уровень цен, но и на реальный ВВП [1, c.70]. 

Так появилось понятие  краткосрочного ВВП, для которого кривая совокупного предложения точно  не вертикальная. А например, наклонная  или вообще горизонтальная (см.рис.1.6).  
Такую кривую обозначили как SRAS (short-range aggregate supply).  
 
  
Рис. 1.6. Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде

 
     Горизонтальная кривая означает, что фирмы способны увеличивать выпуск при заданном уровне цен. Такое возможно, если фактический ВВП заметно отстает от потенциального уровня (экономика работает с недогрузкой).  
    В самом деле, если в экономике имеется значительное количество неиспользуемых ресурсов, то фирмы могут привлечь дополнительные ресурсы без повышения цен на них. Например, безработные согласны работать за ту цену, какую им предложат.  Таким образом, стоимость факторов производства не меняется. Тогда спрашивается, с чего меняться ценам? Если цену поднимешь, все станут покупать у конкурента.                
      Положительный наклон краткосрочной кривой совокупного предложения означает, что если цены повысятся, то фирмы увеличат выпуск. И горизонтальная, и наклонные линии предложения могут смещаться вверх или вниз под воздействием изменения производительности труда, из-за изменения стоимости материалов.     Повышение цен на электроэнергию, на бензин вызовут смещение кривой предложения.     Повышение цен вызывает смещение кривой вверх, понижение - смещение кривой вниз [6, c. 234].  
     Каждая из школ, классическая, кейсианская и современная в чем-то убедительны, а в чем то нем в своих рассуждениях о характере кривой предложения. Поэтому существуют попытки "примирить" все школы в одном графике (см.рис.1.7). А именно утверждается, что для различного сочетания факторов экономика ведет себя сначала по кейсианской модели, потом по современной, а потом становится классической.  
 
 
  
Рис.1.7. График кривой предложения

 
      Так, при низких объемах производства занятость ресурсов низкая и увеличение предложения может быть получено без повышения цен на ресурсы. Это характеризует горизонтальный участок кривой предложения. Если же все ресурсы заняты, то никакое повышение цен не приведет к увеличению объема производства. Участок кривой предложения, соответствующий полной занятости ресурсов, вертикален (Д. Рикардо, Дж. Милль, А.Маршалл и др.). При приближении к полной занятости рост производства связан с возникновением “узких мест”, дефицита некоторых видов ресурсов, что может вызвать повышение цен на ресурсы и общий рост цен. Это определяет восходящий характер промежуточного участка кривого совокупного предложения [3, c. 269]. 
       Изменение цен сводится на движении по кривой (см.рис.1.8).

Информация о работе Кейнсианская модель совокупного предложения