Классическая экономическая школа: Адам Смит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:01, доклад

Описание работы

Адам Смит родился 5 июня 1723 г в Шотландии в городке Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье таможенного чиновника. С детства проявив способности к учебе, в 14 лет поступил в Глазговский университет, который закончил спустя три года, в 1740г в числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746г.

Содержание работы

Краткая биография Адама Смита 3

«Исследование о природе и причинах богатства народов» 4

Пред и метод изучения 5

Концепция «Экономический человек» 6

Концепция «Невидимая рука» 7

Концепция «Разделения труда» 9

Теория капитала Адама Смита 10

Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Адам Смит.docx

— 91.94 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

 

Факультет менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

  1. Краткая биография Адама Смита 3

 

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов»  4

 

  1. Пред и метод изучения 5

 

  1. Концепция «Экономический человек» 6

 

  1. Концепция «Невидимая рука» 7

 

  1. Концепция «Разделения труда» 9

 

  1. Теория капитала Адама Смита 10

 

  1. Список литературы 11

 

Краткая биография Адама Смита

 

Адам Смит родился 5 июня 1723 г в Шотландии в городке Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье таможенного чиновника. С детства проявив способности к учебе, в 14 лет поступил в Глазговский университет, который закончил спустя три года, в 1740г в числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746г. Уровень преподавания здесь не устраивал его, в том числе по той причине, что большинство профессоров даже не читали своих лекций. Из Оксфорда Адам Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, и особенно принципа свободы торговли. В 1751г Адам Смит был назначен профессором логики в Глазговском университете, а в конце того же года перешел на кафедру моральной философии, на которой преподавал до 1764г. Крупная научная работа «Теория моральных чувств», изданная им в 1759г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес Адама Смита смещается к экономической науке, что было связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе политической экономии, а отчасти – дружбой с философом и экономистом Давидом Юмом. В 1764г в жизни Адама Смита произошло переломное событие: он оставил кафедру (как окажется, навсегда) и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля – герцога Баклю. Путешествие длилось с 1764 по 1766г. Тесное знакомство за время поездки с французскими философами д’Аламбером, Гельвециием, Гольбахом, а также с физиократами в том числе с Ф. Кенэ и А. Тюрго. отразилось впоследствии в его главном труде « Исследование о природе и причинах богатства народов», к которому он приступил еще в Тулузе.

Влияние Адама Смита на своих современников было настолько велико, что даже английский премьер-министр У. Питт-младший объявлял себя его учеником. Одним из результатов этих контактов с ученым явилось подписание У. Питтом в 1786г первого Либерального торгового договора с Францией – договора Эдена, который существенно изменил таможенные тарифы. В январе 1778г Адам Смит был назначен комиссаром таможни в Эдинбурге, оставаясь в этой должности до своей кончины в 1790г. Из особенностей характера Адама Смита известно, что ему были присущи подчеркнуто деликатное поведение и одновременно легендарная рассеянность.

  • Лекции по риторике и написанию писем (1748 год)

  • Теория нравственных чувств (1759 год)

  • Лекции по риторике и написанию писем (1762—1763, опубликованы в 1958 году)

  • Лекции по юриспруденции (1766 год)

  • Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 год)

  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777 год)

  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778 год)

  • Эссе на философские темы (1785 год)

  • Система двойного вложения (1784 год)

«Исследование о природе и причинах богатства народов»

Произведение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» имело огромное влияние на развитие политической экономии. Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на новые направления, продолжает развиваться до настоящего времени. Очень велико было и практическое влияние книги Смита на современное ему и последующее законодательство было весьма значительно. Объясняется это тем, что в «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит воспринял лучшие общественные идеи своего века и дал им талантливое истолкование; вооружившись против правительственной опеки и произвола, он сумел связать требование хозяйственной свободы с широким философским принципом целесообразности и тонким анализом основных свойств человеческой природы; не ограничиваясь отвлеченною аргументациею, он обнаружил в своем исследовании необыкновенное знание жизни и искусное умение освещать теоретические положения разнообразными фактами живой действительности.

 

Предмет и метод изучения

 

Предметом изучения Смита была сфера производства без выделения каких-либо отраслей.

В сфере же методологии он был сторонником идеи «естественного порядка» в той ее форме, которая уже присутствовала в современной ему философии. Так, в работах французского философа Гельвеция, с которым Смит был лично знаком, новая этика строилась на «естественном» стремлении человека к выгоде, которое он сравнивал с законом всемирного тяготения в неживой природе.

Развивая эти идеи применительно к экономике, Смит выдвинул абстракцию «экономический человек», характеризующую в чистом виде действия людей в экономике. «Экономический человек», по мнению Смита, руководствуется только выгодой, это человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения.

Обмен, по Смиту, заложен только в природе человека, который этим отличается от животных. «Никому не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой». Таким образом, обмен, рыночная экономика, по мнению Смита, «естественны» для человека.

Другой методологической категорией Смита была «невидимая рука». Человек действует в своих личных интересах, писал он, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Таким образом, «невидимая рука» Смита — это объективные экономические законы, действующие независимо от воли и сознания людей.

Соединяя понятие «невидимой руки» с категорией «экономический человек», Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», «Невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления. Это объясняется, по его мнению, тем, что, действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет, прежде всего, свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже. Таким образом, Смит обосновывал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, получившую название концепции «экономического либерализма». Она приобрела широкую популярность в начале XIX в. и просуществовала в качестве господствующей в классической, а потом в неоклассической экономической теории до середины 30-х гг. XX в.

 

 

 

 

Концепция «Экономического человека»

 

Вклад Адама Смита в экономическую науку связан с созданием принципиально новых методологических принципов анализа. Смит связывает формирование и развитие экономических отношений с особенностями поведения людей, принципами принятия экономических решений и впервые создает своего рода модель человека, получившую вследствие название «экономический человек» (“homo economicus”). 
Это был важнейший шаг вперед в понимании закономерностей экономического развития.

Смит принимает как истину, что все люди ведут себя эгоистично: «Почти у всех других видов животных каждая особь, достигнув зрелости, становится совершенно независимой и в своем естественном состоянии не нуждается в помощи других живых существ; между тем человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно  он будет ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе, - таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах».

Таким образом, Смит в качестве модели поведения людей использует модель «экономического человека» - человека, основным движущим мотивом которого является эгоизм. Смит считает, что именно стремление к собственной выгоде способствует росту богатства общества. На первый взгляд, данное утверждение выглядит странным – ведь эгоист преследует свои корыстные интересы, а не общественные. Однако природа общества такова, что удовлетворение потребностей любого человека в нем достигается путем удовлетворения потребностей других. Человек в рыночном обществе не может получить доход, не оказывая услуги другим гражданам, поэтому, думая о себе, он вынужден думать о нуждах других, так как он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Смит утверждает, что, преследуя, свои собственные интересы, человек часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это.

 

 

Концепция “Невидимая рука”.

Без особых комментариев Адам Смит преподносит положение о «невидимой руке». При этом нельзя исключить, что идею о ней он заимствовал в памфлетах меркантилистов  XVII в, где проводилась мысль о том, что экономическое поведение предполагает прежде всего прибыл, а для этого государству необходимо защищать свободную конкуренцию в эгоистических интересах отечественных предпринимателей.

Но Адам Смит ничуть не повторяет меркантилистов. В его книге смысл «невидимой руки» заключается в пропаганде таких общественных условий и правил, при которых благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого. Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание на то, что «каждый отдельный человек имеет свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения», и что, «преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Другими словами, «невидимая рука» независимо от воли и намерений индивида – «экономического человека» - направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем, самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного. "Невидимая рука" рыночного процесса работает настолько автоматически, что большинство людей и не задумывается об этом. Они просто принимают как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести. Доступность огромного разнообразия товаров, которое поражает воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.

 

  Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному рыночному порядку. Стало быть, рыночный механизм хозяйствования, а по Смиту – «очевидная и простая система естественной свободы», благодаря «невидимой руке» всегда будет автоматически уравновешиваться.  Государству же для достижения правовых и институционных гарантий и обозначения границ своего невмешательства остаются, как пишет Адам Смит «три весьма важные обязанности». К ним он относит: издержки на общественные работы ( чтобы «создавать и содержать определенные общественные сооружения и общественные учреждения», обеспечивать вознаграждение преподавателей, судей, чиновников, священников и других, кто служит интересам «государя или государства»); издержки на обеспечивание военной безопасности; издержки на отправление правосудия, включая охрану прав собственности, те, говоря словами Н. Кондратьева, смитовский «общественно-хозяйственный строй опирается на игру частных интересов в пределах и под защитой права».

"Невидимая рука" рыночного  процесса работает настолько  автоматически, что большинство  людей и не задумывается об  этом. Они просто принимают как  должное, что товары производятся  примерно в тех количествах, в  каких потребители хотят их  приобрести. Доступность огромного  разнообразия товаров, которое поражает  воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция “Разделения труда” 


 

«Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда», - говорил А.Смит.

Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. Различают:

  • общее разделение труда по отраслям общественного производства;
  • частное разделение труда внутри отраслей;
  • единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам. 


Информация о работе Классическая экономическая школа: Адам Смит