Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:01, доклад
Адам Смит родился 5 июня 1723 г в Шотландии в городке Кирколде, расположенном неподалеку от ее столицы Эдинбурга, в семье таможенного чиновника. С детства проявив способности к учебе, в 14 лет поступил в Глазговский университет, который закончил спустя три года, в 1740г в числе лучших студентов он был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете, где учился вплоть до 1746г.
Краткая биография Адама Смита 3
«Исследование о природе и причинах богатства народов» 4
Пред и метод изучения 5
Концепция «Экономический человек» 6
Концепция «Невидимая рука» 7
Концепция «Разделения труда» 9
Теория капитала Адама Смита 10
Список литературы 11
Большое внимание Смит уделяет анализу капитала и его накопления, поскольку всякое увеличение или уменьшение капитала, естественно, ведет к увеличению или уменьшению промышленной деятельности, количества производительных рабочих, а, следовательно, и меновой стоимости годового продукта земли и труда страны, реального богатства и дохода всех жителей.
Каждый человек стремится сделать запасы, достаточные для поддержания его потребления до тех пор, пока не будет продан товар, который он предлагает для обмена на другие товары. Та часть этих запасов, от которой ожидается получение дохода, называется капиталом. Капитал определяется в «Богатстве народов» как запас материальных предметов, которые их владелец использует в производстве с целью получения дохода. Смит впервые вводит деление капитала на основной и оборотный. Основной капитал приносит доход или прибыль без перехода от одного владельца к другому и включает в себя, с точки зрения Смита, машины и орудия труда, постройки, используемые для производственной или торговой деятельности, расходы на улучшение земли, а также приобретенные в ходе обучения или работы полезные способности и навыки членов общества. Оборотный капитал
, согласно определению Смита, постоянно уходит от его владельца в одной форме и возвращается в другой, и только путем такого обращения он приносит прибыль. В состав оборотного капитала входят денежные средства, сырье и полуфабрикаты, а также готовые, но еще не реализованные товары. Капитал возрастает в результате бережливости (источником инвестиций являются сбережения). Все что человек сберегает из своего дохода, добавляет к своему капиталу, либо затрачивая деньги на расширение производства, либо давая возможность сделать это кому-нибудь другому, ссужая ему деньги под проценты. Это, по мнению Смита, приводит в движение добавочное количество труда, которое придает добавочную стоимость готовому продукту. Праздность и расточительность, наоборот, ведут к уменьшению реального богатства и дохода всех жителей страны. Заключение. Огромно влияние Адама Смита на все последующие развитие экономической науки. Большинство экономистов первой половины XIX века считали себя учениками великого ученого, они черпали идеи, развивали и комментировали теоретическую систему Смита. Смит заложил определенное представление о человеческой природе в основу целой теоретической системы, где несущими конструкциями являются: изначальная заложенная в человеке склонность к обмену и эгоизм. Первая ведет к разделению труда, вторая - к выбору занятия, которое принесет человеку больший доход, а это означает, что человек будет специализироваться на производстве той продукции, которая получается у него лучшего качества и с меньшими издержками, чем у конкурентов. Здесь прорисовывается фигура "экономического человека", рационального и своекорыстного, которая станет центральной фигурой экономических исследований в последующие два столетия. Рациональность и нравственность человека у Смита еще идут рука об руку, и эта вера в гармонию пронизывает оптимизмом всю его экономическую теорию. Это проявляется и во взглядах на перспективы экономического роста и накопления капитала и на взаимоотношения между классами. Динамика социального благосостояния рабочих зависит от роста капитала: чем выше спрос на рабочую силу, тем выше цена труда. Но не только в этом заключаются благотворные последствия накопления капитала. Увеличение последнего, увеличивая объем производственной деятельности и количество производительных рабочих, ведет к увеличению стоимости годового продукта, что в свою очередь, обеспечивает увеличения реального богатства и дохода жителей страны. Таким образом, социально-экономические взгляды А. Смита представляют собой одну из вершин экономической мысли ХVIII века.
Меркантилистская система |
Классическая политическая система |
Главный принцип экономической политики | |
Протекционизм; политика свободной конкуренции объективно невозможна. |
Экономический либерализм или полное “laissez faire”. |
Предмет экономического анализа | |
Преимущественно изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства. |
Преимущественное изучение проблем сфер производства в отрыве от сферы обращения. |
Метод экономического анализа | |
Эмпиризм; описание на каузальной основе внешнего проявления экономических процессов. Отсутствие системного изучения всех сфер экономики. |
Каузальный (причинно-следственный), |
Трактовка происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг | |
В связи с «естественной» природой золотых и серебряных денег и их количеством в стране. |
По однофакторной – затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда. |
Приоритетные принципы экономического анализа | |
Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий. |
Принцип каузального анализа с последующим построением «генеалогического древа», в основе которого лежит категория «стоимость». |
Концепция экономического роста | |
Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо во внешней торговле) |
Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производительным трудом в сфере материального производства. |
Принцип достижения макроэкономического равновесия. | |
Благодаря координирующим и регулирующим мерам государства. |
Самоуравновешенные совокупного спроса и совокупного предложения благодаря «закону рынков». |
Позиции в области теории денег | |
Деньги – искусственное изобретение людей. Деньги –фактор роста национального богатства. |
Деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар; Деньги – технического орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. |
Санкт-Петербург
2014
Информация о работе Классическая экономическая школа: Адам Смит