Классическая типология покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:48, доклад

Описание работы

В соответствии с современным уровнем жизни классификация покупателей выглядит следующим образом:
• Потенциальные покупатели. То есть люди, регулярно посещающие торговые точки, но не решившиеся купить какой-либо товар именно у вас.
• Новые покупатели. Человек пришел в магазин впервые, и задача продавца не столько в том, чтоб продать ему что-то, а сколько в том, чтоб произвести впечатление и сделать покупателя своим.
• Покупатели без предпочтений. Чаще всего эта типология покупателей делает покупки без предпочтения к какому-либо конкретному магазину: по дороге на работу, домой, за компанию.

Файлы: 1 файл

Классическая типология покупателей.docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

10. Техника использования  слухов — «сорока на хвосте» (прием «как нам стало известно...»). Состоит в распространении слухов — передаваемой в межличностном общении информации, касающейся актуальных явлений и событий в общественной жизни и отражающей стремление домыслить неясную ситуацию. Как правило, основывается на ложных сведениях и является следствием дефицита информации, выполняя двойственную функцию:

  • объяснения ситуации;
  • снятия эмоционального напряжения, испытываемого индивидом.

В силу многих причин социокультурного характера часто придается больше значения новости, переданной по неофициальным  каналам, сообщенной шепотом, чем объявленной  открыто. Адресат, получивший такое  сообщение, поданное с заговорщическим  видом, считает, что он стал обладателем  уникальной информации, что способствует его самоутверждению и ведет  к закреплению в памяти, инициатор  в то же время снимает с себя ответственность за достоверность  информации. В массовом же сознании откладывается нечто вроде «не  то он украл, не то у него». «Полуправду  вдвое труднее разоблачить, чем  чистую ложь» (О 'Малли). Отмечаются три условия, совокупность которых и составляет основную причину возникновения и распространения слухов и выраженность которых определяет в основном интенсивность циркуляции:

  • дефицит достоверной информации по теме, состоящий не в объективной достоверности имеющихся сведений, а в субъективной оценке степени собственной осведомленности;
  • выраженная заинтересованность аудитории в данной, актуальной для нее теме;
  • доверие к источнику, поскольку даже точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

11. Техника дезинформирования — «фальсификации данных» (прием «кто бы мог подумать, но...»). Состоит в употреблении примитивного, но эффективного приема манипуляции, сущность которого — в использовании дезинформации, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения. При этом предполагается, что, когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута. В дезинформации содержится ложь по самой природе объекта, по тем или иным его качествам. Главный момент: точка зрения адресата, для которого сообщение должно быть получено как правдивая информация, — в противном случае маневр терпит неудачу. Следовательно, адресат должен быть априори настроен положительно к источнику ложной информации. Как правило, опровержение дезинформации проходит в большинстве случаев незаметно и уже не влияет на сформированную ложью социально-психологическую установку. «Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу» (Ф. Ларошфуко). Вся технология дезинформации состоит в следующем (соответствие лжи возможной реальности):

  • знание специфики адресата и источников, которым он доверяет;
  • отправка сообщения через признанные источники;
  • дефицит времени у посредника в передаче, чтобы не было возможности проверить;
  • достаточно длинная цепь посредников — для невозможности установления источника дезинформации.

12. Техника семантического  манипулирования — «словесной  эквилибристики» (прием «как корабль назовешь, так он и поплывет»). Состоит в том, что для пропагандистского сообщения тщательно отбираются слова, вызывающие либо позитивные, либо негативные ассоциации и, таким образом, влияющие на восприятие информации. То, как мы называем человека, влияет на наше представление о нем, например: войска — бандформирования, освободители — оккупанты, разведчики — шпионы, партизаны — боевики. Умелое пользование одной только семантикой может значительно влиять на процесс принятия решения человеком и социальной группой. К приемам семантического манипулирования можно отнести использование следующих средств:

  • кавычек — выражающие уничижительность слова для дискредитации какого-либо понятия или какой-либо группы: слуги народа — «слуги народа», защитники — «защитники», честный — «честный», широкий жест — «широкий» жест;
  • уменьшительно-ласкательных суффиксов «-ищ», «-чин», «-ичек», «-ок», «-оньк-», «-еньк-»: сбор — сборище, суд — судилище, начальник — начальничек, друг — дружок, добрый — добренький, теплый — тепленький;
  • существительных, образованных от прилагательных: умный — умник, законопослушный — законник, торопливый — торопыга.

 

4.Качественные и количественные методы исследования потребительского поведения

Наименование  метода

Сущность метода

Возможности метода

Качественные методы исследований

1. Наблюдение

Непосредственный визуальный либо с применением средств визуализации (видеокамеры, мониторы и др.) отстраненный контроль со стороны исследователя  за каким-либо явлением или процессом

С помощью метода можно:

определить количество и  частоту заходов людей в магазин, банк, ресторан

определить продолжительность  события (обеда в кафе, пребывания покупателя в магазине, его беседы с продавцом)

определить приблизительный  половозрастной состав участников события

2. Интервью

Формализованная, направляемая исследователем (интервьюером) в соответствии с заранее подготовленным сценарием, беседа с респондентом, сфокусированная  на теме, интересующей исследователя

С помощью метода можно  выявить мнение по интересующим исследователя  вопросам у:

потребителей, покупателей  товара или услуги

посетителей магазина, кинотеатра, кафе, банка и т.д.

потенциальных потребителей, «типичных представителей» выбранного потребительского сегмента

3. Экспертная оценка

Экспертами в данном случае выступают люди, которые в силу полученного образования, знаний, доступа  к информации, занимаемой должности, статуса, личного опыта являются более авторитетными специалистами  в некоторой области, чем «рядовой потребитель»

С помощью метода можно:

получить обширную и содержательную информацию о товаре или услуге

при исследовании рынков продукции  промышленного назначения эксперты составляют основную группу потребителей (принимающих решение)

повлиять на широкие слои потребителей (если, например, в качестве экспертов выступают продавцы товаров  и услуг)

4. Тестирование

Демонстрация образцов продукции  или коммуникационных сообщений (например, рекламы) относительно небольшой группе «типичных потребителей» с целью  получения отзывов и внесения корректив в продукт или сообщение  до начала его массового использования

С помощью метода можно  выявлять мнения потребителей относительно:

характеристик продукта (внешний  вид, вкус)

цены товара

дизайна упаковки, логотипа компании

рекламного сообщения (оригинальность, запоминаемость)

торговой марки, ее имиджа

5. Фокус-группа

Малая группа (8-10 человек) —  представители целевого рынка —  под руководством лидера (модератора, фокусирующего дискуссию) обсуждают  свои проблемы в отношении продуктовой  категории, о степени соответствия продукта своим потребностям, свои предпочтения

Результаты используются для определения атрибутов продуктов  и их значимости для целевого рынка, определения мотивов покупки  Объектом исследования может быть концепция  продукта, упаковка, рекламная кампания или другой элемент, на который потребители реагируют субъективно

Количественные методы исследований

1. Эксперимент

Целенаправленное изменение  отдельных параметров товара: цены, упаковки, расположения в магазине, комплектации и т.п., осуществляемое без уведомлений потребителя  с целью количественного измерения  произведенного эффекта

С помощью метода можно:

моделировать физические параметры товара (услуги)

выбрать наилучшие варианты комплектации или упаковки товара, рекламного сообщений

определить уровень эластичности спроса по цене

2. Массовый опрос. Анкетирование

Наиболее распространенные, универсальные методы проведения маркетинговых  исследований. Чаще всего, когда говорят  о маркетинговом исследовании —  сборе первичной информации, имеют  в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого  мнения достаточно многочисленной группы респондентов

С помощью метода можно:

оценить потенциальную и  реальную емкость рынка в натуральном  и денежном выражении

узнать распределение  рыночных долей между основными  конкурентами в процентах

выяснить узнаваемость названий компаний и торговых марок

оценить покупательную способность  населения;

рассчитать эластичность спроса на товар

3. Мониторинг

Система постоянного сбора, сплошного отслеживания четко определенного, как правило, достаточно узкого круга  данных

В розничной торговле объектом мониторинга выступают прежде всего цены и объемы продаж конкретных товаров, марок. Широко распространен мониторинг прессы, радио и телевидения. Наиболее объективный, но сложный и затратный метод


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.В первую очередь в голову приходят два экстенсивных метода повышения эффективности продаж: 
• Можно линейно увеличить количество сотрудников в отделе продаж - например, удвоить его или утроить. Можно ожидать, что если десять коммерсантов делают продажи на сумму X, то 20 коммерсантов сделают продажи на сумму 2*X, а 30 коммерсантов - на сумму 3*X. 
• Также можно расширить линейку товаров и услуг, которые Вы предлагаете клиентам, добавить в прайс-лист новые виды продукции. В результате Ваши коммерсанты, проводя то же количество встреч с теми же клиентами, на каждой встрече смогут предложить клиентам больше товаров и услуг. А значит, смогут заработать Вам больше денег.

Основные методы увеличения продаж: Первый метод продаж – это обслуживание. Ориентация здесь - на уровень сервиса. Задачи простые - пассивные продажи: обслужить клиента и отпустить  товар. Ну, максимум, предложить рассмотреть  некие аналогичные продукты. Такая  методика используется в супермаркетах, гипермаркетах, и отчасти так  могут работать дистрибьютерские компании с постоянным ассортиментом и с постоянным спросом на свой продукт, которые имеют очень серьезную рекламную и маркетинговую поддержку. Так продаются товары широкого потребления, простые товары, и методика таких продаж предполагает, что решение о покупке принимается клиентом довольно быстро. Единственная основа – это стандартное поведение. Т.е. описываются все ситуации - приветствия, ответ на вопросы, оформление, как работать в критических ситуациях, - ну и как минимум человек должен уметь красиво говорить и работать на определенном позитивном уровне настроя. Люди, которые работают по этому методу, приучают своих клиентов к этому стандартному поведению. И это позволяет в определенной ситуации удерживать покупателя. Потому что покупатели, которые сталкиваются с компанией, которая работает по такому принципу, уже настраиваются на определенный лад: что они будут иметь, как с ними будут разговаривать и как будут решаться проблемы, если они возникнут.

Второй метод продаж – это  агрессивный. Если в первом типе продаж ориентация на уровень сервиса, то здесь  – прямая ориентация на товар. Задачи здесь следующие: продажи любой  ценой. И эта "любая цена" –  как правило, ущемление интересов  покупателя. То есть здесь происходит, скорее всего, разовая продажа. Такой  метод используется страховыми компаниями, которые работают с частными покупателями. Ну и отчасти такой метод используют медицинские представители на рынке фарминдустрии. Здесь полная ориентация на свой продукт. Компании, которые используют такой метод, ориентируются на следующую последовательность действий – как правило, здесь используется алгоритм ВИЖУД: внимание, интерес, желание, уверенность, действие. На первом этапе задача – привлечь внимание покупателя, далее – создать у него некий интерес, затем – вызвать желание, затем – сделать так, чтобы он был уверен в правильности своего выбора, и, наконец, действие. Навыки здесь нужны примерно следующие: первое – навыки установления контакта, навыки эффективной презентации, работа с возражениями и заключение сделки.

Следующий метод  продаж – спекулятивный метод. То есть если в первом варианте у нас ориентация на уровень сервиса, во втором – на товар, то в спекулятивном методе ориентация – на личный интерес и, в первую очередь, на личный интерес человека, который принимает решение о покупке. Задача здесь следующая: как говорил Дон Корлеоне, "сделать такое предложение, от которого человек не сможет отказаться". То есть это метод работы с откатами, взятками, подарками. Как правило, работа с бюджетными, государственными организациями и отчасти работа с большими корпорациями. Как правило, так продаются большие проекты. Навыки тут нужны следующие: первое – это умение устанавливать личный контакт. И отчасти люди, которые используют эту методику, обязательно волей-неволей, скрыто или открыто используют определенные манипулятивные техники. Плюс в том, что он позволяет довольно быстро, без каких бы то ни было усилий получить результат.

Следующий метод эффективных продаж – консультативный. Еще раз: если первый ориентируется на уровень  сервиса, второй тип – на товар, третий – на личный интерес, то методы организации  по принципу консультативных продаж ориентируются на клиента. Задачи здесь  следующие: продажи сегодня, завтра и послезавтра, т.е. не разовые, не однократные  продажи. Так продаются как дорогие, так и дешевые продукты. Метод  консультативных продаж использует алгоритм СПОР – ситуация, проблемы, опасности, решения. Сотрудник, который  использует в своей работе консультативные  методы продаж, должен уметь задавать вопросы, уметь слушать и делать эффективную презентацию, опираясь именно на алгоритм СПОР. Сначала выяснить ситуацию, далее – выяснить проблемы, которые есть у клиента, далее  – показать ему, какие опасности  его ожидают, если это не будет  меняться и, в конечном счете, предложить решения. Консультативные методы продаж применяются в большинстве компаний, именно потому что эта методика ориентирована на клиента, на его потребности. Причина здесь следующая: консультативный метод продаж построен на том, что клиент должен диагностировать себя сам .

Следующий метод продаж – это  комплексные продажи. Еще раз, если в первом варианте организация продаж ориентируется на уровень сервиса, во втором – на товар, в третьем  – на личный интерес, в четвертом  – на потребности клиента, то комплексные  продажи ориентируются на бизнес покупателя. Задача – общими усилиями создать некий бизнес, некий проект, некое решение, именно такое решение, которое будет приемлемо в  данной ситуации для покупателя. Штука  в том, что к этому решению  обоюдно должны прийти как продавец, так и покупатель, прикладывая  к этому равные усилия. Так продаются  сложные продукты, именно так сейчас должны работать большинство компаний. Самое главное – это навык правильной диагностики. Здесь есть свои четыре этапа. Первое – это открытие, далее – диагностирование, затем – конструирование, и далее – передача. На этапе открытия продавец должен собрать определенную информацию по рынку покупателя и по самой компании. На этапе открытия продавец должен ответить на самый главный вопрос: нужно ли вести бизнес с этой компанией, сможем ли мы сделать то, что ему нужно. В дополнение ко всему на этапе открытия делается некое предположение о том, сколько может стоить этот проект. Следующий этап – диагностирование. Задача – поставить правильный диагноз. Но, в отличие от консультативных продаж, диагноз тут определяет продавец. Следующий этап – конструирование. На этом этапе продавец вместе с покупателем конструирует те решения, которые могут удовлетворить потребности и решить те проблемы, которые стоят перед покупателем. И последний этап – передача. На этом этапе передается и внедряется уже готовое решение.

В современном мире появился еще  один метод увеличения продаж , который очень часто не берется в расчет. Параллельно с развитием Интернета развивается электронная коммерция, и определенная часть покупателей начинает вовсю использовать эту методику. Электронная коммерция исключает присутствие продавца или, по крайней мере, минимизирует его.  Интернет дает безграничные возможности, в первую очередь, в получении информации. 
И методы увеличения продаж должны строиться на основе двух направлений: или ориентация на товар, или ориентация на клиента.


Информация о работе Классическая типология покупателей