Классификация консалтинговых услуг в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:44, реферат

Описание работы

Проблемы украинских предпринимателей не менее разнообразны, чем у их западных коллег. Рынок консалтинговых услуг предлагает им практически весь спектр услуг, учтенных международными классификаторами, хотя только качеству этих услуг остается желать много лучшего.
Рынок консалтинговых услуг хаотичен. Зачастую фирмы, занимающиеся консалтингом в широком смысле этого слова, даже не предполагают об этом, а фирмы, называющиеся консалтинговыми, не имеют представления о консалтинге как таковом. В нашей нестабильной экономике наблюдается определенное переплетение консалтинговых услуг и других видов профессиональных услуг, которые не всегда сразу можно отнести к консалтинговым.

Файлы: 1 файл

консалтинг украинароссия.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Новыми и весьма перспективными являются услуги по моделированию бизнес-процессов и по их реинженирингу. Впервые термин "реинжиниринг бизнес-процессов" (от англ. business process reengineering, BPR) был введен М.Хаммером и Д.Чампи, которые определяют этот вид деятельности как "фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы" [10]. BPR является направлением, возникшим на стыке двух различных сфер деятельности - управления (менеджмента) и информатизации. Именно поэтому реинжиниринг требует новых специфических средств представления и обработки проблемной информации, понятных как менеджерам, так и разработчикам информационных систем. Подобные средства требуют интеграции ключевых достижений информационных технологий и создания соответствующих инструментальных средств поддержки реинжиниринга. Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.

8. Маркетинговый консалтинг. Самое  распространенное заболевание в  бизнесе - "рыночная слепота", которое порождает множество осложнений. По статистике свыше 75 процентов всех банкротств в мире объясняются плохим знанием своего собственного продукта, потребителя, каналов распространения и конкурентов.

Самым новым видом услуг является оптимизация логистики предприятия.

9. Реклама и отношения с общественностью. Целью этого вида услуг является  создание в глазах общественности  положительного и вместе с  тем особенного, отличающегося от  конкурентов, образа (имиджа) товара  или фирмы.

Одним из новых и непривычных для нашего общества, но наиболее эффективных видов услуг являются предвыборные технологии. Большинство новоиспеченных, а также и старых политиков часто используют такие услуги.

10. Кадровый консалтинг (рекрутмент) - это услуги по подбору и оценке кадров. Данная область услуг развилась как отдельный вид в связи с постоянно растущей потребностью в руководящих кадрах и высококвалифицированных специалистах. Кадровый консалтинг является одним из наиболее распространенных в Украине видов услуг, так как не требует особой квалификации консультантов в данной области.

Консалтинг в области конфликтологии является новым видом услуг в области кадрового консалтинга и только набирает силу на нашем рынке консалтинговых услуг.

11. Обучение. Обучающее консультирование является самым старым видом консалтинга в нашей стране, называемое ранее повышением квалификации руководящего состава. Отличие различных видов обучения от управленческого консультирования состоит в том, что тренер не рекомендует менеджерам управленческие решения по различным проблемам, а лишь передает им свои знания о том, как их надо принимать, и предоставляет информацию по соответствующей проблематике.

Автор считает, что обучение в действии, а именно активно-игровые методы - деловые игры, организационно-деятельностные игры, ролевые игры и метод мастер-класса являются наиболее эффективными и перспективными, так как предоставляют не только информацию по интересующей проблеме, но и заставляют менеджера самому принимать решения в экстремальных ситуациях, проигрывая различные варианты исхода проблемы.

12. Безопасность организации - самое  новое направление консалтинга. Экономическая безопасность предприятия - это обеспечение защищенности  хозяйственных отношений, развитие  экономического потенциала компании, повышение уровня благосостояния всех ее сотрудников и формирующих основы защищенности фирмы от различных опасностей и угроз, источником зарождения и развития которых выступают внутренние и внешние противоречия.

Защита информации является наиболее актуальной на сегодняшний день и наиболее распространенным видом услуг по безопасности. Несколько лет назад Британский Институт Стандартов (BSI) при поддержке группы коммерческих организаций, среди которых были Shell, National Westminster Bank, Midland Bank, Unilever, British Telecommunications, Marks & Spencer, Logica и другие, приступил к разработке стандарта информационной безопасности, получившего впоследствии обозначение BS 7799 [11]. Стандарт BS 7799 определяет общую организацию, классификацию данных, системы доступа, направления планирования, ответственность сотрудников, использование оценки риска и т.д. в контексте информационной безопасности. В Украине аналоги BS 7799 отсутствуют, поэтому предпочтение часто отдается именно ей, так как британская схема является наиболее старой и развитой.

13. Юридический консалтинг является  одним из основных родоначальников  консалтинга и вообще профессиональных  услуг. Юристы оказывают услуги  как в форме советов, так и  путем непосредственного ведения  дел своих клиентов. Они также могут давать экспертные заключения о соответствии действия или документа юридическим нормам.

Приведенный автором классификатор является предметным, т.е. по видам предоставляемых услуг. Автор данной диссертации также разделяет консалтинговую деятельность и по другим критериям и признакам, представленными в таблице 1.

Таблица 1. 

 

Признаки

Типы

1) По предмету работы:

 

·  Проектное консультирование

·  Процессное консультирование 

2) По типам консультирования:

 

·  Экспертное

·  Процессное

·  Обучающее 

3) По целям:

 

·  Целевое

·  Многоцелевое 

4) По результату на выходе:

 

·  Нормативное

·  Ценностное

·  Проблемное

5) По задачам:

 

·  Оперативное

·  Стратегическое

·  Организационное

·  Развивающее 

6) По специализации консультантов:

 

·  Специалисты

·  Дженералисты 

7) По месту расположения консультантов:

 

·  Внешние

·  Внутренние 

8) По длительности проведения  работ:

 

·  Краткосрочное

·  Среднесрочное

·  Долгосрочное

·  Разовое

·  Периодическое

·  Абонементное 

9) По клиенту:

 

·  Индивидуальное

·  Организационное

10) По масштабу клиента:

 

·  Государственные предприятия

·  Крупные приватизированные предприятия

·  Средние предприятия

·  Малые предприятия

·  Частные предприниматели

·  Некоммерческие предприятия 

11) По отрасли клиента:

 

·  Банковское дело

·  Энергетика

·  Транспорт

·  Здравоохранение и т.д.

12) По месторасположению консалтинговой:

 

·  Локальные

·  Региональные

·  Всеукраинские

·  Многонациональные

13) По методу работы:

 

·  Диагностика

·  Расчеты

·  Разработки

·  Документирование

·  Информирование

·  Обучение

·  Переговоры 

14)По функциям консультанта (ролям):

 

·  Диагностик

·  Эксперт

·  Аудитор

·  Разработчик

·  Идеолог

·  Преподаватель

·  Тренер

·  Медиатор 

15) По типу консультант-клиентских  отношений:

 

·  Рекомендации по конкретным изменениям

·  Новые ценностные ориентации

·  Решение проблем

·  Новые методы совместного решения проблем 


 

 

 

История консалтинга в России

Как и любое понятие, относящееся к сфере бизнеса, рынок консалтинговых услуг в России имеет свою специфику. В странах с развитой рыночной экономикой консультационные услуги являются одним из важнейших элементов, поддерживающих на высоком уровне функционирование ее инфраструктуры.

Рынок консалтинговых услуг в России относительно молод. Если сравнивать возраст рынка консалтинговых услуг России с возрастом западного рынка консультационных услуг, можно сказать, что наш находится где-то на середине пути, но уже обладает сформировавшимися взглядами, своими игроками и конкурентной борьбой.

Предпосылки для возникновения консалтинга - наличие рыночной экономики, частного бизнеса и независимых экспертов. Именно поэтому отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России принято считать начало 90-х годов, как и многое другое, так или иначе связанное с частным бизнесом. Тем не менее, предпосылки были созданы, стал появляться частный бизнес, совершенно разнообразного уровня и направлений. Самыми популярными видами консалтинговых услуг того времени можно назвать налоговый и юридический. Небольшие фирмы, в штате которых могло насчитываться два-три человека, предоставляли консультации в области налогообложения и его оптимизации, регистрацией фирм в зонах с особым льготным налоговым режимом, вексельных схем и пр. Клиентов эти фирмы находили непосредственно рядом с налоговыми инспекциями.

Основным источником кадров для рынка консалтинговых услуг в ту пору стали научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения. Переход на фактическое самообеспечение подтолкнул специалистов покинуть свое место работы и заняться предоставлением частных услуг, которые в большинстве случаев проходили в форме тренингов и семинаров. При этом независимые консультанты, в силу повышения отдачи от своих услуг и в случаях больших и трудоемких проектов, старались поддерживать связь друг с другом. Эти союзы часто выливались в создание совместного бизнеса, который имел явные преимущества перед индивидуальными консультантами в силу более широкого спектра оказываемых услуг.

Несмотря на появление частного бизнеса, который, безусловно, хотел развиваться, и консультантов, способных помочь осуществить это развитие с наименьшими потерями, качественно-высокого спроса на данный вид услуг все же не было. Из основных причин, по которым бизнес не желал обращаться к консультантам, можно обозначить две.

К первой можно отнести отсутствие или недостаток самих консультантов в таких сферах как маркетинг, финансы, менеджмент.

Вторая причина, самая распространенная - искреннее непонимание смысла консультационных услуг. Зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно.

На западе собственник старается вести свой бизнес согласно выработанной стратегии, отклонение от которой нежелательно. В России ведение бизнеса в ту пору можно сравнить с дрейфом в открытом море. Цель ясна - рост, но что нужно делать для этого, кроме как работать еще больше, понимали далеко не все. Иными словами, бизнесмен предпочитал действовать исключительно своим умом, опираясь на внутреннее чутье и интуицию. Такая стратегия, в отсутствие жесткой конкурентной среды, могла и периодически приводила к положительному результату. Общее у двух приведенных в пример причин - отсутствие элементарной культуры ведения бизнеса, принципами которой успешно пользовались в странах с развитой рыночной экономикой.

Однако бизнес в России продолжал эволюционировать, а вместе с ним качественно изменялся и рынок консалтинговых услуг. Он становился более понятным, прозрачным и более профессиональным. Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественных компаний на зарубежные рынки подняли российскую экономику и частный бизнес на новый уровень.

Объем рынка консалтинговых услуг в России, по оценкам экспертов, вплотную подошел к отметке в 2 млрд. долл. (в 2006 году объем рынка консалтинговых услуг в России составил $1,65-1,85 млрд., в 2008 году объем рынка консалтинговых услуг в сфере недвижимости составил $40 млн.), при этом темпы его роста за последние годы, даже с учетом некоторого замедления, дают право предполагать, что в ближайшее время эта планка будет без особых усилий преодолена. Конечно, в сравнении с объемами рынка консультационных услуг в США, которые измеряются десятками миллиардов долларов, наш показатель выглядит не так внушительно.

По данным агентства DISCOVERY Research Group, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг в России действует около 3000 игроков, но точное количество "консультантов" посчитать практически невозможно. Дело в том, что деятельность консалтинговой компании никак не лицензируется и не регулируется на законодательном уровне. В результате любая компания может назвать себя консалтинговой, не имея к этому никакого отношения. Часто слово "консалтинг" используется в названии компании только для придания ему более стильного звучания. Под лицензирование попадают только некоторые направления (виды) консалтинговых услуг, например, аудит. По мнению некоторых экспертов, этот вид лицензий в ближайшем будущем может быть отменен.

Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми компаниями, достаточно широк и ничем не отличается от того же американского или европейского набора. Традиционно можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

При этом самым быстрорастущим видом консалтинговой деятельности является IT- консалтинг.

За два года доходы компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и системной интеграцией, увеличились вдвое. В результате, начиная с 2005 года, доля "айтишников" в общем объеме всего рынка консалтинговых услуг в России превысила 50%.

Всего за 2006 год, согласно "ЭКСПЕРТ РА", совокупная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России (без учета компаний "Большой четверки") увеличилась на 39-40%, приблизившись к 50 миллиардам рублей (график №1).

Темпы роста сектора IT-услуг по разработке и системной интеграции замедлились (динамика роста рынка консалтинговых услуг за два года, %)

При этом необходимо учитывать доминирующее положение, динамика этого сектора "потянула" вниз показатели всего рынка в целом.

В последнее время все больше экспертов обращают внимание на некоторую переориентацию деятельности консалтинговых компанией на средний и мелкий бизнес. Это вызвано, прежде всего, высокой конкуренцией в сфере консалтинговых услуг. Вырос спрос на консалтинговые услуги и со стороны мелкого и среднего бизнеса.

Наблюдается тенденция и к региональному расширению бизнеса крупных консалтинговых компаний и, что немаловажно - международных. Центрами российского консалтинга продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург.

 

Место

%

 

Москва

32.3

 

Санкт-Петербург

18.2

 

Сибирский федеральный округ

15

 

Приволжский федеральный округ

12.6

 

Центральный федеральный округ (без учета Москвы и Санкт-Петербурга)

5.9

 

Уральский федеральный округ

4.6

 

Южный федеральный округ

4.3

 

Дальневосточный федеральный округ

4

 

Северо-западный федеральный округ

3

 
     

Однако спрос на консалтинговые услуги в регионах сейчас довольно высокий и продолжает расти. Можно даже отметить некоторую нехватку "местных" специалистов, в результате чего бизнесу, в особенности среднему, приходится прибегать к услугам столичных компаний, что не всегда удобно. При этом и не каждая компания готова отправлять своих специалистов в долгосрочную командировку.

Информация о работе Классификация консалтинговых услуг в Украине