Классификация потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:38, доклад

Описание работы

Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Файлы: 1 файл

доклад классификация потребностей.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

Потребности, их классификация.

Вступление.

Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом  словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она не выходит за пределы соматического бытия человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Основные  проблемы анализа потребностей состоят  в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал Альфред Маршалл (английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики) "потребностям и желаниям человека не счесть числа".

Через сто  лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог Майкл Аргайл ((1925–2002) – английский психолог) отмечает примерно то же самое: "Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей".

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью  нужно сразу же выделить два этапа  в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим  потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны  поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление.

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. Первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

 

Классификация потребностей.

1. В современной науке применяются различные классификации потребностей человека. 

На самом  деле их можно объединить в три  группы:

  • биологические (это естественные, врожденные, физиологические, органические, природные) – потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные – потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) – потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.

 

2. Очень много публикаций посвящено классификации потребностей.

В настоящее  время основной считается классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.)

 

 

Он выделяет пять групп потребностей:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, само актуализация, самовыражение, самоидентификация.

Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности  удовлетворяются последовательно  в том порядке, в котором они  перечислены.

 

3. В классификации Клейтона Альдерфера (социолог, психолог, создатель ERG теории) теория мотивации в соответствии с которой выделяется три группы потребностей:

  • существования;
  • связи;
  • роста.

Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру. 

 

4. Потребности различают:

по сферам деятельности:

    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

по объекту потребностей:

Разделение  в связи с тем на какой объект направлена потребность.

    • материальные  (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)
    • биологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)
    • социальные  (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)
    • духовные  (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)
    • этические
    • эстетические и др.

по значимости:

    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические

по временной устойчивости:

    • устойчивые
    • ситуативные

по функциональной роли:

    • естественные
    • обусловленные культурой

по субъекту потребностей:

    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

по происхождению:

Существует  деление на две большие группы:

  • естественные
  • культурные.

Первые  из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в  процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят:

  • на врожденные
  • на простые приобретенные
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

по видам поведения:

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность  высших животных и человека.

Их всего  шесть:

1) пищевое, 

2) половое  (сексуально-репродуктивное),

3) статусное  (коллективное, социальное),

4) территориальное, 

5) комфортное,

6) ювенильное (игровое).

В рамках этологического подхода (то есть дающего  самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые  шесть потребностей способны исчерпывающим  образом описывать функционирование такой сложной системы как  человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов  по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует  эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно  отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности

 

5. Согласно подходу Б. И. Додонова  (это советский психолог, специалист в области психологии эмоций, создатель концепции эмоциональной направленности личности)  по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:

  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении)
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия)
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности)
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости)
  5. гностические (потребность в познании)
  6. коммуникативные (потребность в общении)
  7. праксические (потребность в результативности усилия)
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности)
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном)
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

 

Особенности человеческих потребностей.

     1.  Все потребности человека взаимосвязаны.

Например, утоляя голод, человек заботится  об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических  нужд приобретает в человеке множество  социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

     2. Не все потребности человека могут быть удовлетворены.

     3. Потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Существуют  подлинные и мнимые потребности.

Подлинные (разумные) потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Мнимые (неразумные, ложные) потребности  – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.

     4. Неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.

  • описывая человеческие потребности, американский психолог А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский ученый и философ С.Л.Рубинштейн говорил о «не насыщаемости» потребностей человека.

 

Информация о работе Классификация потребностей