Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа
Актуальность выбора темы объясняется тем , что на всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
Классификация предприятий……………………………………………..6
2. Внешняя среда предприятия
2.1Типология и характеристика внешней среды……………………………....9
2.2 Структуризация внешней среды…………………………………………...10
2.3 Факторы микросреды, влияющие на деятельность предприятия……….11
2.4 Факторы макросреды, влияющие на деятельность предприятия……….13
3.Внутренняя среда предприятия
3.1 Характеристика внутренней среды………………………………………..19
3.2 Факторы внутренней среды, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия……………………………………………………20
4. Взаимосвязь предприятия с другими субъектами экономики………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….65
• изменение валютных курсов;
• политические решения стран-инвестеров;
• принимаемые решения
3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Характеристика внутренней
Внутренняя среда предприятия – комплекс факторов, воздействующих на бизнес предприятия изнутри (персонал, материальные ресурсы, местоположение, маркетинг и т.д.).
Внутренняя среда предприятия – та часть общей среды, которая находится в его пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование предприятия.
Сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно стремиться расширять и укреплять.
Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Анализ внутренней среды предприятия обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции предприятия).
Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи предприятия. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг предприятие обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
3.2 Факторы внутренней среды,
направленные на повышение эффе
Таблица
Факторы внутренней среды |
Основное содержание и возможное направление воздействия факторов на эффективность производства |
Производство, материальные ресурсы |
Соответствие уровня потребления ресурсов лучшим отечественным и зарубежным аналогам: удельный расход материалов, материалоемкость продукции; энергоемкость продукции, отходы производства, экологические штрафы, экономия материальных ресурсов, стимулирование экономии ресурсов, обеспеченность фирмы оборотными средствами, соответствие их расчетным (нормативным) величинам. |
Трудовые ресурсы |
Численность рабочих, численность управленческих кадров, механизм управления персоналом, уровень квалификации кадров, затраты на оплату труда, отчисление во внебюджетные фонды, система экономического стимулирования, затраты на переподготовку кадров, производительность труда, эффективность использования персонала. |
Продукция |
Соответствие потребительских свойств продукции требованиям отечественного и мирового рынков, система качества продукции; формирование эффективной ассортиментной политики, жизненный цикл продукции; возможности снижения производственных затрат. |
Капитал |
Соотношение собственных и заемных средств. Поиск источников финансирования, кредитования и инвестирования. Разработка методик управления финансами. |
Технология |
Соответствие техники, технологии требованиям современного уровня качества продукции. Балансовая стоимость основных фондов, сокращение сроков амортизации основных фондов, реальная загрузка основных фондов, эффективность использования отдельных видов оновных фондов. |
Инновации |
Оснащение научно-информационной базой предприятия; патентование и лицензирование инноваций; повышение заинтересованности работников во внедрении инноваций. Наличие интеллектуальной собственности, научной базы фирмы, финансовые и кадровые возможности развития собственной НИОКР. |
Маркетинг |
Проведение маркетинговых лирование сбыта и выявление каналов товаропродвижения; рекламная деятельность. |
Стратегия |
Формирование миссии и целей предприятия. Анализ внутренней среды предприятия (SNW-анализ). Разработка стратегических и тактических планов предприятия. |
Информация |
Информационные потоки на предприятии. Накопление и обработка баз данных. Система поиска информации. Компьютеризация и техническое оснащение деятельности предприятия. |
Менеджмент |
Соответствие управленческой структуры предприятии, адекватной организационной структуре, целям и задачам предприятия. |
НИОКР |
Наличие интеллектуальной собственности, научной базы фирмы, финансовые и кадровые возможности развития собственной НИОКР. |
Материальные ресурсы
Некоторые предприятия зависят от непрерывного притока материалов. Примеры: машиностроительные фирмы; фирмы, распространяющие товары (дистрибьюторы); и магазины розничной торговли. Невозможность обеспечить поставки в нужных объёмах может создать большие трудности для таких предприятий. Например, во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали, которая устанавливается в определённой точке сборочного конвейера, например, фирме «Дженерал Моторс». Аналогичным образом, если магазин лишается какого-то популярного продукта, потребители, скорее всего, уйдут к конкуренту.
В других странах может понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объёма запасов. Крупные производители пива, например, заключают контракты с несколькими бумагопроизводителями на картон стандартного размера – под шесть банок пива и обеспечивают тем самым постоянный приток упаковочного материала, расходуемого в больших количествах. Таким путём производители пива обеспечивают свою безопасность на случай забастовки или производственных трудностей, которые в ситуации одного поставщика картона помешали бы выпуску пива в популярных шести баночных упаковках. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение, а не на другие нужды. Эта взаимозависимость между деньгами и поставщиками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.
Капитал
Для роста и процветания предприятию нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие её облигации. Как правило, чем лучше дела у предприятия, тем выше её возможности договорится с поставщиками на благоприятных условиях, и получить нужный обмен средств. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает предприятию стабильное функционирование.
Каждое предприятие
Трудовые ресурсы
Адекватное обеспечение
Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.
Для эффективной деятельности предприятия необходимо учитывать следующее: численность рабочих, численность управленческих кадров, механизм управления персоналом, уровень квалификации кадров, затраты на оплату труда, отчисление во внебюджетные фонды, система экономического стимулирования, затраты на переподготовку кадров, производительность труда, эффективность использования персонала.
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДПРИЯТИЯ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ЭКОНОМИКИ.
Предприятие как самостоятельный
субъект экономики может
Часть из взаимодействующих с предприятием объектов находится полностью за пределами предприятия, часть — пересекается с данным предприятием, а часть может рассматриваться как находящаяся внутри предприятия.
Разнообразные взаимодействия предприятия
с другими объектами можно разделить
на три группы:
• сетевые взаимодействия, реализуемые
в виде относительно устойчивых потоков
в товарно-финансовых сетях между конкретными
экономическими субъектами или их фуппами;
• средовые— взаимодействия с социально-экономической
средой, т.е. неопределенным и/или не постоянным
множеством адресатов;
• социальные — взаимоотношения между
предприятием и отдельными гражданами
или ограниченными социальными группами.
Среди внешних сетевых объектов ожиданий предприятия — поставщики, покупатели, предприятия — технологические реципиенты и доноры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, авторы организационно-технологических инноваций, инвесторы, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы и др. (нелишне будет упомянуть в этом перечне и «крыши» — криминальные образования, обеспечивающие криминальную же, а порой и экономическую, безопасность предприятий). Предметами ожиданий являются спрос на продукцию предприятия, предложения факторов производства и услуг, новых технологий, инвестиций и т.д. В табл. 2 перечислены экономические агенты, наиболее тесно связанные с предприятием, а также ожидания, связывающие предприятие с этими агентами или их группами. В список агентов-stakeholders условно включено и само данное предприятие, которое также предъявляет определенные целевые требования (выраженные в виде ожиданий) к ходу и результатам своей деятельности. Обобщенно их можно охарактеризовать как наличие в каждый момент времени потенциала, обеспечивающего будущее функционирование предприятия. При этом в понятие потенциала включаются (с теми или иными приоритетами) как активы предприятия, так и позитивные характеристики его рыночного положения, накопленный опыт и т.д.
Система взаимных ожиданий (СВО) в принципе предъявляет практически к каждому предприятию требования учета интересов и потребностей весьма значительного количества субъектов, что делает поиск и принятие эффективных стратегических решений по внутренним и внешним вопросам управления достаточно сложными. Существующая на российских предприятиях в виде акционерных обществ структура распределения власти и управления между советом директоров, правлением и собранием акционеров не отвечает задачам создания баланса интересов и фактически поддерживает, как это не раз отмечалось, власть весьма ограниченного круга исполнительной дирекции. Если это так, то соответствующий отпечаток имеют и управленческие решения.
Итак, практически каждый действующий субъект экономики находится в фокусе ожиданий со стороны других субъектов и их групп и сам испытывает ожидания в отношении их поведения, возможной реакции на те или иные факторы, в том числе на свои собственные действия. Именно система взаимных ожиданий в совокупности с системой интересов, а не сам по себе институт «общественных институтов», служат базой для формирования (и, соответственно, объяснения) поведения экономических субъектов.
Рассматривая
СВО более детально, можно убедиться,
что каждый элемент этой
• субъектом ожидания, т.е. лицом (фиксированной группой или неопределенным множеством лиц), испытывающим данный вид ожиданий;
• объектом
ожидания, т.е. лицом (группой,
неопределенным множеством лиц
или состоянием среды), от которых
субъект ожидает тех или иных
действий или другого
• предметом
ожиданий, т.е. ожидаемым состоянием
или действиями объекта
• степенью уверенности субъекта ожидания в реализации предмета надежд; -
• вероятным временем исполнения ожиданий (лагом ожидания);
• чувствительностью целевого (т.е. являющегося предметом интереса) поведения или состояния объекта ожиданий по отношению к тем или иным факторам, в том числе действиям субъекта ожиданий (эластичностью ожидания по факторам).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.
В практике сложились типы объединений предприятий, которые различаются в зависимости от целей объединения, хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.
Анализ внутренней и внешней среды — это очень важный для выработки стратегии предприятия и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами предприятия, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и, не развивая свои внутренние компетентные стороны, предприятие очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что нужно знать типы организаций, и для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития преприятия нужно уделять повышенное внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения предприятия, а также знать, как взаимодействует преприятие с другими субъектами экономики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОФП)
Фср.г. = Фн.г. + Фввод х Т/ 12 – Фвыв(12 – Т)/12,
где Фн.г. – стоимость основных фондов на начало года;
Фввод – стоимость введенных основных фондов в течение года;
Фвыв – стоимость выведенных фондов в течение года;
Т – срок службы основных фондов, мес.
РЕШЕНИЕ: на основании исходных данных приложений 1,2 заполним таблицу 1 и рассчитаем среднегодовую стоимость ОПФ в текущем году:
Фср.г. = 33529 + (730х 9 + 360х4 + 740х1)/12 – (480(12 – 2) + 720(12 – 5))/12 = 33438,17 тыс.руб.
Таблица 1
№ п/п |
Группа и вид основных фондов |
Срок полезного использования, лет |
Ликвидационная стоимость, % |
Стоимость ОПФ на начало года, тыс. руб. |
Стоимость введенных ОПФ, тыс.руб. Дата ввода |
Стоимость выбывших ОПФ, тыс.руб. Дата вывода |
1 |
Здания |
50 |
12 |
4400 |
||
2 |
Сооружения |
45 |
10 |
16720 |
||
3 |
Машины и оборудование, силовые машины и оборудование |
7 |
8 |
1420 |
||
4 |
Рабочие машины и оборудование а) металлорежущее оборудование |
8 |
6,5 |
2800 |
730
18.03 |
|
5 |
б) подъемно-транспортные и погрузочно-разгрузочные машины и оборудование |
7 |
5 |
4330 |
360
04.08 |
480
27.10 |
6 |
в) машины и оборудование для электросварки и резки |
7 |
4,3 |
130 |
740 09.11 |
720 15.05 |
7 |
г) вычислительная техника |
4 |
3,5 |
1618 |
||
8 |
Прочие машины и оборудование |
8 |
9,7 |
650 |
||
9 |
Транспортные средства а) автобусы |
6 |
5,2 |
1240 |
||
10 |
Инструменты |
3 |
1,5 |
21 |
||
11 |
Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности |
2 |
- |
200 |
||
33529 |