Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда деятельности предприятия. Взаимосвязь предприятия с другими субъектами экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбора темы объясняется тем , что на всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5
Классификация предприятий……………………………………………..6
2. Внешняя среда предприятия
2.1Типология и характеристика внешней среды……………………………....9
2.2 Структуризация внешней среды…………………………………………...10
2.3 Факторы микросреды, влияющие на деятельность предприятия……….11
2.4 Факторы макросреды, влияющие на деятельность предприятия……….13
3.Внутренняя среда предприятия
3.1 Характеристика внутренней среды………………………………………..19
3.2 Факторы внутренней среды, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия……………………………………………………20
4. Взаимосвязь предприятия с другими субъектами экономики………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….65

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)

При расчете точки безубыточности руководствуются графиком, изображенным на рис. 1.

 

 

В   / \

     │

     │

     │                                                          TR

     │

     │

     │     Точка безубыточности ──┐

     │                           \ /                            TC

В*   ├────────────────────────────┐

     │                            │

     │                            │                             Cпер

     │                            │

     ├────────────────────────────┼──────────────────────────── Cпост

     │                            │

     │                            │

     │                            │

     │                            │

     └────────────────────────────┴──────────────────────────────>

                                  Q*                             Q

 

Рис. 1 График точки безубыточности:

 

Спост. – постоянные издержки;

 Спер-переменные издержки;

TC - валовые издержки; TR - валовая выручка (валовой доход);

В* - пороговая выручка; Q* - пороговый  объем продаж;

В - выручка от продаж, издержки; Q - объем продаж.

 

Прежде, чем рассмотреть порядок  расчета точки безубыточности, остановимся на некоторых допущениях, которые при этом принимаются.

Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет розничную цену. В отношении длительного  времени  и большого объема продукции такое предположение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени   и небольших объемах оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 1 выглядит как прямая линия.

Во-вторых, аналогичное предположение  относится к затратам. Известно, что при расширении объема производства скорость изменения затрат различна. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.

Необходимо выполнить расчет точки  безубыточности, пользуясь двумя  различными методами: графическим и аналитическим.

Графический метод предполагает определение  точки безубыточности, т.е. соответствующего объема продаж и выручки, при помощи построения графика валовой выручки (см. рис.1). Для этого по данным строятся прямые постоянных и переменных затрат, путем суммирования которых получают график валовых издержек. Затем анализируется рынок сбыта продукции за определенный промежуток времени и строится в общем виде график валовой выручки. Точка пересечения графика валовых издержек и графика валовой  выручки и есть искомая точка безубыточности. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства в точке безубыточности называется пороговым объемом производства.

Для получения прибыли предприятию  необходимо, чтобы фактическая выручка была выше пороговой. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой.

Значение запаса прочности  (St) показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации выручка фирмы в процентном отношении сократится менее, чем на St, то фирма будет получать прибыль, если более, то окажется в убытке.

При расчете точки безубыточности порядок расчета несколько изменяется, если фирма выпускает не один, а два и более видов продукции.

Аналитический метод расчета точки  безубыточности представлен ниже.

Исходные данные – предыдущие расчеты  и приложение 9.

  1. Формула для нахождения прибыли при производстве одного вида изделия:

П = Sп – Cпост, руб. = 34565 тыс.руб.

Sп – сумма покрытия, руб. =49688 тыс.руб.

Спост – постоянные затраты, руб. = 15123 тыс.руб.

Sп = В – Спер= 49688 тыс.руб.

В – выручка от реализации, руб. = 80650 тыс.руб.

Спер – переменные затраты, руб.= 30962 тыс.руб.

  1. Формулы для аналитического нахождения точки безубыточности

В* = Спост/К = 15123/0,62 =24392 тыс.руб.

В* - пороговая выручка, руб.

К – коэффициент покрытия

К = Sп/В= 49688/80650 = 0,62

В – выручка от реализации продукции

Запас прочности – процентное отклонение выручки от реализации от пороговой выручки

St = (В – В*)/ В* =(80650 – 24392)/24392= 2,31

Безубыточный объем продаж

Q* = В*/Р = 24392 тыс.руб./576 тыс.руб.= 42 шт.

Р – цена изделия без НДС = 576071,29 руб. или 576 тыс.руб.

Следующий этап анализа – оценка влияния изменения цены и затрат на уровень безубыточного объема продукции. Расчет также выполняется аналитическим и графическим методами.

Аналитический метод

Анализ краткосрочных финансовых последствий изменений цены при  постоянных затратах.

Расчет минимального прироста продаж:

Дельта Q*р = - Р/(СМа + Р)= -23/(-244+23)= 0,104 или 10,4 %

Дельта Q*р – безубыточный прирост продаж в результате изменения цены

Р – изменение цены, руб. (темп роста  цены - 0,96) =576071,29 х 0,96=553 тыс.руб.

СМа – удельный выигрыш фирмы до снижения цены, руб.

СМа = Р – Спер.уд.= -23 – 221= - 244

Спер.уд. – удельные переменные затраты, руб.

Расчет безубыточности изменения  продаж:

Дельта Qa* = (дельта Q*p х Q*)/100%= 0,104х140/100%=14,56 или 15 шт.

Дельта Q*a – безубыточный прирост продаж при изменении цены в абсолютном выражении, шт.

Q* - объем продаж до изменения цены, шт.

Расчет фактического прироста в  относительном виде:

Q% = Е х Р%= 4%

Е – коэффициент эластичности

Р – изменение цены в %

Расчет абсолютной величины фактического объема продаж после снижения цены:

Qи = Qо х (Q% + 100%)/100%= 140х(4%+100%)/100%=145,6 шт.

Сравним величины фактического прироста продаж и величину емкости рынка,должно получится  следующее соотношение:

Qи< Qmax

Так как  Qи< Qmax, то определим прирост валовой прибыли фирмы:

П = (Q% х Qо – дельта Q*a) х (Р – Спер.уд.)=(4%х140 – 15)х (-23-221) =2293,6 тыс.руб

Найдем точку безубыточности аналитически после изменения цены, для этого воспользуемся формулой:

Q*и = Q* + дельта Qa*= 42 + 15 =57 шт.

Анализ краткосрочных финансовых последствий изменения переменных затрат. При изменении переменных затрат изменение безубыточного объема продаж может быть найдено по формуле:

   дельтаQ*р.пер = - дельта Спер.уд./СМа = -9/-230=0,039 или 3,9%

дельта Спер.уд. – это изменение переменных затрат на 4 % снижение – (221 -9=212)тыс.руб.

дельта Q*апер = дельта Q*р пер х Q*и = 57х0,039 = 2 шт. Безубыточный объем продаж при снижении переменных затрат = 42 – 2 = 40 шт.

Рассчитать валовую прибыль  при производстве одного вида изделия  после изменения переменных затрат.(3,9% х 140 + 2) х 221=1648,7 тыс.руб.

При изменении постоянных затрат изменение  безубыточного объема продажможет быть найдено по формуле:

Дельта Q*aпост = дельтаСпост/СМа = 4/112=0,036 или 3,6%

Дельта Спост – изменение  постоянных затрат, снижение 4 % - 108х4% =4 тыс.руб.  тыс.руб. Безубыточный объем продаж при снижении постоянных затрат составит: 42 шт -57х0,036= 40 шт.

Рассчитать валовую прибыль  при производстве одного вида изделия  после изменения постоянных затрат. (3,6%х140 + 2)х108 =760,32 тыс.руб.

Суммарная величина изменения безубыточного  объема продаж при изменении цены и непостоянстве затрат рассчитывается по формуле:

Дельта Qа Сум = дельта Q*a + дельта Qaпер + дельта Qaпост = 15 + 2 + 2 = 19 шт.

Дельта Qкон = Q* + дельта Qaсум = 42 + 19 = 61 шт.

В заключение необходимо рассчитать и отобразить графически структуру  цены.

Структура свободной розничной  цены подакцизного товара, реализуемого предприятием-производителем в розничную  сеть представлена на рис.2.

Себестоимость

Прибыль

Акциз

Торговая надбавка

НДС

Свободная отпускная  цена (без НДС)

 

Свободная розничная  цена


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Для оценки результативности планирования деятельности предприятия необходимо проанализировать стоимостные показатели производственной программы (ПП) предприятия. Исходные данные представлены в приложении 8. Результаты расчетов оформляются в таблице 13

Таблица 13

№ п/п

Показатель

Отчет

План

Изменение

1

Валовая продукция

4800

4630

+170

2

Товарная продукция

3500+600+700-700х85%=4205

3300+610+720- 720х90%=3982

+143

3

Реализованная продукция

4325

4062

+263

4

Незавершенное производство

1900

2150

-250

5

Чистая продукция

19,5

- 27,5

+ 47

6

Условно-чистая продукция

2487

2440

+47

7

Нормативно-чистая продукция

1653

1531

+ 122


Товарная продукция – это  важнейший показатель  ПП, на основании  которого определяются другие ее показатели. Товарная продукция Qт включает всю продукцию, изготовленную в течение планового периода. Эта продукция, предназначенная для реализации.

Валовая продукция – это вся  продукция предприятия независимо от степени ее готовности. Валовая  продукция характеризует весь физический объем выполненных работ за плановый период

Qв = Qт + (Нк – Нн)

Qт – товарная продукция 

Нк, Нн – остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и технологическая оснастка собственного производства на начало и конец планового периода.

Незавершенное производство – это  продукция, находящаяся на различных  стадиях готовности и подлежащая дальнейшей обработке или сборке на данном предприятии. Величина незавершенного производства, необходимая для бесперебойной работы предприятия, определяется в комплектах деталей и узлов по каждому изделию.

Объем реализованной продукции  Qр включает всю продукцию, отправленную в течение планового периода потребителям, деньги за которую пришли на расчетный счет предприятия:

Qр = Qт + (Qон -Qок)

Qон, Qок – остатки готовой продукции на складах предприятия и продукции, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и на конец планового периода.

Чистая продукция Qчп включает вновь созданную стоимость на данном предприятии. Она определяется, как разность между объемом товарной продукции в денежных оптовых ценах и затратами прошлого труда (материальные затраты и амортизационные отчисления), т.е.

Qчп = Qв – Зн – Зт – Зэ – Зпрм – За

Зн, Зт, Зэ, Зпрм – затраты на материалы, топливо, энергию, прочие затраты  = 2313 тыс.руб. (55% от ТП) в отчетном периоде, 2190 в плановом.

За – амортизационные расходы  – 2467,5 тыс.руб. 

Условно чистая продукция рассчитывается по формуле:

Qучп = Qв – Зн – Зт – Зэ – Зпрм

Показатель нормативно чистая продукция  содержит нормированную вновь созданную стоимость: нормативную зарплату с отчислениями на социальное страхование и прибыль.

Норматив чистой продукции на конкретное изделие

Qнчп = Зпр + Зпр х k3 + Пн =9295,05 + 9295,05х 1,2 + 144840,78 =165289,89 в отчетном периоде (рост темпа с/стоимости 0,96 приложение 9)

Qнчп = Зпр + Зпр х k3 + Пн =9295,05 + 9295,05х 1,3+ 131673,44 =153052,06 в базисном периоде

Зпр – основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование в планируемой себестоимости изделия = 9295,05 руб.

K3 – коэффициент для расчета заработной платы промышленно-производственного персонала по обслуживанию и управлению производством в расчете на изделие

Пн – нормативная прибыль  на изделие = 131673,44 руб.

Производственная программа – 10 изделий.

 

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ

Влияние изменения выручки на сумму  прибыли определяется умножением выручки  на уровень прибыли (рентабельность продаж) в планируемом периоде:

Дельта В = (Вф – Впл) х Рпл/100% = (4800 – 4630)х40%/100%=68 тыс.руб.

Дельта В = Вф – Вб – изменение  выручки

Вф – выручка в отчетном периоде

Впл – выручка в планируемом  периоде

Рпл – уровень прибыли (рентабельность продаж) в планируемом периоде

Рентабельность продаж показывает величину прибыли организации на каждый рубль выручки. Следовательно, предложенный расчет позволяет определить, какую прибыль предприятие должно дополнительно получить в результате роста выручки.

Для определения влияния изменения  себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг на сумму прибыли от продаж необходимо рассчитать уровень себестоимости (или уровень затрат) в процентах к выручке. Уровень себестоимости показывает размер расходов на производство продукции (приобретение товаров) на 1 рубль выручки. Изменение уровня себестоимости позволяет определить, насколько возросли или снизились расходы на производство продукции на каждый рубль выручки.

Для того, чтобы рассчитать влияние  изменения себестоимости на прибыль, следует изменение уровня себестоимости  умножить на выручку отчетного периода:

Дельта УС = (Усотч – Успл) х  Вф =(Сотч/Вотч – Спл/Впл) х Вотч =(1 – 0,96) х 4800=192 тыс.руб.

Дельта УС – влияние изменения  уровня себестоимости

Усотч, Успл – уровень себестоимости  в отчетном и базисном периодах

Сотч, Спл – себестоимость в  отчетном и планируемом периодах

Вотч, Впл – выручка в отчетном и планируемом периодах

Для определения влияния коммерческих и управленческих расходов на прибыль от продаж также просчитываются  уровни этих расходов в базисном и отчетном периодах. Эти уровни показывают размеры соответствующих расходов на каждый рубль выручки в конкретные периоды. Для расчета влияния коммерческих расходов изменение этих уровней умножается на выручку отчетного периода:

Информация о работе Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда деятельности предприятия. Взаимосвязь предприятия с другими субъектами экономики