Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Исследуемая проблема носит комплексный характер. Вопросами управления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. При этом идея кластерного подхода в России приобрела популярность не так давно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом давно разрабатывают это направление для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.
Следует отметить, что в работах зарубежных и российских авторов пока не выработано комплексных подходов к формированию кластеров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие экономического кластера 5
1.2 Виды кластеров 8
1.3 Условия возникновения и функционирования кластера 10
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ 14
2.1 Зарубежный опыт кластеризации 14
2.2 Кластеры в российской практике 17
2.3 Достоинства и недостатки экономического кластера 21
2.4 Перспективы и задачи кластеризации в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.docx

— 59.12 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5

1.1 Понятие  экономического кластера 5

1.2 Виды кластеров 8

1.3 Условия  возникновения и функционирования  кластера 10

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  КЛАСТЕРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ  ПРАКТИКЕ 14

2.1 Зарубежный  опыт кластеризации 14

2.2 Кластеры  в российской практике 17

2.3 Достоинства  и недостатки экономического  кластера 21

2.4 Перспективы  и задачи кластеризации в России 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время успешность экономического развития напрямую связана  с возобновлением промышленного  подъема, замедление которого наблюдалось  в 2001-2003 годах. При этом резко повышается актуальность вопроса об ограничивающем воздействии на темпы экономической  динамики сложившейся структуры  производства.

Соответственно, перед экономической  наукой встает задача познания, описания и разработки механизма промышленной политики, основными целями которого должны являться вопросы обеспечения  темпов устойчивого роста и повышения  конкурентоспособности на всех уровнях. Этим целям отвечает создание и развитие кластерных схем, которые, являясь, по сути, межотраслевыми комплексами, играют роль «точек роста» региональной и  национальной экономики, при этом кластеры позволяют преодолеть структурные  ограничения, а также сложившуюся  в ряде хозяйственных субъектов  многоотраслевую структуру производства. Все это определяет выбор темы настоящего исследования и ее актуальность.

Исследуемая проблема носит  комплексный характер. Вопросами  управления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественные  ученые. При этом идея кластерного  подхода в России приобрела популярность не так давно, хотя основоположники  теории конкуренции за рубежом давно  разрабатывают это направление  для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого  роста и конкурентоспособности.

Следует отметить, что в  работах зарубежных и российских авторов пока не выработано комплексных  подходов к формированию кластеров.

Объектом исследования являются экономические кластеры, как инструмент активной экономической политики, обеспечивающий конкурентоспособность экономики  в условиях открытого рынка.

Целью является рассмотрение кластеров как формы повышения  уровня конкурентоспособности, а также  рассмотрение развития кластеров в  России и за рубежом, выявление положительных  и отрицательных аспектов кластеризации.

Методы исследования поставленной проблемы - сбор информации о самих  кластерах, её анализ, выявление определённых закономерностей развития кластеров, изучение соответствующих статистических данных и заключение выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ,  ВИДЫ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

1.1 Понятие экономического  кластера

Понятие «кластер» по отношению  к отраслям и компаниям было введено  в научный оборот американским экономистом  М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции  ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной  среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности.

Существует много видов  и определений кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [6]. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой совокупность кооперации и конкуренции, т.е. происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.

Предприятия и организации, составляющие кластер, в большинстве  случаев являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и конкуренция  внутри кластера - не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем  кооперация. В ходе постоянных малых  конфликтов (конкурентная борьба внутри кластера) система в целом оптимизируется и повышает свои возможности для  участия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространение  ноу-хау, различных технологий (включая  организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Данные инновации быстро становятся фактором производства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационного развития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластера приводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, которые выражаются в стандартах и типовых процедурах (например, процедура одобрения субконтрактного производства. Субконтрактинг - способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором (заказчиком) и субконтракторами (поставщиками).). Распространение технологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний[3].

Важной отличительной  чертой кластера является фактор инновационной  ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение  в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи  многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать  рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и  форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании  своих инновационных систем.

В большинстве случаев  отрасли промышленности, входящие в  кластеры, группируются, исходя из степени  межотраслевой циркуляции продукции  и знаний, и включают в себя:

- потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;

- техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;

- мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления [6].

Выгоды для бизнеса  от развития кластера в целом состоят  в повышении эффективности и  снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при  создании новых продуктов, технологий.

Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:

- повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;

- доступности и качества специализированного сервиса;

- доступа различным финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);

- доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;

- доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;

- построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;

- создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;

- создания системы взаимоотношений бизнес - власть.

Типичный кластер состоит  из компаний малого и среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в  противоположность нескольким группам  компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство [3].

1.2 Виды кластеров

Существует немало классификаций  кластеров в зависимости от разных признаков. В своей работе я остановлюсь  на двух из них.

Первой из рассматриваемых  классификаций является выделение  двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и  функциональной осям: функционально-связанные  системы, которые менее ограничены строго определенными регионами  обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных  фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.

Промышленный кластер  фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов  деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов  товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному  кластеру, он обладает тенденцией иметь  более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.

Региональный кластер - это  пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и  стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.

В своей статье «Кластеры: понятие, условия возникновения  и функционирования» аспирант кафедры  «Туризм и культурное наследие»  Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского К.З.Адамова  разделила кластеры на следующие  типы [6]:

1. «Маршаллианские» кластеры - кластеры, в которых мелкие фирмы  в одной и той же отрасли  используют экономию от масштаба  благодаря совместному (вследствие  компактного расположения) использованию  общих ресурсов. Типично для обувной  промышленности Италии, швейных  производств Турции, Индии. В настоящее  время реализуется программа  по формированию подобного сельскохозяйственно-пищевого  кластера в Грузии.

2. «Ступицы и спицы» (hub-and-spoke) или «радиальные» кластеры. Такие  кластеры создаются крупными  сборочными предприятиями автомобильной  и электронной отраслей промышленности (как, например, в Детройте или  Северной Италии). Ключевая черта  подобных кластеров состоит в  том, что крупная фирма (одна  или несколько) выполняет роль  «центра», «корневого бизнеса» для  региональной экономики. При этом  взаимоотношения между «центром»  и прочими компонентами кластера  могут быть и жесткими, и слабыми.  Связи обычно носят иерархический  характер, с выраженно доминирующим  «центром». Основой механизма  существования подобных кластеров  является применение субконтрактации  и аутсорсинга Аутсорсинг - это  передача неосновных (второстепенных) бизнес-процессов организации для их реализации и функционирования.

3. «Спутниковый» кластер  представляет собой совокупность  компаний, ориентированных на поставку  товаров, услуг и работ предприятию,  внешнему по отношению к кластеру. Такой тип кластеров часто возникает в результате успешной политики привлечения в регион иностранных инвестиций (перемещение производства комплектующих). Фирмы в таких кластерах относительно независимы как от других производителей в той же технологической цепочке, так и от конкурентов в регионе. В то же время конкуренция между «спутниками» ограничена, в том числе и потому, что они зачастую производят различные виды продукции.

4. «Прикованный к государству»  кластер (англ. state anchored cluster) - кластер,  в котором экономическая активность  в регионе привязана к государственному  предприятию, такому, как военная  база, оборонный завод, университет,  или органу государственного  управления, связанного с государственным  (оборонным) заказом. 

Данные классификации, по мнению автора, чётко разграничивают кластеры по выделенным признакам, а  также достаточно полно отражают специфику выделенных кластеров.

1.3 Условия возникновения  и функционирования кластера

В мировом опыте можно  выделить два основных подхода к  формированию кластеров:

1) Классический либеральный  (англосаксонский) подход предложен  в 80-90-е гг. М.Портером и основан  на самоорганизации экономических  агентов в рамках механизмов "свободного  рынка". Использование подобных  механизмов не предполагает прямого  государственного вмешательства  и/или поддержки.

2) Современный европейский  подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции  и основан на партнерстве бизнеса,  центральных и местных властей [4].

Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности  своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.

Из данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий  и организаций. Как показал В.В. Никитаев, заместитель директора Департамента Экономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России, такой конгломерат ("аналитический прото-кластер") может стать реальным кластером при следующих условиях:

Информация о работе Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике