Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:28, реферат
Исследуемая проблема носит комплексный характер. Вопросами управления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. При этом идея кластерного подхода в России приобрела популярность не так давно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом давно разрабатывают это направление для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.
Следует отметить, что в работах зарубежных и российских авторов пока не выработано комплексных подходов к формированию кластеров.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие экономического кластера 5
1.2 Виды кластеров 8
1.3 Условия возникновения и функционирования кластера 10
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ 14
2.1 Зарубежный опыт кластеризации 14
2.2 Кластеры в российской практике 17
2.3 Достоинства и недостатки экономического кластера 21
2.4 Перспективы и задачи кластеризации в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
1.1 Понятие экономического кластера 5
1.2 Виды кластеров 8
1.3 Условия
возникновения и
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
КЛАСТЕРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И
2.1 Зарубежный опыт кластеризации 14
2.2 Кластеры в российской практике 17
2.3 Достоинства и недостатки экономического кластера 21
2.4 Перспективы
и задачи кластеризации в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
В настоящее время успешность экономического развития напрямую связана с возобновлением промышленного подъема, замедление которого наблюдалось в 2001-2003 годах. При этом резко повышается актуальность вопроса об ограничивающем воздействии на темпы экономической динамики сложившейся структуры производства.
Соответственно, перед экономической
наукой встает задача познания, описания
и разработки механизма промышленной
политики, основными целями которого
должны являться вопросы обеспечения
темпов устойчивого роста и повышения
конкурентоспособности на всех уровнях.
Этим целям отвечает создание и развитие
кластерных схем, которые, являясь, по
сути, межотраслевыми комплексами, играют
роль «точек роста» региональной и
национальной экономики, при этом кластеры
позволяют преодолеть структурные
ограничения, а также сложившуюся
в ряде хозяйственных субъектов
многоотраслевую структуру
Исследуемая проблема носит комплексный характер. Вопросами управления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. При этом идея кластерного подхода в России приобрела популярность не так давно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом давно разрабатывают это направление для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.
Следует отметить, что в работах зарубежных и российских авторов пока не выработано комплексных подходов к формированию кластеров.
Объектом исследования являются
экономические кластеры, как инструмент
активной экономической политики, обеспечивающий
конкурентоспособность
Целью является рассмотрение кластеров как формы повышения уровня конкурентоспособности, а также рассмотрение развития кластеров в России и за рубежом, выявление положительных и отрицательных аспектов кластеризации.
Методы исследования поставленной проблемы - сбор информации о самих кластерах, её анализ, выявление определённых закономерностей развития кластеров, изучение соответствующих статистических данных и заключение выводов.
Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности.
Существует много видов и определений кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [6]. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой совокупность кооперации и конкуренции, т.е. происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.
Предприятия и организации, составляющие кластер, в большинстве случаев являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и конкуренция внутри кластера - не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем кооперация. В ходе постоянных малых конфликтов (конкурентная борьба внутри кластера) система в целом оптимизируется и повышает свои возможности для участия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространение ноу-хау, различных технологий (включая организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Данные инновации быстро становятся фактором производства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационного развития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластера приводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, которые выражаются в стандартах и типовых процедурах (например, процедура одобрения субконтрактного производства. Субконтрактинг - способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором (заказчиком) и субконтракторами (поставщиками).). Распространение технологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний[3].
Важной отличительной
чертой кластера является фактор инновационной
ориентированности. Кластеры, как правило,
формируются там, где осуществляется
или ожидается «прорывное»
В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний, и включают в себя:
- потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;
- техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;
- мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления [6].
Выгоды для бизнеса от развития кластера в целом состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.
Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:
- повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;
- доступности и качества специализированного сервиса;
- доступа различным финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);
- доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;
- доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;
- построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
- создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;
- создания системы взаимоотношений бизнес - власть.
Типичный кластер состоит из компаний малого и среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположность нескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство [3].
Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. В своей работе я остановлюсь на двух из них.
Первой из рассматриваемых классификаций является выделение двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.
Промышленный кластер
фокусируется на конкуренции внутри
сектора. Он состоит из всевозможных
действующих лиц, ресурсов и видов
деятельности, которые объединяются
вместе для развития, производства
и продажи разнообразных типов
товаров и услуг. Промышленный кластер,
как правило, пространственно не
привязан к какой-либо урбанизированной
области. В противоположность
Региональный кластер - это
пространственная агломерация подобной
и связанной экономической
В своей статье «Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования» аспирант кафедры «Туризм и культурное наследие» Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского К.З.Адамова разделила кластеры на следующие типы [6]:
1. «Маршаллианские» кластеры
- кластеры, в которых мелкие фирмы
в одной и той же отрасли
используют экономию от
2. «Ступицы и спицы» (hub-and-spoke)
или «радиальные» кластеры. Такие
кластеры создаются крупными
сборочными предприятиями
3. «Спутниковый» кластер
представляет собой
4. «Прикованный к государству»
кластер (англ. state anchored cluster) - кластер,
в котором экономическая
Данные классификации, по мнению автора, чётко разграничивают кластеры по выделенным признакам, а также достаточно полно отражают специфику выделенных кластеров.
В мировом опыте можно выделить два основных подхода к формированию кластеров:
1) Классический либеральный
(англосаксонский) подход
2) Современный европейский
подход, называемый "полюса конкурентоспособности"
Государство заинтересовано
в глобальной конкурентоспособности
своей экономики и достижении
"полюсом
Из данного описания видно, что реальный кластер отличается от аналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий и организаций. Как показал В.В. Никитаев, заместитель директора Департамента Экономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России, такой конгломерат ("аналитический прото-кластер") может стать реальным кластером при следующих условиях:
Информация о работе Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике