Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Исследуемая проблема носит комплексный характер. Вопросами управления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. При этом идея кластерного подхода в России приобрела популярность не так давно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом давно разрабатывают это направление для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.
Следует отметить, что в работах зарубежных и российских авторов пока не выработано комплексных подходов к формированию кластеров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие экономического кластера 5
1.2 Виды кластеров 8
1.3 Условия возникновения и функционирования кластера 10
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ 14
2.1 Зарубежный опыт кластеризации 14
2.2 Кластеры в российской практике 17
2.3 Достоинства и недостатки экономического кластера 21
2.4 Перспективы и задачи кластеризации в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.docx

— 59.12 Кб (Скачать файл)

О том, что такие негативные явления далеко не единичны говорят  многие именитые специалисты. К примеру  Майкл Портер в рамках презентации  рейтинга международной конкурентоспособности  Мирового экономического форума за 2003 г. отмечал: «Главная сила вашей страны - это огромные запасы природных ресурсов, хорошая рабочая сила и научно-техническая база, а также доставшаяся ей в наследство от закрытой советской экономики отлаженная система обеспечения. К сожалению, все эти сильные стороны недостаточно эффективно используются. Да, у России есть такие ресурсы, которым позавидует подавляющее большинство остальных стран, - необходимы десятилетия для того, чтобы сформировались рабочая сила и научно-техническая база, подобные российским. Но Россия не может использовать все эти богатства, поскольку никак не выберется из проблем регулирования экономики. До сих пор все ее экономические успехи были связаны в основном с эксплуатацией природных ресурсов. Иными словами, ваша страна пока проживает унаследованные богатства и не слишком хорошо сама создает новые богатства» [12].

Из данного утверждения  следует, что в России «готовых» кластеров пока нет. В любом случае, нет таких, которые добились значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимного соперничества и соревнования.

Однако можно смело  утверждать, что формирование кластеров  в стране осуществляется. В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Реализация данной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование и поддержка кластерных инициатив». Цель стратегии развития кластерных инициатив - идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальной основы для повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России. Таким образом, национальная конкурентоспособность - лишь вершина пирамиды, основа которой - конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, а среднее звено - конкурентоспособность регионов.

Рассмотрим некоторые  регионы, в которых ведётся кластерная политика. Одним из таковых является Нижегородская область, где ещё  в условиях централизованной экономики  начали формироваться следующие  промышленные кластеры:

1) энергетический кластер  (производство энергии, средства  её передачи и распределения,  оборудование для них);

2) кластер лесной и  деревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона,  бумаги, мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка  леса, машин и оборудования для  них, химикатов для производства);

3) кластер химической  и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов, промышленная  химия, химикаты специального  применения, продукция химической  промышленности общего назначения);

4) металлургическая промышленность (металлопрокат, литьё, трубы,  оборудование);

5) металлообработка (производство  станков, спецсталей, автоматизация  производства, программное обеспечение) и другие [10].

Что касается Красноярского  края, то здесь можно говорить о  возможности формирования кластеров  в лесопромышленности, агропромышленности, ювелирной промышленности и в  транспортной сфере.

Рассматривая экономическое  развитие Самарской области следует  упомянуть такие кластеры как  Поволжский автомобильный и Самарский космический, а так же Авиационный промышленный кластер.

В Томской области в  последние годы идёт активное формирование регионального кластера, функционирующего в интересах нефтегазового комплекса  Западной Сибири. В его состав входят университеты, научные и проектно-технические  институты, машиностроительные и строительно-монтажные  организации, малые наукоёмкие предприятия  [20].

Итак, несмотря на фактическое  наличие формирующихся кластеров  в различных регионах Российской Федерации, кластеризация экономики  остаётся одной из целей экономической  политики страны, эффективным средством  решения тех масштабных задач, которые  стоят перед Россией.

2.3 Достоинства и недостатки  экономического кластера

Достоинства кластера

Отличительной особенностью кластера является возникновение в  его рамках ряда положительных эффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной форм организации межфирменных взаимосвязей [19]. В первую очередь это эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторым положительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. В общем случае он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать такой многофункциональный фактор на самых разнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанных с его передачей.

Третьим положительным эффектом кластера является эффект синергии, который  возникает, например, при общей стандартизации продукции. При действии этих трёх эффектов (масштаба, охвата и синергии) неприбыльные предприятия кластера могут преодолеть нижнюю границу рентабельности с  помощью специализации, обеспечивающей повышение производительности труда  и снижение себестоимости производимых благ. Тем самым предприятия кластера получают дополнительные конкурентные возможности.

Кроме того, с инновационным  кластером связано понятие так  называемого триггерного эффекта. Он возникает, когда для осуществления  первичной инновации или первичного производства необходимо произвести множество  дорогостоящих вторичных изменений, в результате чего прибыль от базисной инновации или производства может  оказаться даже меньше издержек требуемой  реорганизации. У отдельной фирмы  опасность возникновения такого эффекта достаточно велика. В кластере же фирмы могут минимизировать затраты  на подобные вторичные изменения, что  позволяет им внедрять самые разнообразные  технологии. При этом характерная  для кластера коммуникационная сеть создаёт особо благоприятные  условия для их быстрого распространения.

Основой для развития кластерной системы взаимосвязей является исторически  сложившаяся в регионе структура  производства. Крупные компании, как  правило, устанавливают с малыми и средними фирмами отношения  поставок, что позволяет достаточно быстро внедрять технологические новшества, способствующие общему экономическому росту. Но доминирующее положение на рынке больших компаний может  и тормозить развитие. Часто такие  компании полностью контролируют инфраструктуру и политические институты региона, а мелкий бизнес им нужен только в качестве поставщика полуфабрикатов и комплектующих изделий. Именно с таким типом сетей связаны почти все факторы, определяющие застой в традиционных отраслях.

В свою очередь кластерные межфирменные взаимодействия, стимулирующие  инновационную и производственную активность, требуют организации  преимущественно по горизонтали. Это  позволяет использовать гибкую специализацию, облегчает заключение контрактов и  способствует ускорению распространения  инноваций.

Участники кластера при объединении  ресурсов вносят свой вклад в виде денежных средств, технологий, патентов, торговых марок (включая франчайзинг), ноу-хау, квалифицированного персонала. При этом ими проводятся постоянные консультации с тем, чтобы определить, какие именно нужны ресурсы для  совместных проектов, что требуется  для их эффективного использования, как распределяются затраты и  выгоды. Но они остаются полностью  самостоятельными в других направлениях научно-исследовательской и производственной деятельности.

Такая кооперация позволяет  значительно снизить риски её участников, расширяет ресурсные  возможности, в том числе посредством  использования кооперирующимися сторонами  квалификации и компетенции партнёров, приводит к экономии затрат на исследования и разработки за счёт исключения их дублирования и увеличения продуктивности.

Можно утверждать, что кластеры связанных между собой фирм и  организаций, проводящих исследования и разработки, позволяют минимизировать или на определённый период совсем устранить такие препятствия  при осуществлении инновационной  и производственной деятельности, как  недостатки ресурсов, низкую мотивацию, конфликты интересов, плохие способы  коммуникации и возможный дефицит  доверия.

 

Недостатки кластера

Помимо указанных выше достоинств кластеров, можно говорить и об их недостатках.

Как утверждалось ранее, кластер  является формой повышения конкурентоспособности  как в пределах одной страны, так  на международном рынке. В результате усиления конкуренции с зарубежными  производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу в кластерах, что может привести к стагнации  зарплаты или к повышению в  них уровня безработицы.

Как показывает практика отраслевых кластеров, иногда отношения внутри кластеров могут стать "излишне  тесными", и тогда, при широком  сотрудничестве с госорганами, т.е. при государственном регулировании  кластеризации, это, в большинстве  случаев, может привести к коррупции  в чиновничьих рядах. Кроме того, формирование и деятельность кластеров  может привести к конфликту между  отдельными смежными министерствами и  ведомствами.

Один из подводных камней госуправления кроется в том, что общая политика и действия отдельных ведомств не согласованы  друг с другом и страдают отсутствием  преемственности. Порой это выливается в то, что одно министерство издает правила и нормативы, которые  противоречат правилам другого смежного министерства.

Кроме всего прочего, делая  ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний, т.е. не исключено, что одиночные  компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными.

Также существует потенциальная  угроза излишняя «брендизации» кластера. Процессу брендизации термина "кластер" должно уделяться особое внимание,так  как в большинстве случаев  само понятие кластер автоматически  воспринимается как конкурентоспособный. Именно поэтому многие регионы активно  используют этот бренд.

Другими подводными камнями  кластеризации можно считать:

Можно выделить следующие  подводные камни кластеризации:

· Уязвимость. Специализация  может вызвать уязвимость региона. Технологическая прерывистость  может подорвать определенные преимущества кластера.

· Эффект замкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальных  контактов и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями и недостатком предвидения, может объяснить эффект замкнутости, обусловленный преобладанием устоявшихся  практик.

· Негибкость. Жесткие существующие структуры рискуют задерживать  радикальную переориентацию или  препятствовать необходимой перестройке.

· Уменьшение конкурентных давлений. Кооперация может вызвать  сокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущих сил инновации.

· Синдром самодостаточности. Привыкая к прошлым успехам, кластер  может быть не в состоянии распознать изменяющиеся тенденции.

· Внутренний спад. Также  как социальный капитал может  быть необходим для формирования базиса развития кластеров, последний  может подорвать и даже уничтожить социальную ткань, которая подкрепляла  его [18].

Рассматривая взаимосвязь  участников кластера, нельзя не согласиться  с тем, что, ориентируясь только на внутренние отношения, субъекты кластера рискуют  не только потерей самостоятельности, но и, в случае выхода из кластера, отсутствием  надежных экономических агентов.

Синдром самодостаточности, на мой взгляд, является острой проблемой  кластеризации. Кластеры, будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинстве  случаев крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновационность  в целом. Синдром самодостаточности, однако же, тормозит, если совсем не останавливает, научную деятельность кластера, а это, в свою очередь, есть торможение технического прогресса. Уменьшение конкурентных давлений как недостаток кластера, по моему мнению, тесно связан с синдромом самодостаточности кластера.

Таким образом, выявлены основные недостатки кластеризации, устранение которых должно стать значимой частью кластерной политики любого региона  или страны в целом.

2.4 Перспективы и задачи кластеризации в России

Актуальность кластеризации  существенно возрастает в условиях кризиса, что связано с несколькими  факторами. Прежде всего, нужно заметить, что деструктивные тенденции  могли бы быть гораздо менее масштабными, если бы в российской экономике уже  использовался кластерный подход. Он дает широту восприятия ситуации на рынке. Обособленность игроков лишает их большого количества информации не просто необходимой, а, в некоторых случаях, жизненно важной, в то время как в кластерах  происходит постоянный обмен различного рода информацией между участниками  кластера.

Информация о работе Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике