Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение кластеров, а также рассмотрение развития кластеров в России Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:
1. раскрыть понятие понятие, сущность кластеров, их виды и роль в экономике.
2. рассмотреть кластеры в российской экономике .
3. изучить развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки 4. проанализировать проблемные зоны использования кластерного подхода в России.
Введение
Актуальность создания кластеров,
обусловленная общими закономерностями
развития экономики на современном этапе,
заключается в развитии партнерства между
государством, экономикой и наукой. Кластер
выступает как схема, согласно которой
все производство продукции, начиная от
ее разработки, первичного изготовления
и заканчивая продажей, идет по единой
цепи. Сегодня функционирование и развитие
национальной и региональной экономики
все в большей степени определяется закономерностями
глобализационных процессов, обусловливающих
как формирование новых мирохозяйственных
связей, так и определение конкретного
статуса каждого государства, региона
и отдельного предприятия в структуре
мировой экономики. В качестве одной из
основных составляющих глобализации выступает
экономическая интеграция. Всякая высокоорганизованная
система объективно тяготеет к укреплению
своей целостности, поскольку при ослаблении
связей и отношений между образующими
ее элементами (подсистемами) утрачивается
общая цель, упорядоченность и иерархичность,
отличающие систему от простой совокупности
каких-либо вещей или явлений. Объединение
экономических субъектов, углубление
их взаимодействия, развитие связей между
ними определяются как экономическая
интеграция (от латинского integer – «целый,
единый»).
Соответственно,
перед экономической наукой встает задача
познания, описания и разработки механизма
промышленной политики, основными целями
которого должны являться вопросы обеспечения
темпов устойчивого роста и повышения
конкурентоспособности на всех уровнях.
Этим целям отвечает создание и развитие
кластерных схем, которые, являясь, по
сути, межотраслевыми комплексами, играют
роль «точек роста» региональной и национальной
экономики, при этом кластеры позволяют
преодолеть структурные ограничения,
а также сложившуюся в ряде хозяйственных
субъектов многоотраслевую структуру
производства. Все это определяет выбор
темы настоящего исследования и ее актуальность.
Объектом
исследования являются кластеры в экономике
российских регионов.
Целью
работы является рассмотрение кластеров,
а также
Основные задачи, которые были поставлены
для выполнения работы:
1. раскрыть понятие понятие, сущность кластеров, их виды
и роль в экономике.
2. рассмотреть кластеры в российской экономике
3. изучить развитие кластеров в региональных экономических
системах: преимущества, проблемы, пути
поддержки
4. проанализировать проблемные зоны использования
кластерного подхода в России.
По своей структуре курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка
использованных источников и литературы
I. Кластеры в Российской экономике
1.1. Понятие, сущность кластеров, их виды и роль в экономике
Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом .
Для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга. Сегодня применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территорий. Сам термин «кластер» вошёл в полноценный оборот только в 1990−х гг.
Таким образом, кластер составляют различные типы участников:
• базовые субъекты – крупные, малые и средние компании;
• инновационно-
• органы власти национального/регионального/
• блок компаний, предоставляющих смежные услуги (финансовые организации, консалтинговые компании и т.д.).
Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ определяют стадии развития конкуренции и модели экономического роста государств, регионов и предприятий. Промышленные предприятия создают основу для потребления и увеличения национального богатства, следовательно, в рыночной экономике большое значение играет именно их конкурентоспособность.
В целом различаются
3 широких определения кластеров,
каждое из которых
С позиции системного подхода кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью. Формирование эффективных технологических цепочек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов является стратегическим мероприятием, требующим определенных долгосрочных вложений в их реализацию, и возможно только посредством их самоорганизации в результате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде этих потенциальных систем. Такое взаимодействие должно приводить к дополнительным выгодам для каждого из субъектов, создавать определенный стимул к формированию единой системы функционирования, обеспечению целостной системы .
Необходимо отметить, что кластерное развитие экономики - это определенный инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное общество формирует правила деятельности своих хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т.д. Поэтому кластер, существующих в рамках данных правил, - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, вузам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным .
Кластеры можно идентифицировать как группу фирм-участников того или иного рынка, объединившихся на основе долгосрочных контрактов с целью эффективного использования ресурсов и специфических преимуществ для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов.
Отличительная черта кластера - целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определенной территории дает значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры.
Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, дает импульс для более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического подъема территорий.
Характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям:
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, первые три из которых могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для формирования кластеров:
1)Наличие конкурентоспособных предприятий. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стоимость).
2)Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера.
Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных учебных заведений и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории могут рассматриваться: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер.
3)Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и охватывать один или несколько регионов государства. В качестве индикаторов географической концентрации могут рассматриваться различные показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
4)Широкий набор участников и наличие «критической массы». Кластер может состоять из компаний, производящих конечную продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона, системы поставщиков комплектующих, оборудования, специализированных услуг, а также профессиональных образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер, количество компаний и организаций относящихся к секторам, входящим в кластер.
5)Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров - один из ключевых факторов успеха. Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ.
Для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается.
1.2. Кластеры в российской экономике
Кластеры – сравнительно молодое экономическое понятие. Несмотря на то, что базовые подходы в сфере кластерной политики были представлены ещё в конце XIX в. в работах Альфреда Маршалла, потребовалось немало времени, чтобы сформировать полноценную типологию экономических районов.
Ключевое отличие кластера от, например, промышленного района в том, что компании кластера не только конкурируют между собой, но и сотрудничают, когда речь идёт о решении общих задач, от развития инфраструктуры до решения вопросов нехватки кадров необходимой квалификации. В таких условиях ключевую роль начинает играть неформализованная инфраструктура взаимодействия – социальные связи, уровень доверия между субъектами кластера.
Кластер, отчасти активизируя конкурентную борьбу за имеющиеся квалифицированные кадры и финансовые ресурсы, не говоря о рынках сбыта, даёт компаниям достаточное количество преимуществ от сотрудничества – специализированных поставщиков сырья, материалов, услуг, рынок рабочей силы со специальными навыками, необходимую инфраструктуру, систему обмена знаниями между компаниями.
Наиболее часто встречающийся
тип кластера– промышленно-
Информация о работе Кластеры в экономике российских регионов