Кластеры в экономике российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение кластеров, а также рассмотрение развития кластеров в России Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:
1. раскрыть понятие понятие, сущность кластеров, их виды и роль в экономике.
2. рассмотреть кластеры в российской экономике .
3. изучить развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки 4. проанализировать проблемные зоны использования кластерного подхода в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 840.76 Кб (Скачать файл)

Достаточно часто кластер – это сетевая структура, наличие или отсутствие в которой центрального звена определяются необходимостью или традицией. Он может функционировать в формате как формализованной структуры, так и неформализованной – без управляющей компании и членства.

Во многих случаях кластер становится зоной благоприятствования для малых высокоспециализированных компаний, способных гибко реагировать на изменения спроса. Правда, несмотря на то, что для многих успешных кластеров базой являются быстроразвивающиеся средние и малые компании, это не означает, что ситуация не может складываться по-другому. Ядром кластера может стать одна или несколько крупных компаний. Такая ситуация  не редкость, когда речь идёт об автомобильной промышленности или ядерных технологиях.

Кластер–это открытая структура. Он не замыкается в рамках регионального рынка (хотя может ориентироваться на национальный, а не мировой рынок). Немного утрируя, можно сказать, что в кластере работает малый бизнес, завоёвывающий мир.

Казалось бы,развитие Интернета, повышение качества и оперативности траспортно-логистических услуг, мобильность рабочей силы и капиталов должны были бы если не уничтожить, то серьёзно подорвать позиции кластеров. На самом деле новая мобильность укрепляет позиции кластеров, отчасти размывая их географическую концентрированность. Одновременно сохраняя территориальную близость основных компонентов кластера, его компании получают возможность получать лучшие товары и услуги, а не только те, которые предоставляют близко расположенные поставщики.

Кластеры в России также имеются. Во-первых, завершён процесс отбора инновационных территориальных кластеров – перечень из 25 кластеров утверждён в конце августа 2012 г.

Узким местом проведённого конкурса можно считать его избыточно инновационную ориентированность. Была осуществлена попытка «перепрыгнуть» через этап промышленных кластеров и сразу уйти в зону инновационных, но необходимо отметить, что уровень конкурентоспособности при ориентации на отбор промышленных кластеров был бы выше, а заявки – качественнее.                                                .                                                                                                 Вторая проблема – неопределённость с форматом и объёмом поддержки отобранных кластеров – соответствующие предложения только формируются, хотя сам перечень кластеров уже утверждён.                                     

Во-вторых, в перечень кластеров The European Cluster Collaboration Platform (ECCP) входит достаточно большая группа российских кластеров различных секторов экономики из пяти регионов.                                                                        

Кластер нельзя создать только сверху – для этого существуют более эффективные механизмы экономического развития на региональном уровне, например особые экономические зоны.

В-третьих, активно формируются специализированные региональные институты, занимающиеся вопросами развития кластеров. Вот лишь некоторые из них:

    • Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области;
    • Центр кластерного развития Астраханской области; Центр кластерного развития Воронежской области;
    • Центр кластерного развития Курганской области;
    • Центр кластерного развития Республики Татарстан;
    • Центр кластерного развития Томской области.

 

Что касается специализированных государственных или региональных агентств, исследование выявило наличие 75 агентств. Что интересно – наибольшее количество агентств – восемь – зафиксировано в Финляндии, чья политика в сфере развития кластеров получает чрезвычайно высокие оценки.

Национальные программы развития кластеров имеют 26 стран, при этом общее количество программ составляет 69 (по одной-две программы на страну). Основным источником финансирования таких программ является бюджет.

В Европе существует развитая система институтов, направленных на развитие кластеров, например Кластерная инновационная платформа (Cluster-IP), но и на международном уровне этой проблеме уделяется не меньше внимания.

ЮНИДО реализует программы «Кластеры» и «Сетевая программа развития». По оценкам ЮНИДО, данные программы рассматриваются как инструменты, содействующие искоренению бедности и развитию конкурентной промышленности.

Методология ЮНИДО основана на следующих этапах:

1. Отбор кластеров.

2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз кластеров.

3. Создание концепции  и соответствующей стратегии развития, осуществляемой кластером.

4. Управление и координация действий в соответствии с планом, включая установление горизонтальных и вертикальных сетей.

5. Контроль и оценка качественных и количественных показателей проекта.

Если говорить о неевропейском опыте кластерной политики, то можно посмотреть на опыт Канады. Начиная с 2000 г. на развитие 11 технологических кластеров через Национальный совет по исследованиям Канады (National Research Council Canada) было направлено 554,2 млн долл.

Среди направлений специализации данных кластеров:

– экологически чистое топливо и водородные технологии;

– нанотехнологии;

– устойчивое развитие городской инфраструктуры;

– биотехнологии для сельского хозяйства;

– медицина;

– стекловолоконная оптика;

– изменение свойств алюминия;

– информационные технологии;

– освоение ресурсов Мирового океана.

За пятилетний период улучшились оценки развитости кластеров у Бразилии и Италии (которая в последнем индексе заняла второе место, уступив лишь Тайваню). Стабильно высокими остаются показатели Финляндии и Германии. А вот позиции Китая несколько ухудшились, что и могло стать дополнительным поводом для некоторой трансформации подходов к реализации кластерной политики.

У России и Казахстана ухудшились позиции в рейтинге, причём значительно. Темпы формирования российских кластеров явно недостаточны, чтобы воспользоваться всеми преимуществами данного механизма экономического развития. Можно было бы сказать – а как же 25 «пилотных» кластеров, Россию опять недооценивают. Но это пилотные кластеры, а в индексе оценивается масштабность политики в данной сфере.

В результате за последние 5 лет оценка России ни разу не была выше средней, в основном она колебалась в интервале 3,0–3,2 балла по семибалльной шкале (где 1 – в стране отсутствуют хорошо развитые кластеры, 7 – они представлены во многих областях).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. косвенно фиксирует несколько направлений кластерной политики:

– территориально-производственные кластеры, ориентированные на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах. Предлагается рассмотреть возможность поддержки формирования кластеров (в том числе финансовой, административной и инфраструктурной), продвижения их продукции на внутреннем и мировых рынках; формирование механизма поддержки создания и капитализации российских высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом;

– территориально-производственные кластеры на слабо освоенных территориях, ориентированные на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий, включая нефтегазохимические кластеры, энергопромышленные кластеры на базе гидроэлектростанций, лесопромышленные кластеры и т.д.;

– туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

Динамика производства на территории пилотных кластеров более чем в 1,8 раза превысит показатель динамики производства промышленной продукции в целом на территории Российской Федерации за указанный период, который, по прогнозным оценкам Минэкономразвития России, составит 58% в текущих ценах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Развитие, поддержка  и проблемы кластеров в регионах

2.1.Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки

 
 

 
       В развитии экономики региона большую роль играют институциональные реформы и продуманная отраслевая политика, направленная на создание новых форм организации и кооперации труда, обеспечивающих накопление и эффективное использование ресурсов на территории.

Практика последних лет показывает, что наиболее динамично развиваются именно те регионы, в которых сформировались промышленные и сельскохозяйственные кластеры. Одним из самых ярких примеров является Поволжье, где сосредоточено около девяноста процентов отечественного автомобилестроения.                            . 
          Понятие кластера введено Майклом Портером, который определял его как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Портер рассматривал кластер как один из способов повышения конкурентоспособности экономической системы. Сегодняшнее восприятие кластеров расширило свои рамки, их относят к гибким мезоэкономическим системам, включающим в свой состав экономических субъектов микроуровня, связанных между собой гибридными связями и кооперирующихся для достижения некоторых общих целей, но одновременно сохраняющих самостоятельность (автономность в принятии решений и права собственности на активы).

 

 

Кластер формирует «питательную среду» для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий.

Позитивное влияние кластеров на развитие предпринимательства в регионе обусловлено тем, что они обеспечивают фирмам высокую степень специализации, стимулируют создание новых фирм, обслуживающих конкретную рыночную нишу. При этом невысокая степень вертикальной интеграции внутри кластера облегчает вхождение в него новых фирм.  
         Для малых и средних предприятий кластер существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции, поставок сырья и материалов, рабочей силы.

Деловая репутация кластера предоставляет предприятиям новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Кроме того, распространение новых знаний, методик, технологий на все предприятия, входящие в кластер, позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость.

Таким образом, кластеры способствуют повышению эффективности деятельности предприятий в регионе. Это, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно, налоговые поступления в региональный бюджет.                                      . .  
         Кластер представляет собой уникальное явление и с точки зрения отношений собственности, складывающихся в его рамках. Он формирует особую конфигурацию прав собственности на различные объекты, – недвижимость, ноу-хау, сырье, материалы и т.д. – обеспечивающую наиболее эффективное их использование.

 Кроме того, с кардинальным  изменением институциональных условий  деятельности людей видоизменяются  и сами типы собственности, т.е. формируется своеобразный тип  собственности на трансферт, перенос  технологий из одной области  в другую. Собственность на трансферт  технологий предполагает развитие института интеллектуальной собственности. Такой трансферт осуществляется в особой эпистемической среде, обеспечивающей возможность выделять технологические решения, основанные на новых принципах, и определять условия их переноса в другие промышленные зоны.

Кластеры формируют необходимую базу для таких трансфертов, поскольку позволяют соединять вместе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства и являются в некотором роде фабрикой комплексного знания, ориентированного на практику                           .  
          Благодаря этому в регионе создаются необходимые условия для перевооружения промышленности, определяются зоны приоритетных инвестиционных вложений и формируются комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластерные образования обеспечивает мультипликативный эффект в развитии экономики региона – инвестирование в предприятия смежных отраслей, взаимно влияющих друг на друга, обеспечивает большую отдачу от вложенных средств                                           
         Концентрируя в своих рамках процессы производства и сбыта продукции, кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде. Кроме того, кластеры служат связующим элементом для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, органично увязывая процессы регионального развития с развитием всей национальной экономики. Такие институциональные формы, как кластерные образования, служат «опорой» для реализации приоритетных национальных проектов.

 

 
           Кластерный подход в управлении экономикой региона предоставляет органам власти эффективные инструменты взаимодействия с бизнесом через участие представителей администрации в работе координационного совета кластера. В результате власти располагают актуальной, полноценной и достоверной информацией о деятельности предприятий, о рынках сбыта и трудовых ресурсов, что обеспечивает качественное стратегическое планирование развития экономики региона.  
            Несмотря на множество позитивных эффектов для развития экономики, в регионах России потенциал кластеров не используется в полной мере, многие кластерные проекты находятся пока в начальной стадии реализации. К примеру, в Санкт-Петербурге в настоящее время создается автомобильный кластер, в который войдут японские компании Suzuki Motor Inc., Itochu Corp., Toyota. Планируется строительство автозавода, объем инвестиций составит порядка 3 млрд. руб. В дальнейшем будут подписаны соглашения о режиме промышленной сборки еще с несколькими автоконцернами.

Вслед за автомобильным концерном в городе планируется создание нового, электронного кластера. Один из крупнейших мировых производителей электроники – Flextronics – построит в Петербурге завод по сборке компьютерной техники. Инвестиции в проект составят около $ 50млн.                  .               
           Основными проблемами, препятствующими масштабному и эффективному развитию кластеров в региональных экономических системах, на мой взгляд, являются:                        
– недостаточная просвещенность органов власти и представителей бизнеса в вопросах применения кластерного подхода ;                              .   
– отсутствие четко сформулированной государственной политики в отношении кластеров и соответственно организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;                              .  
– низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга; 
– отсутствие научно-методического и кадрового обеспечения процессов внедрения и развития кластеров в регионах.                           .

             По моему мнению, именно региональные органы власти должны стать основными инициаторами кластерных проектов. Программы развития кластеров должны быть основаны на детальном стратегическом и кластерном анализе экономики региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон.

В этом направлении, прежде всего, необходимо: 
– формализовать политику региона по отношению к кластерам с учетом региональной специфики, особенностей отрасли и участников кластера, разработать программы развития кластеров в регионе; 
– обеспечить органичное включение программ развития кластеров в стратегию развития региона;                                       . 
– расширить научно-образовательную базу и доступ к государственным НИОКР, стимулировать кооперацию образовательного и реального секторов;  
– обеспечить развитие инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон).  
Формированию и развитию кластеров будет способствовать действенная система управления собственностью в регионе, включающая меры прямого и косвенного государственного регулирования отношений собственности.

  Прямое регулирование – это определение условий доступа тех или иных субъектов к определенным экономическим благам, наделение или признание за определенными субъектами прав собственности на эти блага, например, разграничение прав собственности на землю между различными уровнями публичной власти, ограничение прав иностранных лиц и фирм на возможности приобретения ими определенных благ и пр. Косвенное регулирование отношений собственности представляет собой совокупность управляющих воздействий государства на поведение субъектов прав собственности с помощью налогового, финансового, экологического и иных видов государственного регулирования экономики. 
            Одним из основных приоритетов программ развития инновационных территориальных кластеров является создание высокопроизводительных рабочих мест. В целом, по оценкам Минэкономразвития России, по состоянию на 2011 г. общее число рабочих мест на предприятиях и организациях–участниках кластеров с уровнем заработной платы, превышающим на 100% средний уровень в регионах базирования кластера, составило 179 617 единиц. В 2016 г. их количество увеличится до 331 692 единиц, или на 84,7%.

Большинство программ предусматривает реализацию мероприятий по развитию малого предпринимательства и вовлечению предприятий малого бизнеса в кооперационные связи с крупными компаниями-участниками. В результате совместной деятельности предполагается увеличить долю занятых на малых предприятиях к общей численности занятых на предприятиях и организациях–участниках кластеров в среднем на 7,5 процентного пункта.

В среднем по отобранным кластерам выработка на одного работника по предприятиями организациям-участникам за 2011 г. составила 1955,2 тыс. руб./чел. в год. В 2016 г. значение этого показателя ожидается на уровне 3629,5 тыс. руб./чел. в год (прирост на 86%). При этом в 10 из 25 кластеров прирост ожидается более чем на 100%.

Создание туристско-рекреационных кластеров на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатыми историко-культурным наследием входит в концепцию         долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

 

 

Для достижения данных прогнозных показателей по 25 отобранным кластерам предполагается сосредоточиться на следующих направлениях:

• предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (предполагается выделение из федерального бюджета до 5 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 г., на условиях софинансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации по таким направлениям, как развитие транспортной, энергетической, инженерной, социальной инфраструктуры, подготовка и повышение квалификации кадров, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок и т.д.);

• поддержка реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм, использование средств институтов развития;

• участие в развитии кластеров госкомпаний (правда, это ещё один тип дополнительной финансовой нагрузки на компании с госучастием).

Но успешное развитие даже 25 пилотных кластеров недостаточно для того, чтобы можно было говорить о прорыве в кластерной политике. Есть направления, которые требуется масштабировать:

– развитие научных парков, бизнес-инкубаторов на основе ГЧП;

– стимулирование спроса на инновационные товары;

– повышение качества образовательных услуг;

– стимулирование развития международных связей, включая развитие трансграничных кластеров и ряд других.

Кластерная политика не даёт возможность решить все задачи экономического развития, но является неплохим инструментом в умелых руках. 

 

 

 

        Органы власти могут стимулировать формирование кластеров в регионе путем создания инфраструктуры – строительства за счет бюджета современных автомобильных и железных дорог, аэропортов, новых энергетических систем и т. д. И сами кластеры будут способствовать формированию в регионе принципиально новых инфраструктур. Например, внедрение нанотехнологий в производство различных видов продукции потребует создания специальных многоуровневых мониторинговых систем.  
         Возникает закономерный вопрос о том, каким образом формируется кластер в регионе. Его основу составляют несколько компонентов: 
− научные лаборатории, в которых создаются новые технологии;  
− экспериментальные производства по созданию промышленных образцов и апробации новых технологий;                       . 
− промышленно-технологические группы, осуществляющие серийное производство; 
− маркетинговые группы для продвижения товара и формирования устойчивого спроса;                                      . 
− управленческие структуры, включающие, например, совет инвесторов, который принимает решение о приоритетном финансировании того или иного проекта; экспертный совет, рассматривающий различные проекты по мере их подготовки к реализации.                          . 
         Продуманная кластерная политика в регионе предполагает не просто стремление властей объединить на своей территории предприятия и организации нескольких разных отраслей, что может привести к синергетическому эффекту, а радикальное изменение отраслевой политики, внедрение инновационных технологий, требующих создания новых институциональных форм, коренным образом меняющих прежний техно-промышленный уклад.

     В процессе создания региональных кластеров следует отталкиваться от новых фундаментальных научных решений, а не от способов рационализации сложившихся форм производства. Поэтому поддержка кластеров должна включать в себя ликвидацию барьеров для внедрения инноваций, государственные вложения в человеческий капитал и инфраструктуру, поддержку географической концентрации связанных фирм.  
         В целом содействие региональных властей формированию и развитию кластеров должно осуществляться по следующим направлениям: 
– создание условий для конструктивного диалога бизнеса и власти, гармонизации интересов участников кластера и усиления кооперации между ними;                                                         . 
– стимулирование спроса – формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказа; 
– развитие системы профессионального образования с целью формирования необходимых компетенций в регионе;                          . 
– развитие внешних связей, устранение торговых барьеров, защита прав интеллектуальной собственности, реализация совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов; 
– создание благоприятных экономических, институциональных и других условий в регионе.  
           Продуманная политика поддержки кластеров в регионе – действенный инструмент повышения его конкурентоспособности, инновационного потенциала, темпов экономического роста, а также очень важное условие обеспечения устойчивости и экономической независимости региона в условиях глобализации.

 

 

 

 

 

2.2. Проблемные зоны использования  кластерного подхода в России

 

          Последние несколько лет тема формирования кластеров стала одним из основных лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. Попробуем выделить наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с применением кластерного подхода в стратегических документах.             . 

       Можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в России. В первую очередь это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. При использовании кластерного подхода акцент должен быть сделан не на существующей системе организации производства (что, безусловно, важно, но в современных условиях не является определяющим), а на анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального образования. Кластерный подход позволяет очертить границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определить позицию территориального образования (города, региона и т. д.) на этих рынках. Именно рынок — его масштаб, товарная, территориальная и корпоративная структура — задает требования к организации производства на территории.      И                      . 
        Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Наиболее типичными ошибками являются ограничение границ кластера границами субъекта Федерации (или группы муниципальных образований), что для ряда кластеров (например, лесного кластера на Северо-Западе России, охватывающего более пяти субъектов Федерации, зерно-масличного кластера Юга России, центром которого являются три региона: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) является неприемлемым. Необходимо отметить, что межрегиональный характер многих кластеров требует кооперации и синхронизации действий органов власти нескольких субъектов Федерации (кадровая политика, размещение производственных объектов, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Тем не менее в России пока наблюдается крайне слабый уровень кооперации. До сих пор органы региональной власти продолжают действовать, руководствуясь скорее логикой конкуренции друг с другом за инвестиционные, человеческие и прочие ресурсы.             И  и       .  
          Вторая проблема — игнорирование «коммуникативной» природы кластера. Одна из сильных сторон кластерного подхода заключается в том, что он позволяет вычленять корпоративную структуру (основных игроков) того или иного сектора, а также сформировать потенциальную систему партнерств, которая необходима для развития кластера. При этом крайне важна установка, с одной стороны, на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой — на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки.  
           В качестве еще одной проблемы следует упомянуть абсолютизацию той или иной схемы кластера. Необходимо отметить, что кластерный подход — это прежде всего инструмент аналитический. Поэтому в зависимости от аналитической задачи может применяться разная схематизация потенциального кластера. К наиболее часто применяемым схемам кластера относятся:  

Информация о работе Кластеры в экономике российских регионов