Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:37, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение кластеров, а также рассмотрение развития кластеров в России Основные задачи, которые были поставлены для выполнения работы:
1. раскрыть понятие понятие, сущность кластеров, их виды и роль в экономике.
2. рассмотреть кластеры в российской экономике .
3. изучить развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки 4. проанализировать проблемные зоны использования кластерного подхода в России.
Достаточно часто кластер – это сетевая структура, наличие или отсутствие в которой центрального звена определяются необходимостью или традицией. Он может функционировать в формате как формализованной структуры, так и неформализованной – без управляющей компании и членства.
Во многих случаях кластер становится зоной благоприятствования для малых высокоспециализированных компаний, способных гибко реагировать на изменения спроса. Правда, несмотря на то, что для многих успешных кластеров базой являются быстроразвивающиеся средние и малые компании, это не означает, что ситуация не может складываться по-другому. Ядром кластера может стать одна или несколько крупных компаний. Такая ситуация не редкость, когда речь идёт об автомобильной промышленности или ядерных технологиях.
Кластер–это открытая структура. Он не замыкается в рамках регионального рынка (хотя может ориентироваться на национальный, а не мировой рынок). Немного утрируя, можно сказать, что в кластере работает малый бизнес, завоёвывающий мир.
Казалось бы,развитие Интернета,
повышение качества и оперативности траспортно-
Кластеры в России также имеются. Во-первых, завершён процесс отбора инновационных территориальных кластеров – перечень из 25 кластеров утверждён в конце августа 2012 г.
Узким местом проведённого
конкурса можно считать его избыточно
инновационную ориентированность. Была
осуществлена попытка «перепрыгнуть»
через этап промышленных кластеров и сразу
уйти в зону инновационных, но необходимо
отметить, что уровень конкурентоспособности
при ориентации на отбор промышленных
кластеров был бы выше, а заявки – качественнее.
Во-вторых, в перечень кластеров
The European Cluster Collaboration Platform (ECCP) входит достаточно
большая группа российских кластеров
различных секторов экономики из пяти
регионов.
Кластер нельзя создать только сверху – для этого существуют более эффективные механизмы экономического развития на региональном уровне, например особые экономические зоны.
В-третьих, активно формируются специализированные региональные институты, занимающиеся вопросами развития кластеров. Вот лишь некоторые из них:
Что касается специализированных государственных или региональных агентств, исследование выявило наличие 75 агентств. Что интересно – наибольшее количество агентств – восемь – зафиксировано в Финляндии, чья политика в сфере развития кластеров получает чрезвычайно высокие оценки.
Национальные программы развития кластеров имеют 26 стран, при этом общее количество программ составляет 69 (по одной-две программы на страну). Основным источником финансирования таких программ является бюджет.
В Европе существует развитая
система институтов, направленных на развитие
кластеров, например Кластерная инновационная
платформа (Cluster-IP), но и
ЮНИДО реализует программы «Кластеры» и «Сетевая программа развития». По оценкам ЮНИДО, данные программы рассматриваются как инструменты, содействующие искоренению бедности и развитию конкурентной промышленности.
Методология ЮНИДО основана на следующих этапах:
1. Отбор кластеров.
2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз кластеров.
3. Создание концепции и соответствующей стратегии развития, осуществляемой кластером.
4. Управление и координация действий в соответствии с планом, включая установление горизонтальных и вертикальных сетей.
5. Контроль и оценка качественных и количественных показателей проекта.
Если говорить о неевропейском опыте кластерной политики, то можно посмотреть на опыт Канады. Начиная с 2000 г. на развитие 11 технологических кластеров через Национальный совет по исследованиям Канады (National Research Council Canada) было направлено 554,2 млн долл.
Среди направлений специализации данных кластеров:
– экологически чистое топливо и водородные технологии;
– нанотехнологии;
– устойчивое развитие городской инфраструктуры;
– биотехнологии для сельского хозяйства;
– медицина;
– стекловолоконная оптика;
– изменение свойств алюминия;
– информационные технологии;
– освоение ресурсов Мирового океана.
За пятилетний период улучшились оценки развитости кластеров у Бразилии и Италии (которая в последнем индексе заняла второе место, уступив лишь Тайваню). Стабильно высокими остаются показатели Финляндии и Германии. А вот позиции Китая несколько ухудшились, что и могло стать дополнительным поводом для некоторой трансформации подходов к реализации кластерной политики.
У России и Казахстана ухудшились позиции в рейтинге, причём значительно. Темпы формирования российских кластеров явно недостаточны, чтобы воспользоваться всеми преимуществами данного механизма экономического развития. Можно было бы сказать – а как же 25 «пилотных» кластеров, Россию опять недооценивают. Но это пилотные кластеры, а в индексе оценивается масштабность политики в данной сфере.
В результате за последние 5 лет оценка России ни разу не была выше средней, в основном она колебалась в интервале 3,0–3,2 балла по семибалльной шкале (где 1 – в стране отсутствуют хорошо развитые кластеры, 7 – они представлены во многих областях).
Концепция долгосрочного социально-
– территориально-
– территориально-
– туристско-рекреационные
Динамика производства на территории пилотных кластеров более чем в 1,8 раза превысит показатель динамики производства промышленной продукции в целом на территории Российской Федерации за указанный период, который, по прогнозным оценкам Минэкономразвития России, составит 58% в текущих ценах.
II. Развитие, поддержка и проблемы кластеров в регионах 2.1.Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки |
Практика последних лет показывает,
что наиболее динамично развиваются именно
те регионы, в которых сформировались
промышленные и сельскохозяйственные
кластеры. Одним из самых ярких примеров
является Поволжье, где сосредоточено
около девяноста процентов отечественного
автомобилестроения.
Кластер формирует «питательную среду» для развития малого и среднего предпринимательства. В мировой практике известны кластеры, полностью состоящие из малых и средних предприятий. Позитивное влияние кластеров
на развитие предпринимательства в регионе
обусловлено тем, что они обеспечивают
фирмам высокую степень специализации,
стимулируют создание новых фирм, обслуживающих
конкретную рыночную нишу. При этом невысокая
степень вертикальной интеграции внутри
кластера облегчает вхождение в него новых
фирм. Деловая репутация кластера предоставляет предприятиям новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Кроме того, распространение новых знаний, методик, технологий на все предприятия, входящие в кластер, позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость. Таким образом, кластеры способствуют
повышению эффективности деятельности
предприятий в регионе. Это, в свою очередь,
увеличивает налогооблагаемую базу и,
соответственно, налоговые поступления
в региональный бюджет. Кроме того, с кардинальным
изменением институциональных Кластеры формируют необходимую
базу для таких трансфертов, поскольку
позволяют соединять вместе фундаментальную
науку, проектно-конструкторские разработки
и новые высокотехнологические производства
и являются в некотором роде фабрикой
комплексного знания, ориентированного
на практику
Вслед за автомобильным концерном
в городе планируется создание нового,
электронного кластера. Один из крупнейших
мировых производителей электроники –
Flextronics – построит в Петербурге завод
по сборке компьютерной техники. Инвестиции
в проект составят около $ 50млн. . По моему мнению, именно региональные органы власти должны стать основными инициаторами кластерных проектов. Программы развития кластеров должны быть основаны на детальном стратегическом и кластерном анализе экономики региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон. В этом направлении, прежде
всего, необходимо: Прямое регулирование
– это определение условий доступа тех
или иных субъектов к определенным экономическим
благам, наделение или признание за определенными
субъектами прав собственности на эти
блага, например, разграничение прав собственности
на землю между различными уровнями публичной
власти, ограничение прав иностранных
лиц и фирм на возможности приобретения
ими определенных благ и пр. Косвенное
регулирование отношений собственности
представляет собой совокупность управляющих
воздействий государства на поведение
субъектов прав собственности с помощью
налогового, финансового, экологического
и иных видов государственного регулирования
экономики. Большинство программ предусматривает
реализацию мероприятий по развитию малого
предпринимательства и вовлечению предприятий
малого бизнеса в кооперационные связи
с крупными компаниями-участниками. В В среднем по отобранным кластерам
выработка на одного работника по предприятиями организациям- Создание туристско-
Для достижения данных прогнозных показателей по 25 отобранным кластерам предполагается сосредоточиться на следующих направлениях: • предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (предполагается выделение из федерального бюджета до 5 млрд руб. ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 г., на условиях софинансирования реализации программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации по таким направлениям, как развитие транспортной, энергетической, инженерной, социальной инфраструктуры, подготовка и повышение квалификации кадров, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок и т.д.); • поддержка реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и госпрограмм, использование средств институтов развития; • участие в развитии кластеров госкомпаний (правда, это ещё один тип дополнительной финансовой нагрузки на компании с госучастием). Но успешное развитие даже 25 пилотных кластеров недостаточно для того, чтобы можно было говорить о прорыве в кластерной политике. Есть направления, которые требуется масштабировать: – развитие научных парков, бизнес-инкубаторов на – стимулирование спроса на инновационные товары; – повышение качества образовательных услуг; – стимулирование развития международных связей, включая развитие трансграничных кластеров и ряд других. Кластерная политика не даёт возможность решить все задачи экономического развития, но является неплохим инструментом в умелых руках.
Органы
власти могут стимулировать формирование
кластеров в регионе путем создания инфраструктуры
– строительства за счет бюджета современных
автомобильных и железных дорог, аэропортов,
новых энергетических систем и т. д. И сами
кластеры будут способствовать формированию
в регионе принципиально новых инфраструктур.
Например, внедрение нанотехнологий в
производство различных видов продукции
потребует создания специальных многоуровневых
мониторинговых систем. В процессе создания
региональных кластеров следует отталкиваться
от новых фундаментальных научных решений,
а не от способов рационализации сложившихся
форм производства. Поэтому поддержка
кластеров должна включать в себя ликвидацию
барьеров для внедрения инноваций, государственные
вложения в человеческий капитал и инфраструктуру,
поддержку географической концентрации
связанных фирм. |
2.2. Проблемные зоны использования кластерного подхода в России
Последние несколько лет тема формирования кластеров стала одним из основных лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. Попробуем выделить наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с применением кластерного подхода в стратегических документах. .
Можно выделить целый ряд проблемных зон,
связанных с использованием кластерного
подхода в России. В первую очередь это
отсутствие оценки рынка потенциального
кластера. При использовании кластерного
подхода акцент должен быть сделан не
на существующей системе организации
производства (что, безусловно, важно,
но в современных условиях не является
определяющим), а на анализе рынков, на
которых позиционированы предприятия
того или иного территориального образования.
Кластерный подход позволяет очертить
границы рынков, на которых присутствуют
хозяйствующие субъекты, а также определить
позицию территориального образования
(города, региона и т. д.) на этих рынках.
Именно рынок — его масштаб, товарная,
территориальная и корпоративная структура
— задает требования к организации производства
на территории. И .
Неточная оценка рынка или его границ
приводит к ошибочным решениям и действиям
региональных или муниципальных властей.
Наиболее типичными ошибками являются
ограничение границ кластера границами
субъекта Федерации (или группы муниципальных
образований), что для ряда кластеров (например,
лесного кластера на Северо-Западе России,
охватывающего более пяти субъектов Федерации,
зерно-масличного кластера Юга России,
центром которого являются три региона:
Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский
края) является неприемлемым. Необходимо
отметить, что межрегиональный характер
многих кластеров требует кооперации
и синхронизации действий органов власти
нескольких субъектов Федерации (кадровая
политика, размещение производственных
объектов, реализация инфраструктурных
проектов и т. д.). Тем не менее в России
пока наблюдается крайне слабый уровень
кооперации. До сих пор органы региональной
власти продолжают действовать, руководствуясь
скорее логикой конкуренции друг с другом
за инвестиционные, человеческие и прочие
ресурсы. И и
.
Вторая проблема — игнорирование «коммуникативной»
природы кластера. Одна из сильных сторон
кластерного подхода заключается в том,
что он позволяет вычленять корпоративную
структуру (основных игроков) того или
иного сектора, а также сформировать потенциальную
систему партнерств, которая необходима
для развития кластера. При этом крайне
важна установка, с одной стороны, на развитие
конкуренции между компаниями-поставщиками,
а с другой — на кооперацию между потребителями
и поставщиками в рамках одной технологической
цепочки.
В качестве еще одной проблемы следует
упомянуть абсолютизацию той или иной
схемы кластера. Необходимо отметить,
что кластерный подход — это прежде всего
инструмент аналитический. Поэтому в зависимости
от аналитической задачи может применяться
разная схематизация потенциального кластера.
К наиболее часто применяемым схемам кластера
относятся:
Информация о работе Кластеры в экономике российских регионов