Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:34, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - подробно разобрать понятие коммерческого риска, и найти наиболее лучшие способы их уменьшения.
Задачи: рассмотреть понятие коммерческого риска, способы его снижения; изучить виды риска и факторы, порождающие коммерческие риски.
Кредитный риск - это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.
Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь, включающих следующие разновидности: биржевой, риск банкротства и селективный риск.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.
Селективные риски (выбор, отбор) – это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства – это опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
Риск является финансовой категорией, поэтому на величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии [12].
3 Факторы, порождающие коммерческие риски
Непредвиденные факторы
Типичные источники такого риска - увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.
Довольно близки по непредвидимости потери, обусловленные стихийными бедствиями и криминалом.
Весьма специфичны возможные потери,
вызванные несовершенством
Особое место занимают
потери предпринимателя, обусловленные
недобросовестностью или
Итак, факторы, порождающие коммерческие риски:
А. Факторы в производственном предпринимательстве:
1. Снижение намеченных
объемов производства и
D=ОхЦ , где
О - вероятное суммарное уменьшение объема выпуска продукции;
Ц - цена реализации единицы объема продукции.
2. Снижение цен, по
которым намечается
D=ЦхО , где
Ц - вероятное уменьшение цены единицы объема продукции;
О - общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции.
3. Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, ведут к потерям, определяемым зависимостью
D=M1xЦ1+М2хЦ2+... , где
M - вероятный перерасход материального ресурса;
Ц - цена единицы ресурса.
4. Другие повышенные издержки, которые могут быть вследствие высоких транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов.
5. Перерасход намеченной
величины фонда оплаты труда
вследствие превышения
6. Уплата повышенных
отчислений и налогов, если
в процессе осуществления
7. Не следует упускать из виду и возможности факторов в виде штрафов, естественной убыли, а также обусловленных стихийными бедствиями, хотя учесть такие потери расчетным образом не представляется возможным
Б. Факторы в коммерческом предпринимательстве.
1. Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта и не блокированное условиями договора о закупке приводит к вероятным потерям (DD), определяемым по формуле
D=ОхЦ, где
О- объем закупок товара е физическом измерении;
Ц - вероятное повышение закупочной цены.
2. Непредвиденное снижение
объема закупки в сравнении
с намеченным вызывает
3. Потери товара в
процессе обращения (
4. Увеличение издержек
обращения по сравнению с
5. Снижение цены, по
которой реализуется товар, по
сравнению с проектной
6. Снижение объема реализации, обусловленное непредсказуемым падением спроса или потребности в товаре, вытеснением его конкурирующими товарами, ограничениями на продажу, способно вызвать потери дохода и прибыли, измеряемые произведением объема непроданной продукции на отпускную цену.
В. Факторы в финансовом предпринимательстве
Как уже отмечалось, финансовое предпринимательство, по сути, это то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, факторы риска, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству.
И все же при оценке финансового риска необходимо учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность одного из агентов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия определенной части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности [3].
Полностью избежать риска практически невозможно, но, зная, что порождает потери, предприниматель способен снизить их угрозу, уменьшая действие неблагоприятного фактора.
Общий концептуальный
подход к управлению риском
заключается в следующем:
4 Риск-менеджмент
Управление и риск – взаимосвязанные компоненты. Если говорить о теории управления риском, то здесь необходимо отметить, что, как и любая другая теория, она является научным обобщением реального опыта, которого недостаточно для системного научного обобщения, поэтому немаловажную роль играет изучение мирового опыта [11].
Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целью риск-менеджмента является получение банком наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для банка соотношении прибыли и риска. Управление риском представляет собой творческую деятельность.
Основные задачи риск-менеджмента:
Управление риском включает в себя стратегию и тактику риск менеджмента.
Стратегия управления –
выработка направления и
Тактика управления – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача тактики заключается в выборе из всех решений, не противоречащих стратегии, наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной ситуации методов и приемов управления.
В совокупности стратегия и тактика образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск – менеджмент.
Основные особенности риск – менеджмента являются:
Таким образом, эффективность управления риском во многом зависит от умения использовать в полной мере все методы и приемы. Методы управления риском состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.
Средства разрешения риска:
Избежание риска – простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, т.е. отказ от неприемлемого риска. Ограниченность этого метода очевидна, т.к. он означает отказ от каких-либо операций, а значит и от прибыли.
Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности.
Передача (перевод) риска – передача ответственности за риск кому-то другому. Этот метод используется, когда есть возможность передать риск клиенту или воспользоваться услугами страховой компании, и реализуется путем формирования эффективной системы страхования всех видов риска и иных аналогичных действий [7].
Таким образом, риск –
менеджмент представляет собой часть
финансового менеджмента и
Полностью избежать риска в невозможно, однако риски можно снизить. Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы:
В этой связи существует несколько основных способов снижения рисков:
1. Способ распределения рисков.
Здесь минимизация рисков осуществляется путем распределения рисков между участниками, чтобы сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше всех рассчитать и контролировать риски и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.
2. Способ диверсификации.
Диверсификация –
это процесс распределения
Данный способ позволяет снизить портфельные риски за счет разнонаправленности инвестиций. Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль.
3. Способ страхования и хеджирования
Страхование как
система экономических
Хеджирование -
эффективный способ: снижения риска
неблагоприятного изменения ценовой
конъюнктуры с помощью
4. Организация защиты коммерческой тайны
Большое значение для снижения коммерческого риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, т.к. в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме проекте может «подтолкнуть» конкурентов к параллельным разработкам. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации.