Коммерческие риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - подробно разобрать понятие коммерческого риска, и найти наиболее лучшие способы их уменьшения.
Задачи: рассмотреть понятие коммерческого риска, способы его снижения; изучить виды риска и факторы, порождающие коммерческие риски.

Файлы: 1 файл

Коммерческие риски контрольная!.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Кредитный риск - это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.

Кредитный риск может  быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь, включающих следующие разновидности: биржевой, риск банкротства и селективный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.

Селективные риски (выбор, отбор) – это риск неправильного  выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства –  это опасность в результате неправильного  выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

Риск является финансовой категорией, поэтому на величину риска  можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов финансового  менеджмента и особой стратегии [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Факторы, порождающие коммерческие риски

 

Непредвиденные факторы порождают  риск. Он проявляется в форме неожиданного, обусловленного различными соображениями  и событиями изменения условий  хозяйственной деятельности, создающими неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способными привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли.

Типичные источники такого риска - увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение  договорных условий, трансформация  форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.

Довольно близки по непредвидимости  потери, обусловленные стихийными бедствиями и криминалом.

Весьма специфичны возможные потери, вызванные несовершенством методологии  и некомпетентностью лиц, формирующих  бизнес-план и осуществляющих расчет прибыли и дохода. Если в результате действия этих факторов величины ожидаемых  значений прибыли и дохода от предпринимательского проекта будут завышены, а реально полученные результаты окажутся ниже, то разница поневоле воспринимается как потери [8].

Особое место занимают потери предпринимателя, обусловленные  недобросовестностью или несостоятельностью компаньонов. Риск оказаться обманутым  в сделке или столкнуться с  неплатежеспособностью должника, невозвратностью  долга, к сожалению, достаточно реален.

Итак, факторы, порождающие коммерческие риски:

А. Факторы в производственном предпринимательстве:

1. Снижение намеченных  объемов производства и реализации  продукции вследствие уменьшения  производительности труда, простоя  оборудования или недоиспользования  производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака ведет к недополучению запланированной выручки. Вероятные потери D в этом случае в стоимостном выражении определяются по формуле

D=ОхЦ , где

О - вероятное суммарное  уменьшение объема выпуска продукции;

Ц - цена реализации единицы  объема продукции.

2. Снижение цен, по  которым намечается реализовать  продукцию, в связи с недостаточным  качеством, неблагоприятным изменением  рыночной конъюнктуры, падением спроса, ценовой инфляцией приводит к вероятным потерям, определяемым по формуле

D=ЦхО , где

Ц - вероятное уменьшение цены единицы объема продукции;

О - общий объем намеченной к выпуску и реализации продукции.

3. Повышенные материальные затраты, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, ведут к потерям, определяемым зависимостью

D=M1xЦ1+М2хЦ2+... , где

M - вероятный перерасход  материального ресурса;

Ц - цена единицы ресурса.

4. Другие повышенные  издержки, которые могут быть вследствие высоких транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов.

5. Перерасход намеченной  величины фонда оплаты труда  вследствие превышения расчетной  численности либо вследствие  выплаты более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным работникам.

6. Уплата повышенных  отчислений и налогов, если  в процессе осуществления бизнес-плана  ставки отчислений и налогов  изменятся в неблагоприятную  для предпринимателя сторону.

7. Не следует упускать  из виду и возможности факторов в виде штрафов, естественной убыли, а также обусловленных стихийными бедствиями, хотя учесть такие потери расчетным образом не представляется возможным

Б. Факторы в коммерческом предпринимательстве.

1. Неблагоприятное изменение  (повышение) закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта и не блокированное условиями договора о закупке приводит к вероятным потерям (DD), определяемым по формуле

D=ОхЦ, где

О- объем закупок товара е физическом измерении;

Ц - вероятное повышение закупочной цены.

2. Непредвиденное снижение  объема закупки в сравнении  с намеченным вызывает уменьшение  объема реализации, т. е. масштаба  всей операции. Потеря прибыли  (дохода) исчисляется как произведение  снижения объема закупки на  величину прибыли (дохода), приходящейся на единицу объема реализации товара. Следует учитывать, что уменьшение объема закупки и реализации может сопровождаться снижением расходов, ибо, кроме так называемых условно-постоянных расходов, существуют затраты, пропорциональные объему операции.

3. Потери товара в  процессе обращения (транспортировки,  хранения) или потери качества, потребительской  ценности товара, приводящие к  снижению его стоимости. Уровень  такого ущерба устанавливается  как произведение количества  утерянного товара на закупочную цену или произведение испорченного количества товара на снижение отпускной цены.

4. Увеличение издержек  обращения по сравнению с намеченными  приводит к адекватному снижению  дохода, прибыли. Среди возможных  причин повышения издержек могут быть непредвиденные пошлины, отчисления, штрафы, дополнительные расходы.

5. Снижение цены, по  которой реализуется товар, по  сравнению с проектной вызывает  потери в размере объема реализации, умноженного на уменьшение цены.

6. Снижение объема  реализации, обусловленное непредсказуемым падением спроса или потребности в товаре, вытеснением его конкурирующими товарами, ограничениями на продажу, способно вызвать потери дохода и прибыли, измеряемые произведением объема непроданной продукции на отпускную цену.

В. Факторы в финансовом предпринимательстве

Как уже отмечалось, финансовое предпринимательство, по сути, это то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, факторы риска, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству.

И все же при оценке финансового риска необходимо учитывать  такие специфические факторы, как  неплатежеспособность одного из агентов  финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия определенной части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности [3].

Полностью избежать риска  практически невозможно, но, зная, что  порождает потери, предприниматель способен снизить их угрозу, уменьшая действие неблагоприятного фактора.

 Общий концептуальный  подход к управлению риском  заключается в следующем: изучение  возможных последствий деятельности  в рисковой ситуации; разработка  мер, не допускающих, предотвращающих или уменьшающих размер ущерба от воздействия до конца не учтенных рисковых факторов, непредвиденных обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Риск-менеджмент

 

Управление и риск – взаимосвязанные компоненты. Если говорить о теории управления риском, то здесь необходимо отметить, что, как и любая другая теория, она является научным обобщением реального опыта, которого недостаточно для системного научного обобщения, поэтому немаловажную роль играет изучение мирового опыта [11].

Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Целью риск-менеджмента является получение банком наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для банка соотношении прибыли и риска. Управление риском представляет собой творческую деятельность.

Основные задачи риск-менеджмента:

  • целенаправленный поиск приемов и методов управления риском,
  • организация работы по снижению степени риска,
  • овладение искусством получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации [10].

 Управление риском  включает в себя стратегию  и тактику риск менеджмента.

Стратегия управления –  выработка направления и способа  использования средств для достижения поставленной цели, при этом вырабатывается определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия – это наука и искусство управления риском, основанные на долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании. Стратегия предопределяет тактику.

Тактика управления – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача тактики заключается в выборе из всех решений, не противоречащих стратегии, наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной ситуации методов и приемов управления.

В совокупности стратегия  и тактика образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск – менеджмент.

Основные особенности  риск – менеджмента являются:

  • Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
  • Надо думать о последствиях риска.
  • Нельзя рисковать многим ради малого.
  • Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
  • При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

Таким образом, эффективность  управления риском во многом зависит  от умения использовать в полной мере все методы и приемы. Методы управления риском состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.

Средства разрешения риска:

Избежание риска –  простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, т.е. отказ от неприемлемого риска. Ограниченность этого метода очевидна, т.к. он означает отказ от каких-либо операций, а значит и от прибыли.

Удержание риска –  это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности.

Передача (перевод) риска  – передача ответственности за риск кому-то другому. Этот метод используется, когда есть возможность передать риск клиенту или воспользоваться услугами страховой компании, и реализуется путем формирования эффективной системы страхования всех видов риска и иных аналогичных действий [7].

Таким образом, риск –  менеджмент представляет собой часть  финансового менеджмента и является системой управления риском и финансовыми  отношениями, возникающими в процессе этого управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Способы снижения коммерческих рисков

 

Полностью избежать риска  в невозможно, однако риски можно  снизить. Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы:

В этой связи  существует несколько основных способов снижения рисков:

1. Способ распределения  рисков.

Здесь минимизация  рисков осуществляется путем распределения  рисков между участниками, чтобы  сделать ответственным за риск участника, который в состоянии лучше  всех рассчитать и контролировать риски  и наиболее устойчивого в финансовом отношении, способного преодолеть последствия от действия рисков.

2. Способ диверсификации.

Диверсификация –  это процесс распределения инвестируемых  средств между различными объектами  вложения капитала, которые непосредственно  не связаны между собой, с целью снижения степени риска. Диверсификация рисков возможна по направлениям использования средств, отраслям, срокам, регионам и т.д.

Данный способ позволяет снизить портфельные  риски за счет разнонаправленности  инвестиций. Портфели, состоящие из рисковых финансовых активов, могут быть сформированы таким образом, что если в результате наступления непредвиденных событий один из проектов будет убыточным, то другие проекты могут оказаться успешными и будут приносить прибыль.

3. Способ страхования и хеджирования

Страхование как  система экономических отношений  включает образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления путем выплаты страхового возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями).

Хеджирование - эффективный способ: снижения риска  неблагоприятного изменения ценовой  конъюнктуры с помощью заключения срочных контрактов (фьючерсов и  опционов). Покупая и продавая срочные  контракты, предприниматель защищает себя от колебания цен на рынке и тем самым повышает определенность результатов своей производственно-хозяйственной деятельности.

4. Организация  защиты коммерческой тайны 

Большое значение для снижения коммерческого риска  играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, т.к. в некоторых случаях техническая и коммерческая информация о разрабатываемом на фирме проекте может «подтолкнуть» конкурентов к параллельным разработкам. Для обеспечения защиты коммерческой тайны на предприятиях должен вводиться определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс правовых, административных, организационных, инженерно-технических, финансовых, социальных и иных мер, основывающихся на правовых нормах Российской Федерации.

Информация о работе Коммерческие риски