Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:02, лекция
Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота.
10
Во Французский период (XVI—XVII вв.) возрастает роль Франции как торговой державы. В этот период во Франции формируется сильное торговое сословие, которое пользуется поддержкой со стороны государства. В XVII в. во Франции предпринята попытка кодификации: издается кодифицированный общегосударственный правовой акт, регулирующий торговые отношения — Торговый ордонанс 1673 г. Этот Ордонанс послужил началу становления торгового права. В 1807 г. издан Торговый кодекс Наполеона, который действует во Франции и по сей день, а в XIX в. применялся путем заимствования или оказания сильного влияния на развитие торгового права во многих других государствах того времени (в Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии).
В Немецкий период (XVIII — начало XX вв.) большое влияние на развитие торгового права в Европе и мире оказали немецкие государства. В 1861 г. тогда еще разрозненные немецкие государства принимают общий Торговый кодекс. После объединения немецких государств в 1871 г. в единую Германию и принятия в 1896 г. общегерманского Гражданского кодекса Торговый кодекс 1861 г. был переиздан в 1897 г., чем значительно способствовал дальнейшему экономическому объединению Германии, а также способствовал принятию Торгового кодекса в других государствах (в 1899 г. на основе германского Торгового кодекса был принят Торговый кодекс в Японии).
2. Современный этап развития мирового торгового права
60-е годы XX в. называют торговой революцией, так как именно в этот период произошло резкое увеличение объема продаж и сбыта товаров. Кардинально изменились методы организации производства и торговли, между производством и торговлей установилась тесная взаимосвязь. В США и Западной Европе развивается маркетинг — изучение спроса на товар. Начинают серьезно изучать и анализировать работу по сбыту и снабжению, развивается предварительное исследование потребности в производимом товаре и возможностей его продажи. В результате изучения спроса и предложения стало выгодно производить именно столько товаров, сколько их можно реализовать, благодаря чему предотвращается появление дефицита на определенный товар и не происходит его перепроизводство. На рынках появляются крупные
11
оптовые продавцы. Они создают условия
для влияния интересов
Произошедшая торговая революция потребовала соответствующего правового обеспечения. Торговое право стало быстро развиваться. Прежде существовавшие торговые кодексы стали обновляться, а где их не было — приниматься. Во второй половине XX в. в США принят единообразный Торговый кодекс. В Великобритании в 70-е гг. ХХ в. был принят целый ряд законов торгового права: Закон о справедливой торговле, Закон о недобросовестных договорных условиях, Закон о купле и продаже и др. Во второй половине ХХ в. принимается большое количество международных соглашений по вопросам торговли (например, Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров). Активизируется деятельность международной торговой палаты. Создаются различные международные организации: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1994 г. страны Европейского союза приняли Общеевропейский кодекс частного права, первая часть которого называется «Принципы европейского договорного права». Она является своеобразным Торговым кодексом Европейского союза.
ЛЕКЦИЯ № 5. Развитие коммерческого права в России
Становление и развитие коммерческого права в России проходило по основным этапам, связанным с историческим развитием Российского государства:
До 1917 г. в России торговые отношения регулировались различными законодательными актами гражданского права, и никогда не было самостоятельного торгового кодекса. В дореволюционном этапе развития коммерческого права выделяются два основных периода.
1. Зарождение российского
торгового права пришлось на се
редину XVII в. В это время были приняты:
Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независимости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье.
2. Зарождение российского
капиталистического торгового
права пришлось на конец XIX — начало ХХ
вв. В 1887 г. был при
нят Торговый устав, а в 1903 г., когда
появилась необходимость
упорядочить торговую деятельность различных
обществ, он был
переработан. В 1903 г. был принят Устав
торгового судопроиз
водства, который определил порядок создания
и деятельности
13
коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом.
Особенностью советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В 1917 г. утратили силу все прежние Уставы, регламентирующие порядок торгового оборота. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущественно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, коммерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось.
В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В то же время пробелы и недостатки в правовом регулировании тормозят развитие коммерческих отношений. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом.
Указом Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» был утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства, где выделено законодательство о торговле.
Принятый в 1994-2001 гг. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) совершенствует регулирование имущественных отношений, тем не менее много видов правовых отношений в сфере торгового оборота осталось вне пределов регулирования ГК РФ. Это, например, организация бирж, деятельность посредников, приемка продукции, возврат тары и др. В Российской Федерации издан Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», который предусматривает возможности защиты прав гражданина от злоупотреблений со стороны производителя.
В настоящее время становление коммерческого права в России продолжается. Во второй половине 2006 г. вступили в силу федеральные законы: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
14
ЛЕКЦИЯ № 6. Источники коммерческого права РФ
Источник права — нормативный акт, содержащий правовые нормы, которые регулируют общественные отношения. В Российской Федерации принято большое количество нормативных актов, регулирующих отношения участников торгового оборота. Коммерческое законодательство представляет собой нормативные акты, которые содержат нормы различных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.
По юридической силе источники коммерческого права подразделяются следующим образом:
Конституция РФ является базой для любой отрасли права, определяет фундаментальные положения и основополагающие принципы коммерческого права. Это:
как для гражданского, так и для коммерческого права. Граждан-
15
ский кодекс РФ закрепляет базовые принципы коммерческих отношений. Наряду с ГК РФ большую роль имеют акты, регулирующие деятельность транспорта в регулировании торгового оборота:
В области коммерческого права можно привести примеры следующих федеральных законов:
а) монополистической
деятельности и недобросовестной
конкуренции;
б) недопущения, ограничения,
устранения конкуренции.
Целями этого закона являются обеспечение
единства эко
номического пространства, свободного
перемещения
товаров, свободы экономической деятельности
в РФ,
защита конкуренции и создание условий
для эффективно
го функционирования товарных рынков;
3) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ «О тех
ническом регулировании». Этот закон обязывает
производите
лей тары обеспечивать требования, которые
отвечают безопас
ности и высокому качеству; он также обязывает
производителей
ряда товаров сертифицировать свою продукцию;
16
К подзаконным нормативным актам относятся: