Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:02, лекция

Описание работы

Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота.

Файлы: 1 файл

395- Коммерческое право. Конспект лекций_Горбухов В.А_2007 -192с.doc

— 937.00 Кб (Скачать файл)

24

 

2. Некоммерческие организации

Некоммерческими называются организации, которые не имеют своей основной целью извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками. Субъектами коммерческого права они являются потому, что они могут заниматься торговой деятельностью для достижения своих уставных задач без цели получения прибыли. К некоммерческим юридическим лицам относятся:

  1. потребительские кооперативы;
  2. общественные и религиозные организации (объединения);
  3. фонды;
  4. учреждения;
  5. объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Потребительский кооператив — добровольное объединение

граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом, распределяются между его членами. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждения-организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязатель-

25

 

ствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Ассоциации  и союзы — объединения коммерческих и иных организаций с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.

 

ЛЕКЦИЯ  № 9. Индивидуальные предприниматели и их правовой статус

С момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя граждане имеют право заниматься предпринимательской (в том числе коммерческой) деятельностью без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица представляет собой простую форму организации предпринимательской деятельности. Регистрация индивидуальной предпринимательской деятельности производится по месту жительства будущего предпринимателя. Принцип общей правоспособности распространяется на всех предпринимателей, в том числе и на индивидуальных, поэтому они вправе совершать любые сделки, за исключением тех, которые специально запрещены законом. Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют специального разрешения — лицензии. Законодательство регулирует последствия незаконной деятельности, связанной с ведением предпринимательской деятельности без государственной регистрации. В случаях, связанных с представительством предпринимателя, предпринимателем является сам представляемый, т. е. то лицо, от имени которого совершаются юридические действия представителем и для которого возникают правовые последствия этих действий. Закон говорит о распространении на индивидуальных предпринимателей принципа полной ответственности, по которому индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Решением арбитражного суда индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. С момента вынесения арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом, регистрация его в качестве предпринимателя без образования юридического лица утрачивает свою силу.

27

 

Составной частью права на предпринимательство  является право предпринимателей иметь имущество в собственности: владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет права на ссылку в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

ЛЕКЦИЯ  № 10. Торгово-промышленная палата

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая российские предприятия и российских предпринимателей. ТПП может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется (п. 1, 2 ст. 1 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ»). Основная цель ТПП — содействие развитию современной промышленности, финансовой и торговой инфраструктуры. Торгово-промышленная палата оказывает помощь российским предпринимателям как в России, так и за границей.

Для реализации своих уставных целей ТПП:

  1. оказывает информационные услуги;
  2. ведет реестр надежных и ненадежных партнеров;
  3. занимается официальными переводами документации при осуществлении внешнеторговой деятельности;
  4. оказывает поддержку в сертификации;
  5. проводит экспертизу технической документации, договоров;
  6. может заниматься оценочной деятельностью;
  7. фиксирует торговые обычаи и свидетельствует в суде;
  8. свидетельствуюе обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ, а также торговые и портовые обычаи, принятые в РФ;
  9. выдает сертификаты происхождения товаров при их вывозе в государства — страны СНГ;

10)оценивает и разрабатывает законы и нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей; 11)может проводить экспертизу товара и приемку товара; 12)выдает разрешения на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также

29

 

иностранных фирм и организаций, в  сотрудничестве с которыми заинтересованы члены ТПП;

13)осуществляет сотрудничество  с международными Торгово-промышленными палатами, представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью; 14)формирует третейские суды, (Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП, Морскую арбитражную комиссию), утверждает их регламенты;

15)выполняет иные функции в  соответствии с законодательством.

 

ЛЕКЦИЯ  № 11. Объекты коммерческого права

Объектами торгового  права являются те ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:

  1. товары;
  2. товарораспорядительные документы;
  3. средства индивидуализации товаров (товарный знак, наименование места происхождения товара). Объектами коммерческого права являются не все товары,

а лишь те, которые могут быть продвинуты от производителя к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте. Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспортировки такого товара:

  1. электроэнергия;
  2. тепло;
  3. вода;
  4. недвижимое имущество и др.

Порядок оборота вышеперечисленных  товаров остался за пределами регулирования торговых кодексов ведущих мировых держав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права.

В РФ ряд товаров изъят из торгового  оборота и не является объектами  торгового (коммерческого) права:

  1. космическое оборудование;
  2. военная техника;
  3. яды;
  4. лекарственные средства и др.

Товарораспорядительные документы  наряду с товарами являются объектами коммерческого права. Владельцы товарораспорядительного документа имеют право на товар, указанный в данном документе. Продажа товарораспорядительных докумен-

31

 

тов влечет переход прав на эти товары. К товарораспорядительным документам относятся:

  1. складские свидетельства;
  2. коносамент;
  3. накладные на перевозку грузов.

Средства  индивидуализации товаров:

  1. товарный знак;
  2. знак обслуживания;
  3. наименование места происхождения товара. Товарный знак — обозначение, благодаря которому товары

одних хозяйствующих субъектов  отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.

Знак обслуживания — обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.

Наименование  места происхождения товара — указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар от других товаров.

Товарный знак и знак обслуживания регистрируются в Патентном ведомстве на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

 

ЛЕКЦИЯ  № 12. Понятие товара. Виды товаров

1. Понятие товара

Товар — это продукт труда, удовлетворяющий потребность человека посредством купли-продажи. Данное определение товара рассмотрено с экономической точки зрения. В ГК РФ с понятием товара отождествляется понятие «вещь». ГОСТ РФ «Товары: термины и определение» определяет товар как любую вещь, неограниченную в обороте, свободно отчуждаемую и переходящую от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с типовым законом ЮНСИТРАЛ товар — это предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, предметы оборудования в твердом, жидком, ином состоянии, а также электрическая энергия и услуги, сопутствующие поставкам товара, если их стоимость не превышает стоимости самих товаров. Для коммерческого права товары — это движимые вещи, находящиеся в торговом обороте, имеющие стоимостную оценку и выступающие предметом договора купли-продажи, где сторонами являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Существуют товары особого рода:

  1. потребительские;
  2. электроэнергия.

У потребительских товаров особые возможности обмена, ремонта, возврата.

Электроэнергия  обладает рядом специфических свойств:

  1. ее невозможно зрительно обнаружить;
  2. ее невозможно накапливать и хранить;
  3. процесс ее производства связан с транспортировкой и потреблением;
  4. при передаче потребителю не может быть возвращена;
  5. не может быть предметом виндикационного иска.

33

 

2. Виды товаров

Все товары делятся на три группы:

  1. идентичные;
  2. взаимозаменяемые;
  3. однородные.

Идентичными признаются товары, которые имеют одинаковые характеризующие их признаки: физические характеристики, качество товаров, репутацию на рынке, страну происхождения, производителей. Некоторые незначительные различия в характеристиках товара могут не учитываться.

Однородные товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции: качество, репутация на рынке, страна происхождения, наличие товарного знака.

Информация о работе Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права