Концентрация и монополизация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:03, контрольная работа

Описание работы

Приведены примеры, дающие возможность увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, а также рассмотрены и другие немаловажные стороны данного вопроса.Целью контрольной работы является углубленное изучение общей характеристики форм организации производства и оценки их эффективности. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Содержание работы

Ведение
1.Централизация и концентрация производства продукции на предприятии
1.1 Сущность и значение централизации…………………………………....4
2. Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства продукции на предприятии………………………………………………….13
3. Экономические аспекты концентрации производства……….................16
4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь………..20
5. Концентрация и диверсификация производства………………………..28
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Орг.пр-ва готов.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

   Пример. Увеличение мощности по производству аммиака в пять раз за счет замены пяти установок единичной мощностью по 100 тыс. т в год одной установкой мощностью 500 тыс. т обеспечивает снижение удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат почти в два раза. Увеличение мощности предприятия в пять раз за счет пяти установок мощностью до 500 тыс. т снижает капитальные вложения в эксплуатационные затраты всего на 9 пунктов. При этом годовая выработка аммиака на одного работающего возрастает в первом случае в 3,4 раза, во втором — в 3,6 раза. Как видно из этого примера, наибольшее снижение затрат происходит при установке более мощного и совершенного оборудования, т.е. за счет интенсификации производства. При простом увеличении количества одинаковых агрегатов затраты снижаются в основном за счет сокращения численности обслуживающего аппарата, централизации и специализации вспомогательных служб, лучшего использования производственных площадей и т.п. Однако следует иметь в виду, что резервы обслуживающего аппарата, вспомогательных служб, производственных площадей не безграничны, и при значительном увеличении размеров производства основной продукции приходится создавать новые подразделения обслуживающего характера, что при определенном уровне концентрации сводит рост преимущества концентрации на нет, вызывает увеличение затрат или снижение экономического эффекта от укрупнения предприятия.

   В каждой конкретной отрасли имеются оптимальные размеры предприятий, объективно обусловленные механизмом образования экономического эффекта концентрации от сочетания оптимальных производств с условиями и факторами организации и размещения производства в данной отрасли. В машиностроении для более эффективного использования современной техники целесообразно создание узкоспециализированных производств по изготовлению отдельных агрегатов, деталей, заготовок и сборке готовых машин.

 

 

 

4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

   Давно известно, что централизация, концентрация и монополизация как явления в экономике тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

   В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы централизации и концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 1960-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три предприятия и менее — 1/2 общего оборота, либо на пять предприятий и менее — свыше 2/3 оборота. Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель «доля четырех крупнейших предприятий». Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля— Гиршмана (ННI):

 

, ()

где Н — число хозяйствующих  субъектов, действующих на рынке (в  отрасли);

 — доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %.

ННI варьируется в пределах от нуля (полная деконцентрация) до 10 000 (абсолютная монополия).

Нормальная концентрация СR 3 < 45%; ННI < 1000.

Вывод. Неконцентрированный  рынок.

Средняя степень концентрации: 45% < СR 3 < 70 %; 1000 <ННI< 2000.

Вывод. Умеренно концентрированный  рынок.

Высокая степень концентрации: СR 3 > 70%, ННI > 2000.

Вывод. Слабая конкурентная среда.

Где CR 3 — доля на товарном рынке или в отрасли трех крупных  хозяйственных субъектов. Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.

   В настоящее время в Российской Федерации для оценки состояния концентрации производства используются следующие показатели: доля одного предприятия в объеме реализованной продукции на рынке, %; доля трех, четырех, шести, восьми организаций в объеме реализованной продукции на рынке, %.

   Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.

    С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т. е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство. Основные принципы антимонопольного законодательства в Российской Федерации нашли отражение в двух важнейших законодательных актах - в Конституции РФ и в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках, ограничения конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления определены вышеназванным законом.

    Действие указанного закона направлено на: предупреждение и пресечение со стороны хозяйствующих субъектов монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущение действии по ограничению конкуренции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных органов и организаций.

   Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Монополистической деятельностью в соответствии с Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем: злоупотреблении доминирующим положением на рынке; совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

    В антимонопольном законе, с учетом его изменений, доминирующее положение трактуется следующим образом: «... доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающие ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам».

    Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если доля его на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

     Согласно российскому антимонопольному закону запрещается действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатов недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как: изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и др.); создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия); создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или подготовки соответствующего товара.

     В исключительных случаях вышеперечисленные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

   Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на рынке определенного товара также признаются их согласованные действия (в том числе на основании договора или иной сделки), которые приводят или могут привести к следующему:

1) установлению (поддержанию)  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению  или поддержанию цен на аукционах  и торгах; разделу рынка по  территориальному принципу, по объему  продаж или закупок, по ассортименту  реализуемых товаров либо по  кругу продавцов или покупателей  (заказчиков);

3) ограничению доступа  на рынок или устранению с  него других хозяйствующих субъектов  в качестве продавцов определенных  товаров или их покупателей  (заказчиков);

4) отказу от заключения  договоров с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками);

5) недопущению, ограничению  или устранению конкуренции и  ущемлению интересов других хозяйствующих  субъектов иными способами, в  том числе путем координации  предпринимательской деятельности  коммерческих организаций.

    В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами. Государственный антимонопольный контроль осуществляется антимонопольным органом — Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) за:

созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц;

соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.

Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц. Реорганизация в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), проводится с предварительного согласия антимонопольного органа. Для получения такого согласия лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций. Антимонопольный орган отклоняет указанное ходатайство, если предполагаемая реорганизация коммерческих организаций может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство при возможности наступления названных неблагоприятных последствий в случае:

если лица или органы, принимающие решение о слиянии  либо присоединении коммерческих организаций, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в  социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для  рассматриваемого товарного рынка;

выдачи предписания о  совершении лицами или органами, принимающими решение о слиянии либо присоединении  коммерческих организаций, действий, направленных на обеспечение конкуренции.

  Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

о создании, слиянии и  присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не нее двух коммерческих организаций;

о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов  учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных  федеральным законом МРОТ, а также  о слиянии и присоединении  коммерческих организаций, если суммарная  стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных  федеральным законом МРОТ.

Данные требования об уведомлении  антимонопольного органа распространяются на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской  деятельности своих участников (членов).

   Если указанные действия могут привести или привели к ограничению конкуренции, антимонопольный орган выдает учредителям (участникам) коммерческой или некоммерческой организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерчески организаций. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

приобретение лицом (группой  лиц) акций (долей) с правам голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

получение в собственность, пользование или владение одним  хозяйствующим субъектом (группой  лиц) основных производственных средств  или нематериальных активов другого  хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего  предмет сделки (взаимосвязанных  сделок), превышает 10% балансовой стоимости  основных производственных средств  и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего  имущество;

Информация о работе Концентрация и монополизация производства