Концепции внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:16, реферат

Описание работы

Меркантилисты, представляющие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), высоко оценивали роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. Однако деньги считались единственным богатством, а обмен товаров на деньги представлялся единственным способом увеличения богатства.

Файлы: 1 файл

Концепции внешней торговли.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

 

М. Портер показывает, что факторы производства страной не наследуются, а создаются в процессе ее расширенного воспроизводства. Условия спроса – это требования рынка, определяющие развитие фирмы, а также учет и предвосхищение развития мирового рынка.

 

Третья составляющая, определяющая развитие внешней торговли фирмы, характеризует наличие компетентного, высокопрофессионального, с глубокими традициями производственного окружения, влияющего на деятельность фирмы.

 

Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти возможности эффективно и долгосрочно конкурировать в своей отрасли. «Универсальной конкурентной стратегии, – свидетельствует М. Портер, – не существует; только стратегия, согласованная с действиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех».

 

Исследования М. Портера получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.

 

Помимо теорий, ставивших своей задачей объяснить и обосновать процессы международной торговли с позиций теории сравнительных преимуществ, в западной экономической мысли получает развитие направление, анализирующее характер современной международной торговли с позиции поведения крупных международных корпораций. Объективной основой такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществляется через трансфертные цены, т.е. цены, действующие внутри межотраслевой филиальной сети крупных корпораций. По некоторым данным, на внутрифирменные связи приходится около 70% всей мировой торговли, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала. Возрастающая роль международных корпораций в мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена.

 

Действия международной корпорации в процессе прямого инвестирования или закупок, а также поставок сырья и комплектующих частей зачастую противоречит теории сравнительных преимуществ. ТНК разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнительными преимуществами. Они организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются преимуществами в своих интересах.

 

Теория международной торговли, в частности теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в увеличении производства в отраслях, ориентированных на экспорт, в приросте общего благосостояния. Важную роль в обосновании этого тезиса играет теория «внешнеторгового мультипликатора».

Теория «внешнеторгового мультипликатора»

 

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде, определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

Однако не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Как показал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста.

 

Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увеличивается накопленный капитал, вовлекаются в оборот новые месторождения полезных ископаемых, новые земли.

 

Сущность и виды международной торговой политики

 

Международная торговля приносит выгоду ее участникам, но вместе с тем она является одной из наиболее богатых конфликтами сфер экономики. Они могут привести к "торговым войнам", т.е. взаимному принятию правительствами стран мер по ограничению доступа на внутренние рынки товаров друг друга.

 

Развитие внешнеэкономических связей ставит вопрос о мерах их регулирования. Государства могут придерживаться:

политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции;

торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;

умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

 

Экстремальных случаев в реальном мире не встречается, хотя в разные периоды отдельные государства подходили близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия). Иногда может одновременно проводиться политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

 

Основой хозяйственной политики многих стран в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле как источнику увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Выгода от внешней торговли связывалась с получением преимуществ данной страны за счет других стран. Для превышения поступления золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Соответствующая экономическая политика получила название протекционизма (от лат. protectio – защита, покровительство); ее сутью является создание отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранцами. Протекционизм – это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции.

 

Активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызывает аналогичную реакцию иностранных контрагентов. Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. принципа свободной торговли – фритредерства (от англ. free trade – свободная торговля). Соответствующая политика связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Экономическая аргументация против протекционизма связана с разработкой теории сравнительных преимуществ. Если страны будут придерживаться соответствующих принципов, то весь мир станет потреблять самую дешевую из возможных совокупность благ; значит, тот, кто выставляет торговые барьеры, снижает общие доходы мира.

 

Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII – середине XIX в. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национального хозяйства. Однако за внешним либерализмом может скрываться протекционизм долгосрочного действия. Ведь для того чтобы поставлять сукно – товар по тем временам высокого уровня технологии, Англия задолго до этого отказалась от экспорта шерсти с целью обеспечить дешевым сырьем развитие своего текстильного производства. Беспрепятственное осуществление внешнеэкономической деятельности стало средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности. Протекционизм в этот же период получил распространение в экономически менее развитых странах.

 

Экономическая мысль и хозяйственная практика XX в. развиваются в дискуссии приверженцев свободной торговли и протекционизма. Доминируют фритредерские взгляды, однако в отдельные периоды наблюдается оживление протекционистских подходов. Факторами, обусловившими их возрождение, стали экономический кризис 1929-1933 гг., Первая и Вторая мировые войны. К началу XXI в. достаточно прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Но и в наши дни торговая политика колеблется между более-менее либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует большую или меньшую степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно-исторических, экономических, политических и социальных задач в стране и обстановки в мире.

 

Хотя просматривается общая тенденция к либерализации, страны активно используют как тарифные, так и нетарифные формы протекционизма для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания занятости, создания новых конкурентоспособных отраслей, пополнения доходной части бюджета и др. Реально происходит изменение хозяйственных функций государства в сторону активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Либерализация внешней торговли – не самоцель, а важное средство достижения стратегических целей экономического развития.

 

Совокупность мер, которые используются государствами в сфере внешнеэкономической деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической политики. Она, в свою очередь, выступает составной частью экономической политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных делах.

 

Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:

 

– государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);

 

– негосударственные институты. Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);

 

– субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;

 

– сами участники внешнеэкономической деятельности.

 

Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических связей. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан.

 

Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

 

В Российской Федерации в систему таможенных органов входят:

 

1. Государственный таможенный  комитет (ГТК) – центральный орган  федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное  руководство таможенным делом.

 

2. Региональные таможенные  управления, осуществляющие руководство  таможнями, расположенными на территории  определенного региона Российской  Федерации (их 17).

 

3. Местные таможенные  органы:

 

таможни (154),

 

таможенные посты (510).

 

Таможня – это государственный орган, осуществляющий контроль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе Российской Федерации таможенный контроль осуществляют таможни.

 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

 

Государственное управление внешнеэкономической деятельностью охватывает меры контрольно-регулирующего финансового и стимулирующего характера. В основе таможенно-тарифного метода лежит механизм применения таможенной пошлины.

 

Таможенная пошлина – государственный денежный налог, взимаемый с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Используемая в международной практике система таможенно-тарифного регулирования демонстрирует разнообразие таможенных пошлин.

Виды и критерии выделения таможенных пошлин

 

А. По товарному обращению

 

1. Ввозная (импортная) – пошлина, взимаемая при перевозке товаров  в таможенную зону. Импортные  пошлины, т.е. налогообложение ввозимых  в страну товаров, используются  наиболее часто.

 

2. Вывозная (экспортная) –  пошлина, которой облагаются экспортные  товары при выпуске их за  пределы таможенной территории  государства.

 

3. Провозная (транзитная) –  пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих  национальную территорию транзитом. Международный транзит – это  перевозки иностранных грузов, при  которых пункты отправления и  назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства.

 

Схема международного транзита

 

Б. По основе начисления

 

1. Адвалорная – взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

 

2. Специфическая – взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара – массы, количества, площади, объема. Например:

на основании массы, подлежащей таможенному обложению (кофе, табак);

на основании длины в метрах (игровые фильмы);

на основании количества в литрах (вино, коньяк).

Информация о работе Концепции внешней торговли