Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:16, реферат
Меркантилисты, представляющие интересы торговой буржуазии в период разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), высоко оценивали роль внешней торговли в деле достижения богатства нации. Однако деньги считались единственным богатством, а обмен товаров на деньги представлялся единственным способом увеличения богатства.
3. Комбинированная – сочетает оба вида таможенного обложения. Она устанавливается в зависимости от стоимости, но с учетом фиксированной величины за единицу товара.
До Второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Практика применения специфических пошлин требует более детальной разбивки товаров по позициям, с тем чтобы каждый товар имел фиксированный уровень налогообложения. Их практическое использование не представляет технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы. В настоящее время 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных. Они более удобны при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственна значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты. Специфические и комбинированные пошлины обычно формируют так называемые пиковые ставки тарифов – наиболее высокие таможенные барьеры.
В. По происхождению
1. Автономная – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
2. Договорная (конвенционная)
– пошлина, устанавливаемая на
базе двустороннего или
3. Преференциальная –
льготная пошлина, вводимая в
пониженных размерах для
Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Возможность получения односторонних преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установлена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран. Соответствующие тарифные льготы предусматривают отмену или снижение импортных пошлин на многие товары в развитых странах для поставщиков из государств, на которые распространяется преференциальный режим.
Но данное привилегированное положение содержит ограничения. Из подобных соглашений исключен ряд товаров; чаще всего это текстиль, кожа и изделия из нее, часы, электроника, продукция черной металлургии, обувь, нефтепродукты, обработанная сельскохозяйственная продукция. По таким товарам, как правило, применяется квота на освобождение от пошлины, выше которой таможенные сборы действуют вновь. По самым уязвимым товарам и против самых конкурентоспособных экспортеров вводятся «буферные» нормы, препятствующие увеличению доли в импорте страны.
Механизм реализации ОСП вырабатывается странами-донорами в соответствии с индивидуальными схемами.
Г. По характеру применения
1. Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
2. Компенсационная – пошлина,
накладываемая на ввоз тех
товаров, при производстве которых
использовались субсидии, если их
импорт наносит ущерб
3. Антидемпинговая – пошлина,
устанавливаемая для
Накоплен определенный мировой опыт применения антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, считающегося нормальным. Демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Она определяется несколькими способами. Прежде всего, это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения. Если аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, то для сравнения выбирается представительная цена аналогичного товара на рынке третьей страны или сконструированная стоимость, которая включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.
Первым документом антидемпингового законодательства явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г. Статьей VI этого Соглашения предоставлено право при определенных условиях использовать антидемпинговые меры для защиты от поставок по демпинговым ценам. Первое Соглашение по интерпретации ст. VI ГАТТ, получившее название «Антидемпинговый кодекс», было принято на Женевской конференции ГАТТ в 1967 г. Ратифицированное большинством развитых стран, оно вступило в силу в 1968 г. В этом документе раскрыты основные процедурные правила, связанные с применением антидемпинговых мер. В ходе очередных переговоров представители ЕЭС добились введения в Антидемпинговый кодекс 1979 г. положения о том, что демпинг должен рассматриваться как основная причина ущерба. Позднее в антидемпинговой системе начинает использоваться принцип двойного стандарта, отражающий более подробное определение демпинга в отношении товаров из стран с нерыночной экономикой. Антидемпинговый кодекс 1994 г. содержит детальные нормы, регулирующие процедуры инициирования расследования, расчета демпинговой разницы, установления факта нанесения ущерба или угрозы его нанесения, а также требование о пересмотре антидемпинговых мёр в течение пяти лет.
Статья VI ГАТТ и Антидемпинговый кодекс 1968, 1979, 1994 гг. оказали влияние на современную практику применения антидемпинговых пошлин.
Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин.
Первоначально в мировой практике применялась одна ставка пошлины и тариф был одноколонным (простым). При таком тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Например, в начале XX в. в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой 5%, в Индии такая ставка составляла 3,5%, в Египте – 8%. Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать таможенные пошлины дифференцирование в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране, группе стран, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:
– минимальные (базовые);
– преференциальные;
– максимальные (генеральные).
Расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования является препятствием для международной торговли. Унификацией таможенных процедур занимается международная организация – Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), членом которого с 1992 г. является Россия. В рамках этой организации разработан ряд конвенций, устанавливающих единые правила таможенно-тарифного регулирования. В частности, создана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), принята Конвенция по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур. Гармонизированная система играет важную роль в таможенно-тарифном регулировании экспортно-импортных операций и их статистическом учете.
Основными элементами номенклатуры Гармонизированной системы (НГС) являются система классификации и система кодирования. Система кодирования позволяет представить информацию в удобной для сбора, передачи и обработки форме, приспособить закодированную информацию к обработке на ЭВМ, обеспечить использование определенных методов поиска, сортировки и суммирования данных.
Нетарифные методы регулирования международной торговли
В результате многосторонних переговоров достигнуто уменьшение тарифных препятствий. С 1948 г., когда начало действовать Генеральное соглашение по тарифам и торговле, по настоящее время средний уровень таможенных пошлин стран – членов Всемирной торговой организации понизился с 40 до 5 – 7%. Вместе с этим возросло значение нетарифных торговых барьеров.
Наиболее распространенной формой нетарифных барьеров является квота. Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты:
общие, определяемые для государственных нужд;
естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
Тарифная квота (контингент) представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:
обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;
ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;
предупреждения истощения природных ресурсов;
достижения военно-политических целей. Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они вводятся для:
защиты национального производства;
достижения сбалансированности торгового баланса;
регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;
реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.
Это ограничение не обязательно предназначено для защиты отечественных производителей. Например, Япония сохраняет квоты на ряд сельскохозяйственных продуктов, в ней не производящихся. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту национальной экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов, запасы которых могут сократиться в случае ухудшения климатических или политических условий.
Так, квоты устанавливаются на импорт в ЕС из отдельных стран стальной продукции, сырого табака, текстиля, химикатов, обуви, изделий из стекла и др. Квотируется, в частности, ввоз стальных изделий из России. Импорт хлорфторуглеродов (фреонов) и других товаров, упомянутых в Монреальском протоколе 1987 г. о веществах, разрушающих озоновый слой, допускается только из стран, подписавших этот Протокол. Не допускается реализация и использование любых ядохимикатов, за исключением специально разрешенных странами ЕС. Запрещается импорт в ЕС слоновой кости, а с 1995 г. – шкур бобра, выдры, койота, волка, горностая, рыси, соболя, енота, барсука, куницы и полученных из них продуктов. С Россией ЕС заключил отдельное соглашение о торговле текстильными товарами, предусматривающее установление квот на ввоз в ЕС российских тканей, одежды, одеял, пледов, постельного и кухонного белья, прочих готовых изделий. По санитарным соображениям вводятся временные запреты на ввоз животных и растительных продуктов из стран, где зарегистрированы определенные заболевания.
Рассмотрим последствия квоты и эквивалентного тарифа, т.е. тарифа, обеспечивающего тот же объем импорта для страны, внутренний спрос которой не оказывает влияния на мировые цены (См. рисунок).
Допустим, страна ввела ограничения на ввоз иностранных телевизоров. Линия S представляет внутреннее предложение телевизоров отечественными предприятиями, линия D – внутренний спрос потребителей данной страны. В условиях свободной торговли спрос на телевизоры по мировой цене Рw составит ОDw. Национальная потребность в данном товаре удовлетворяется за счет отечественного производства OSw и импорта SwDw.
Введение квот на иностранные телевизоры приведет к тому, что на внутреннем рынке предложение будет состоять из отечественной продукции плюс квоты К. Она в нашем случае равна SkDk. Новое общее предложение товаров на национальном рынке с учетом импорта описывается линией S + К. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса оказывается неудовлетворенной, что приводит к росту внутренней цены. Цена равновесия установится на уровне Рк, находящемся выше, чем мировая цена свободной торговли Рw. При такой новой цене потребители купят всего ODk телевизоров, из которых SkDk иностранного производства (согласно размеру квоты) и OSk – отечественного. Потребление стало обеспечиваться за счет ввоза квотированного количества иностранного товара и отечественного производства. Введение квот, повышая цену товаров, сокращает прибыль потребителей на величину, равную областям a+b+c+d+e. Национальные производители получают дополнительные прибыли, равные области а. Площадь прямоугольника, представленная областями с + d, означает квотную ренту, т.е. прибыль, которую получает тот, кто обладает правом ввоза импортных товаров в страну и их продажи на защищенном квотами рынке. В случае импортной квоты (как и импортного тарифа) дополнительные доходы перераспределяются от потребителей, но не в государственный бюджет, а в пользу импортирующих компаний. Они в рамках квоты получают возможность купить SkDk товаров по низкой мировой цене и перепродать его по поддерживаемой с помощью квоты высокой внутренней цене.