Концепция естественного уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия «естественная безработица», его сущности, основных видов и причин возникновения.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить понятие естественной безработицы, ее сущность;
рассмотреть основные виды естественной безработицы, а также причины возникновения и способы расчета уровня естественной безработицы;
рассмотреть уровень естественной безработицы в России в наши дни;

Содержание работы

Введение5
1 Понятие, виды и причины возникновения естественной безработицы 7
1.1 Сущность естественной безработицы7
1.2 Виды естественной безработицы9
1.3 Расчет уровня естественной безработицы10
1.4 Причины возникновения14
2 Естественная безработица в России23
2.1 Уровень естественной безработицы в России на современном этапе 23
2.2 Меры по борьбе с естественной безработицей в России25
Заключение28
Список использованных источников30

Файлы: 1 файл

безработица.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

(Y − Y * ) / Y * = − Buc

Y — фактический ВНП

Y* — потенциальный ВНП

uc — уровень циклической безработицы

B — эмпирический коэффициент  чувствительности (обычно принимается  2.5 %)

По каждой стране в зависимости  от периода будет свой коэффициент  В.

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен потенциальному, т.е. в экономике задействованы все возможные производственные ресурсы.

Следствие из закона Оукена:

(Y1 − Y0) / Y0 = − B(u1 − u0) / (1 − Bu0)

Y1,u1 — ВНП и уровень безработицы  в текущем периоде

Y0,u0 — ВНП и уровень безработицы  в базовом периоде

Практика показывает, что закон  Оукена выполняется далеко не всегда, т.е. не является универсальным экономическим  законом. 

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные затраты.

Главная стоимость безработицы - невыпущенная продукция.

Когда экономисты не в состоянии  создать достаточное количество Рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает союзу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

Известный исследователь в области  макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Экономические расхода безработицы  неодинаково распределяются между  занятыми в экономике:

- Уровень безработицы среди  «белых воротничков» ниже, чем  у «синих воротничков». Это происходит  потому, что «белые воротнички»  заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям, или они работают в собственной фирме;

- Уровень безработицы среди  молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые  люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются  нанимателем, а также отличаются  меньшей мобильностью;

-  Уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;

- Уровень безработицы среди  иммигрантов - как взрослых, так  и молодежи - выше, чем среди местного населения.

Циклическая безработица - это настоящая  социальная катастрофа. Экономический спад производства и депрессия приводят к бездеятельности, а бездеятельность - к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

История убедительно показывает, что  массовая безработица приводит к  быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Об этом свидетельствует  сдвиг влево в американской политической теории во время «Великой депрессии», и принятый «новый курс» был подлинной революцией в американском политическом и экономическом мышлении. Примером таких глобальных перемен является и приход Гитлера к власти в условиях безработицы. Более того, нет сомнений в том, что большой процент безработицы среди национальных меньшинств является серьезной причиной беспорядков и насилия, которые возникают в условиях кризиса и депрессий. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом убийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, психических болезней, самоубийств и высоким уровнем безработицы.

В каждый данный период в различных  странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. Ежегодный средний уровень безработицы в Соединенных штатах Америки ниже, чем в Стране кленового листа, Австралии, Франции, Британии и Российской Федерации.

Кривая Филлипса — графическое  отображение обратной зависимости  между уровнем инфляции и уровнем  безработицы.

Названа по имени английского экономиста Олбана Филлипса, который на основе эмпирических данных по Великобритании за 1861—1957 годы вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы и изменением прироста денежной заработной платы.

Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость населения, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость между ценами и безработицей.

В долгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.(см. рис. 1.6)

Π — уровень инфляции,

Πe — ожидаемый уровень инфляции,

(U − Ue) — отклонение безработицы  от естественного уровня - циклическая безработица,

b > 0 — коэффициент,

v — Шоки предложения.

Рис. 1.6 –  Схема зависимости уровня безработицы  от темпов инфляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Естественная безработица в России

2.1 Уровень естественной безработицы в России на современном этапе

По данным обследования населения по проблемам  занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю января 2012г., в общей численности безработных 2661 тыс. человек, или 54,2% составляли мужчины и 2251 тыс.человек, или 45,8% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1941 тыс.человек, или 39,5%.

Уровень безработицы в январе 2012г. составил 6,6% (без исключения сезонного фактора). (см. рис. 2.1)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 –  уровень безработицы 2010-2012 
Средний возраст безработных в январе 2012г. составил 34,7 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,2%.

Средняя продолжительность поиска работы безработными в январе 2012г. составила у женщин 8,2 месяца, у мужчин - 8,0 месяца.

По данным проведенного обследования, в январе 2012г. 30,9% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 61,3% безработных - обращение к друзьям, родственникам и знакомым.

Численность не занятых трудовой деятельностью  граждан, состоящих на учете в  государственных учреждениях службы занятости населения. К концу января 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,5 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,3 млн.человек имели статус безработного, в том числе 1,1 млн.человек получали пособие по безработице.

В январе 2012г. получили статус безработного 160,5 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 6,2 тыс.человек, или на 8,6% меньше, чем в январе 2011г., и составили 65,2 тыс.человек.[10](см. рис. 2.2)

Рис.  2.2 –  Движение численности безработных, зарегистрированных в гос. службах  занятости населения

В январе 2012г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 117,4 человека.

Численность экономически активного  населения в январе 2012г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,9 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 70,0 млн.человек, или 93,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,9 млн.человек (6,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,3 млн.человек.

 

 

 

2.2 Меры борьбы с естественной безработицы в России

Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

-содействие развитию малого  предпринимательства на разных  уровнях управления;

-разработка  концепции обеспечения занятости  и выживания населения малых  городов в условиях привязки  их к одному - двум предприятиям;

-стимулирование инвестиций в  человека через общее, профессиональное  и бизнес-образование, систему  повышения квалификации и переподготовку;

-ориентация на сокращение безработицы,  оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

-становление эффективного рынка  труда, предполагающее повышение  цены труда по мере роста  национальной экономики;

-целенаправленное формирование  государственного сектора экономики,  его предпринимательского и непредпринимательского  сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

Есть два пути решения проблем  безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь - это возрождение  отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный - это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает: Обеспечение правовой защищенности наемных работников. Использование альтернативных форм занятости. Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве.

Развитие системы страхования  от безработицы:

- повышение доли отчислений  в фонд занятости, что позволит  стимулировать структурную перестройку предприятий;

- использование страховых принципов,  когда наряду с работодателем  в формировании фонда участвует и сам работник;

- финансирование государством  специальных программ помощи  конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

- адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости.

Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

Создание действенной системы  защиты наемных работников через  механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального  партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие  сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного  мира. Новая рыночная модель труда  предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

Социальное партнерство реализуется  через систему переговоров и  заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Информация о работе Концепция естественного уровня безработицы