Концепция перехода к рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данное явление нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
Целью данной исследовательской работы является рассмотрение концепции перехода к рыночной экономике нашего государства.
При изучении данной темы мы ставим задачами рассмотрение программ экономических реформ, закономерностей перехода к рыночным реформам, методы перехода к рыночной экономике и их реализацию в нашем государстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1. Концепции перехода к рыночной экономике
1.1 Понятие переходной экономики…………………………………..4
1.2 Проблемы перехода к рынку………………………………..........8
2. Закономерности перехода к рыночной экономике
2.1 Две модели переходной экономики……………………………..11
2.2 Причины выбора одной из моделей…………………………….11
2.3 Суть выбранного метода………………………………………...13
2.4 Реализация выбранного метода…………………………….......18
Заключение…………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

(МАКРОЭКОНОМИКА1)концепция перехода к рыночной экономики.docx

— 63.22 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Сибирская Государственная Геодезическая Академия»

(ФГБОУ  ВПО «СГГА»)

 

 

Исследовательская работа

по дисциплине макроэкономика

на тему:

Концепция перехода к рыночной экономике

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Новиков  И.А.

Факультет ИКиГис

Группа ЭН-12

Проверил  старший

преподаватель Самойлюк Т.А.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Концепции  перехода к рыночной экономике

1.1 Понятие  переходной экономики…………………………………..4

1.2 Проблемы  перехода к рынку………………………………..........8

2. Закономерности перехода к рыночной экономике

2.1 Две модели переходной экономики……………………………..11

2.2 Причины  выбора одной из моделей…………………………….11

2.3 Суть  выбранного метода………………………………………...13

2.4 Реализация  выбранного метода…………………………….......18

Заключение…………………………………………………………….29

Список  использованной литературы………………………………..30

 

Введение

 

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности  общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данное явление нашло в экономике  государства, поскольку наряду с  политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются  наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.

Целью данной исследовательской  работы является рассмотрение концепции перехода к рыночной экономике нашего государства.

При изучении данной темы мы ставим задачами рассмотрение программ экономических реформ, закономерностей перехода к рыночным реформам, методы перехода к рыночной экономике и их реализацию в нашем государстве.

В этой исследовательской  так же будет объяснено, почему экономика c централизованным планированием не могла существовать в СССР, из-за чего произошла постепенная демократизация общества и дальнейший переход нашей страны к рынку, модель которого была скопирована с запада. Также мы должны будем рассмотреть выбранные нами пути этих грандиозных преобразований экономической системы и объясним, с какими трудностями мы сталкивались и столкнемся в дальнейшем. В завершении будут рассмотрены особенности переходной экономики России.

 

1. Концепции перехода к рыночной экономике.

 

1.1 Понятие переходной экономики.

 

В первую очередь хочется определиться с  самим понятием переходной экономики, в большинстве учебников это  понятие определено как промежуточное  состояние экономики в связи  с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических  изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений  собственности. Если переходная экономика  в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов. Впервые за всю цивилизацию мир стал свидетелем движения от «справедливого коммунизма» к «несправедливому», но свободному капитализму.

Именно  экономику 90-х годов я буду в  дальнейшем называть “переходной экономикой”, дабы не загромождать текст лишними  временными характеристиками.

Отсчет  переходной экономики в России начался  со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.

В целом  в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью  вошла в глобальный экономический  кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению  ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы  в производство тех товаров и  услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет собой свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесность экономики — и все это с целью удовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.

Переход, который требовалось осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

1. Максимальная  свобода предпринимательства и  свобода выбора всех экономических  субъектов. Признание важной социальной  роли собственников капитала, рабочих,  крестьян, предпринимателей и организаторов  производства.

2. Формирование  новых форм собственности, включая  частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.

3. Конкуренция  как важнейший фактор стимулирования  хозяйственной активности, увеличения  разнообразия и повышения качества  продукции в соответствии с  действием закона спроса и  предложения. Развитие конкуренции  требует демонополизации экономики,  формирования соответствующей структуры  производства, обеспечивающей присутствие  на рынке достаточного числа  производителей каждого вида  товаров, свободного входа на  рынок любого экономического  субъекта, государственной поддержки  малого бизнеса, проведения антимонопольной  политики.

4. Свободное  ценообразование. Рыночные механизмы  могут эффективно функционировать  только в том случае, если подавляющее  большинство цен устанавливается  на рынке свободно, уравновешивая  спрос и предложение. Государственный  контроль допустим только в  ограниченной сфере и без нарушения  законов рыночного ценообразования.

5. Распространение  рыночных отношений на все  сферы экономики. Отсюда необходимы  рынок земли, рынок капитала, рынок  рабочей силы, денежный рынок,  которые в своем взаимодействии  обеспечивают высокую мобильность  экономических ресурсов, их быстрое  перемещение в сферы наиболее  рационального применения, стимулируют  накопление и рост жизненного  уровня. Вместе с тем в рыночной  экономике сохраняется значительный  нерыночный сектор, включающий те  виды деятельности, которые не  могут быть подчинены исключительно  коммерческим критериям (оборона,  часть здравоохранения, образования,  науки, культуры), или так называемая  инфраструктура.

6. Открытость  экономики, ее последовательная  интеграция в систему мирохозяйственных  связей. Принцип состоит в том,  что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

7. Обеспечение  гражданам социальных гарантий  и государственная поддержка  нетрудоспособных, социально уязвимых  членов общества.

8. Отказ  государства от прямого участия  в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам. Деятельность государственных органов по регулированию экономики строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

1.2 Проблемы перехода к рынку.

Современная экономическая наука сегодня  по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это  касается проблем собственности, соотношения  плановых и рыночных методов регулирования  хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами  использования товарно-денежных отношений, и общественных отношений, и общественной жизни. Внедрение новых подходов заставляет заглянуть в историю. Знание истории позволяет увереннее  строить планы и программы  предстоящих действий, избегать допущенных ранее ошибок. В истории существования  человеческого общества существовали самые различные социальные и  экономические структуры. Одни из них  отличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали развитие общества. Другие - страдали жесткостью и поэтому, в конце концов, превращались либо в голые абстракции, либо, будучи наложенными на развивающийся живой социальный организм, давили и деформировали его. Нечто подобное имело место и в истории развития нашей страны. Насаждение жестких, не допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало все сферы жизни общества. Так, в экономике это выразилось в жестком директивном планировании. Я не буду разбирать ошибки способов и методов разработки пятилетних планов, напомню лишь, что ни один из них не был выполнен так, как он намечался. Кроме того, при централизованном планировании объемы будущего спроса при фиксированных ценах определялись в общей совокупности, а не в зависимости от доходов конкретных групп людей. Значит, сложный нелинейный характер этой зависимости заменялся на элементарные агрегированные линейные показатели, а это не могло пройти “даром”. Но главная ошибка, на мой взгляд, заключалось в том, что использовалась посылка о том, что социалистический потребитель потребляет товар на рациональном уровне вне зависимости от уровня благосостояния этого потребителя. Действительно, в бывшем СССР часто оперировали среднедушевыми показателями там, где они были совершенно непригодными (рис. 1.)

Но особенно ярко в экономической сфере данные структуры проявились в отношениях собственности. Если в первые годы Советской власти в стране имели место самые различные формы собственности и основанные на них формы хозяйствования, то уже к середине 30-х годов практически все формы хозяйствования были обобществлены, т.е. переведены в государственную или колхозно-кооперативную собственность, что фактически также являлось государственной собственностью. Что же касается личной собственности граждан, то хотя она и имела формальное право на существование, реально она в общественном сознании оценивалась как пережиток прошлого, затем как признак потребительства и конформизма.    

 В 50-х  годах процесс дискриминации  всех других форм собственности  и соответственно их субъектов был доведен до своего логического завершения. В Уголовном кодексе РСФСР, вступившем в силу с 1 января 1964 года, ответственность за покушения на государственную и общественную собственность стала, как правило, в два раза выше, чем за покушения на собственность личную.

В результате практически все, сложившееся прежде, до революции, в нашей стране, и  позже в передовых капиталистических  странах было либо разрушено, либо отброшено  как ненужное, вредное, несоциалистическое, мешающее строить светлое будущее общество. Итогом этого стала потеря человека как главного субъекта и объекта не только производства, но и жизни общества. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование элементарных экономических и социальных требований сделали человека “винтиком” какого-то огромного, чуждого интересам конкретных людей механизма. Человек лишается возможности проявить свою личную инициативу, деловые качества, что имеет ключевое значение в развитии рыночных отношений.

Однако  с демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, именно с них началась медленная и болезненная ломка  наших старых экономических стереотипов.

 

2 Закономерности перехода к рыночной экономике.

 

2.1 Две модели переходной экономики.

 

Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношениях, а также производства, с другой — осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего, в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.

Рассмотрим  подробнее 2 типа возможных моделей  развития событий. Это метод «шоковой терапии» и градуализм. Первый обуславливает скорый переход к рыночной экономике, быстрое осуществление реформ без оглядки на последствия. Второй - обратный соответственно. Планомерное реформаторство с чутким анализом сопутствующих ему процессов.

Информация о работе Концепция перехода к рыночной экономике