Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 18:50, реферат
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражение данное явление нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой и правом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развития общества.
Целью данной исследовательской работы является рассмотрение концепции перехода к рыночной экономике нашего государства.
При изучении данной темы мы ставим задачами рассмотрение программ экономических реформ, закономерностей перехода к рыночным реформам, методы перехода к рыночной экономике и их реализацию в нашем государстве.
Введение…………………………………………………………………3
1. Концепции перехода к рыночной экономике
1.1 Понятие переходной экономики…………………………………..4
1.2 Проблемы перехода к рынку………………………………..........8
2. Закономерности перехода к рыночной экономике
2.1 Две модели переходной экономики……………………………..11
2.2 Причины выбора одной из моделей…………………………….11
2.3 Суть выбранного метода………………………………………...13
2.4 Реализация выбранного метода…………………………….......18
Заключение…………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………
К началу лета 1992 года в стране сформировался мощный проинфляционный блок «Гражданский союз», в который входили представители военно-промышленного и агропромышленного комплексов, партии центристского и левоцентристского толка, различные профсоюзные организации. Опасаясь начала банкротства предприятий, промышленники и лидеры профсоюзов были готовы поддержать инфляцию, которая, на их взгляд, являлась для трудящихся меньшим злом, нежели безработица. В этом их поддержал шестой съезд народных депутатов (апрель 1992 года) и многие средства массовой информации. Правительство Е. Гайдара должно было считаться с этим, и ему пришлось идти на компромиссы и лавирование. Так, весной 1992 года промышленным и сельскохозяйственным предприятиям были даны льготные кредиты, что сразу же сказалось на ходе реформ, а это означало некоторое отступление от провозглашенного курса на стабилизацию, снижение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита и т.д.
Правительство стало привлекать на свою сторону ряд директоров государственных предприятий, особенно тех, кто уже сумел приспособиться к новым условиям хозяйствования. Для них были сделаны некоторые уступки в денежно-кредитной и внешнеэкономической сферах, а в состав правительства вошли директора наиболее крупных предприятий ВПК и топливно-энергетического комплекса (В. Шумейко, Г. Хижа, В. Черномырдин). Таким образом, правительство стало коалиционным.
Летнее отступление правительства под напором сил хозяйственников ослабило провозглашенную ранее жесткую кредитно-денежную политику. В результате этого осенью 1992 года резко ускорился рост цен (до 5 % в неделю в сентябре-ноябре) и произошло обвальное падение курса рубля (в три раза за два месяца). Руководители предприятий, профсоюзы ценой тяжелого социального опыта, наконец, осознали правоту предостережений Е. Гайдара о том, что «мягкая бюджетная политика» неизбежно приведет к катастрофическим последствиям в экономике России.
Можно сказать,
что с июля по декабрь 1992 года реформы
как бы замерли. Это было связано
также и с тем, что в июле
1992 года Верховный Совет назначил
В. Геращенко председателем
12 декабря
1992 года, когда на седьмом съезде
народных депутатов Е. Гайдар
был снят с должности и.о.
премьер-министра, а через два
дня на его место был назначен
В. Черномырдин, казалось, что
с реформой покончено, и
На рубеже
1992—1993 годов в стране шла острая
борьба между двумя ярко выраженными
группами интересов, готовыми поддержать
два альтернативных варианта экономического
развития. Линия размежевания проходила
по вопросу о роли инфляции и путях
ее преодоления. Сторонники первого
варианта ратовали за продолжение политики
«дешевых денег», то есть мощного государственного
финансирования народного хозяйства
через кредитную и бюджетную
систему. В их число входили представители
слабых (нередко весьма крупных) предприятий,
неспособных адаптироваться к рынку,
к жестким бюджетным
К числу
сторонников второго, антиинфляционного
варианта можно отнести
Борьба
между группировками в течение
1993 года привела к неустойчивому
экономическому положению, что выразилось
в колебании уровня инфляции от 12
до 35% в месяц. В этот период усилилось
сращивание некоторой части
На смену явной денежной эмиссии пришла политика «мягкого инфляционизма», суть которой состояла в селективной (выборочной) поддержке национальных предпринимателей. Государство стало фактически подавлять конкуренцию во многих отраслях народного хозяйства, устанавливая протекционистские преграды во внешней торговле. Все это, в конечном счете, также усиливало инфляционность российской экономики, поскольку бизнес, защищенный от конкуренции и тесно связанный с государством (особенно его монополистические структуры), мог получать исключительно благоприятные условия как для доступа к бюджетному финансированию, так и для проведения монополистической по сути политики ценообразования.
Весной 1993 года консервативные силы перешли в наступление. Всего нескольких голосов не хватило для отрешения Б.Н. Ельцина от власти при голосовании депутатов на съезде. 25 апреля в стране прошел референдум, на котором избиратели должны были ответить на четыре вопроса: о доверии президенту и его социально-экономической политике, о необходимости досрочных перевыборов президента и народных депутатов. Большинство населения высказалось за доверие президенту и его политике, а также против перевыборов. Это дало дополнительные силы правительству для дальнейшего проведения приватизации и либерализации экономики.
В заключении хотелось бы рассказать о дальнейшей судьбе России, т.к. её последующее развитие показывает положительные и негативные стороны «шоковой терапии».
Летом 1993 года реформы в очередной раз замедлились. По инициативе В. Геращенко Центральным банком России, без согласования с министерством финансов, внезапно был проведён обмен денежных купюр, выпущенных в СССР и России до 1993 года на новые деньги. Объяснялась эта мера желанием Центробанка отсечь денежную массу, которая находилась в обращении в бывших союзных республиках. Но обмен денег проводился в такие короткие сроки, что среди населения поднялась паника, в сберкассах образовались огромные очереди. Правда, вмешался президент, и сроки обмена были продлены, но, тем не менее, все это заметно подрывало доверие к правительству.
Другим, не менее тяжелым ударом по реформам было принятие в августе 1993 года Верховным Советом государственного бюджета с 25%-ным дефицитом. Одновременно увеличивались объемы государственных кредитов на III квартал.
Противоречия между ветвями власти зашли в тупик и достигли критического состояния. В результате президент Б.Н. Ельцин был вынужден 21 сентября 1993 года издать указ № 1400, в котором объявлялось о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Непосредственной причиной появления данного указа можно считать несогласие президента с принятым государственным бюджетом, а более глубинная причина заключалась в том, что законодательная власть стала олицетворять все консервативные силы в обществе, препятствовавшие экономическим реформам. К тому же несовершенство Конституции позволяло депутатам вмешиваться в оперативную деятельность правительства, внося тем самым неразбериху при принятии тех или иных решений.
В этот момент
Б. Ельцин стоял перед выбором: или
не подписывать закон о бюджете
(нарушая тем самым
Наступило очень важное для реформ время. В правительство вернулся Е. Гайдар в качестве вице-премьера и министра экономики, были продолжены радикальные преобразования. В течение октября-ноября 1993 года проведена почти полная либерализация сельскохозяйственного сектора, включая цены на зерно. Президент издал указ о частной собственности на землю. 25 сентября была отменена практика выдачи льготных кредитов (то есть закончился период «дешевых денег»), а Центробанк поднял ставку рефинансирования, установив с ноября 1993 года позитивную реальную процентную ставку. В эти же месяцы заметно начали снижаться темпы инфляции, что, казалось, означало некоторую макроэкономическую стабилизацию.
12 декабря
1993 года в России прошли выборы
в Государственную Думу в
Но в
ходе этих выборов партии демократической
ориентации не сумели набрать достаточного
количества голосов и оказались
в Думе в меньшинстве. Е. Гайдар и
Б. Федоров предпочли уйти в отставку,
а в правительстве усилились
позиции промышленных центристов во
главе с В. Черномырдиным. Но многие
их шаги были направлены на продолжение
экономической реформы, и можно
утверждать, что с этого времени
процесс становления
Но до подлинной макроэкономической стабилизации было еще очень далеко, в чем можно убедиться, проследив динамику обменного курса рубля. В течение 1994 года он имел постоянную тенденцию к снижению. Особенно резкое и внезапное падение курса рубля по отношению к доллару было зафиксировано в сентябре (на 20%), за неделю с 3 по 10 октября он упал на 17%, а 11 октября произошел обвал курса (на 27%, с 3081 до 3926 руб. за доллар). Этот день тут же был назван «черным вторником». Через два дня курс поднялся до 2940 руб. за доллар, но постоянная девальвация рубля сохранялась, и к концу года курс обмена достиг 3550 руб.
Одной из
самых болезненных проблем 1991—1993
годов был распад рублевой зоны.
Роспуск СССР повлек за собой потрясение
в денежной системе. В 1991 году на территории
бывшего Советского Союза возникли
15 центральных банков, каждый из которых
мог увеличивать денежную массу,
выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные
деньги вправе выпускать только Центральный
банк России (поскольку все печатные
станки находились в Российской Федерации),
кредиты — это тоже деньги. Банки
стремились перегнать друг друга
в выпуске таких кредитов, что
вело к нестабильности денежной системы,
к возрастающей инфляции. Ни одна из
новых независимых стран не хотела
признавать верховенство России в этой
сфере, поэтому необходимо было разделить
рублевую зону и создать в каждой
республике свою валюту с собственным
центральным денежно-кредитным
В конце концов, стало ясно, что распад рублевой зоны неизбежен. В 1992 году собственные валюты ввели Эстония, Латвия, Литва, Украина, а в 1993 году – почти все остальные республики.
Казалось
бы, распад единой денежной системы
прошел быстро, но многие страны были абсолютно
не готовы к денежным реформам, время
было упущено, и практически все
из них (кроме прибалтийских
Важной
проблемой была взаимная торговля между
бывшими республиками СССР, поскольку
еще в рамках Советского Союза
стал процветать натуральный обмен,
или бартер. Когда же распался СССР,
некоторые новые независимые
государства не сразу осуществили
либерализацию внешней
Одним из ранних проявлений экономической реформы в России был рост товарных бирж, число которых в 1990—1991 годах достигало 300. Большинство из них были универсальными и занимались продажей самых разнообразных товаров. Доходность сделок на этих биржах складывалась в основном за счет искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким, контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным ценам, что позволило многим биржевикам создать немалые состояния.
Либерализация цен в январе 1992 года привела к кризису товарных бирж, их число стало резко сокращаться. К лету 1993 года количество активных бирж снизилось до 150, и только 40 из них функционировали постоянно. 40% общего оборота было сконцентрировано на шести товарных биржах, четыре из которых находились в Москве. Торговля такими товарами, как нефть, никель, алюминий, древесина, зерно, уголь была сконцентрирована на одной из специализированных бирж.
На процесс
сокращения количества товарных бирж
повлияло также и то, что в стране
была разрешена обычная частная
оптовая торговля инвестиционными
товарами. Однако биржи сыграли заметную
роль в становлении рыночных отношений,
послужили фундаментом для